Министерство
образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(СИУ (ф) РАНХиГС)
Факультет экономики и финансов
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФИНАНСЫ
На тему: «Государственные
заимствования и
управление
государственным долгом»
Выполнил: Лихошерстов
В.А.
студент I курса
очного отделения
группа 14121
Проверила: Гоманова Т.К.
Новосибирск,
2015
Содержание
- Введение………………………………………………………………………………………..…………3
- Формы
долговых обязательств……………………………………….……………………4-5
- Классификация
видов государственных долгов…………………………….……5-7
- Проблема
государственного заимствования и пути
их решения………..7-9
- Влияние
внешнего долга на экономику…………………………………………..…9-10
- Заключение………………………………………………………………………………………..10-12
1.Объем государственного долга в настоящее
время………………………….11
- Приложение………………………………………………………………………………….……13-14
- Список
используемой литературы…………………………………………………………15
Введение.
В политики нашего времени может
быть возможным применение бюджетных
дефицитов для стабилизации экономики.
А это может повлиять на рост государственного
долга или привести к его образованию. Главными причинами образования
государственного долга являются бюджетный
дефицит и наличие у физических и юридических
лиц личных денежных средств. Так же государственный
долг возникает в период экономической
неуравновешенности. Например, в период
войны. Война требует перераспределения
ресурсов на расходы и на содержание армии.
Для всего этого необходимо дополнительное
финансирование:
- Увеличение налогов. Рост налогов
подрывает трудовой стимул.
- Дефицитное финансирование.
- Выпуск денег. Выпуск денег
приведет к инфляции.
В случае экономических спадов
доход уменьшается, налоговые поступления
сокращаются и это приводит к дефициту
бюджета. Так же в случае увеличения правительственных
расходов может увеличиться бюджетный
дефицит и это приведет к государственному
долгу.
Финансовый кризис 1998 года дал
задуматься многим экономистам и притянул
заинтересованность политиков, впоследствии
того, что государство оказалось на грани
банкротства. После этого проблема управления
государственным долгом встала на первоначальный
уровень.
Экономическое определение
государственного долга – долговые обязательства
Российской Федерации перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права, включая
обязательства по государственным гарантиям,
предоставленным Российской Федерацией.
Формы долговых обязательств.
Государственный долг можно
классифицировать по различным критериям.
- Валютный критерий – внутренний
и внешний. (Рублевые долги относятся к внутреннему
долгу, а валютные – к внешнему.)
- Капитальный и текущий. Капитальный долг – это сумма
выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства, включая проценты. Текущий
долг – это расходы по выплате доходов
и погашению обязательств.
- По срокам – краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
- По уровню управления – государственный
долг РФ, государственный долг субъекта
РФ и муниципальный долг.1
В статье 98 "Формы государственного
долга Российской Федерации" Бюджетного
кодекса Российской Федерации сказано,
что долговые обязательства Российской
Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных
от имени Российской Федерации, как заемщика,
с кредитными организациями, иностранными
государствами и международными финансовыми
организациями; государственных займов,
осуществленных путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской
Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской
Федерации; договоров о предоставлении
Российской Федерацией государственных
гарантий; соглашений и договоров, в том
числе международных, заключенных от имени
Российской Федерации, о пролонгации и
реструктуризации долговых обязательств
Российской Федерации прошлых лет.2
В объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
- Сумма долга по государственным
ценным бумагам.
- Объем основного долга по кредитам.
- Объем основного долга по бюджетным
кредитам, полученными от бюджетов других уровней. (Федеральный, региональный и местный)
- Объем обязательств по государственным
гарантиям.
В объем государственного внешнего
долга Российской Федерации включаются:
- Объем обязательств по государственным
гарантиям.
- Объем основного долга по полученным
кредитам правительств иностранных государств,
кредитных организаций, фирм и международных
финансовых организаций.
Классификация видов
государственных долгов.
Отрицательное воздействие
на экономику оказывает внутренний и внешний
государственный долг. Поэтому в бюджетном
кодексе отдельно выделен раздел классификации
видов государственных долгов РФ, как
внутренних и внешних, так и её субъектов.
Классификация видов государственных
внутренних долгов и долгов субъектов
РФ:
- государственные краткосрочные
обязательства (код 016);
- государственный казначейский
вексель (код 017);
- государственные гарантии
(код 018);
- государственный внутренний
заем РФ 1991 г.;
- государственный внутренний
заем 1992 г.;
- государственные ценные
бумаги, обеспеченные золотом;
- государственный сберегательный
заем;
- государственный внутренний
целевой заем РФ для погашения
товарных обязательств;
- государственный внутренний
долг РФ, принятый от бывшего
СССР;
- задолженность Правительства
РФ по кредитам, полученным от
ЦБ РФ на покрытие бюджетного
дефицита 1991~1994 гг., включая задолженность
по процентам;
- задолженности по техническим
кредитам, предоставленным ЦБ РФ
странам СНГ, Пенсионному фонду
РФ по возмещению расходов
по выплате государственных пенсий
и пособий, по внутреннему валовому
долгу, по авансированным векселям
Агропромбанку, предприятиям топливно-энергетического
комплекса, по облигациям государственных
нерыночных займов;
- индексации вкладов населению;
- облигации федеральных
займов с переменным и постоянным
купонами доходов;
- казначейские обязательства;
- переоформленные в вексель
Минфина России задолженности по централизованным
кредитам и начисленным процентам организаций
агропромышленного комплекса (АПК) и организаций,
осуществляющих завоз продукции в районы
Крайнего Севера, по неуплаченным процентам
за пользование ' централизованными кредитами
предприятий текстильной промышленности
Ивановской области, по финансированию
затрат на формирование мобилизационного
резерва;
- целевые вклады и чеки
на жилье;
- целевой заем 1990 г. и др.
Классификация видов государственного
внешнего долга и государственных внешних
активов охватывает группировку государственных
внешних долговых обязательств,
осуществляемых Правительством РФ в соответствии
с законодательством РФ:
- международных финансовых
организаций (код 021) и (или)
- правительств иностранных
государств (код 022) и (или)
- иностранных коммерческих
банков и фирм (код 023).3
Классификация имеет одноступенчатый
характер, каждому показателю которой
присвоен свой код.
Ведомственная систематизация
представляет собой группировку доходов
и расходов местных бюджетов и отражает
распределение бюджетных ассигнований
по отраслям, подразделам, целевым статьям
и видам доходов и расходов аналогично
ведомственной классификации доходов
и расходов бюджетов субъектов РФ, но применительно
к условиям местного бюджета.4
Проблемы государственных
заимствований и пути их решения.
Говоря о проблемах государственного
долга можно затронуть два вопроса: приведет
ли рост государственного долга к банкротству
страны и окажет ли, какое влияние долг
на следующее поколение. На взгляд современных
экономистов, эти вопросы являются лишь
пустыми страхами.
Государственный долг не может привести
к банкротству, даже самый крупный долг
не сможет лишить государства возможности
выполнять свои финансовые обязательства.
Этому есть три объяснения:
- Рефинансирование – правительство рефинансирует
свой долг. Продает новые облигации и использует
выручку для выплат, а не пытается сократить
расходы и повысить налоги.
- Налогообложение – правительство имеет
полное право повысить налоги и собирать
их для погашения долга. Такой способ менее
эффективен, потому что приведет к спаду
рабочей заинтересованности.
- Печать денег – наконец третье решение
точно не оставит государство в банкротстве.
Государство вправе печатать деньги, которыми
может погасить сам кредит и проценты
по нему. Правда печать новых денег может
привести к инфляции, но точно не приведет
к банкротству.
Рассмотрим два сценария развития событий,
которые ведут к разным результатам. Первый
сценарий - допустим, что упомянутое нами
увеличение государственных расходов
финансируется за счет повышения налогов
- скажем, индивидуального подоходного
налога. Как известно, большая часть дохода
используется на потребление, поэтому
потребительские расходы сократятся почти
на столько же, на сколько возросли налоги.
Таким образом, основное бремя увеличения
государственных расходов примет на себя
нынешнее поколение: ему достанется меньше
потребительских товаров.
Второй сценарий - теперь предположим,
что увеличение государственных расходов
финансируется за счет наращивания государственного
долга. Это означает, что правительство
выходит на денежный рынок и вступает
в конкуренцию за финансовые ресурсы с
частными заемщиками. При данном уровне
предложения денег это увеличение спроса
на деньги приведет к росту процентной
ставки, то есть "цены", уплачиваемой
за пользование деньгами.
Влияние внешнего долга на
экономику.
По мере возрастания внешнего долга страны,
в его обслуживание все больше участвуют
разные сферы экономики. Как правило, государственный
долг не мешает экономическому росту,
но это не означает, что не нужно осуществлять
выплаты по долговым платежам. Более того,
такие платежи даже способствуют экономическому
росту. Такой эффект называется «голландской
болезнью» - это страны с низким уровнем
монетизации экономики. В таком случае
в Российской Федерации национальный
доход не требует перераспределения для
выплат по государственному долгу.
Средний уровень доходов населения, а
также неправильное распределение
денежных средств ведут к ухудшению качества
трудовых ресурсов и не способствуют
увеличению накоплений в личных целях.
Все это ограничивает экономический рост.
Пояснив данные суждения, можно сделать
вывод что, государственный долг является
главной причиной низкого или ниже среднего
уровня жизни населения и не высокого
благосостояния страны.
Заключение.
Большая и серьезная работа была посвящена
актуальности проблемы управления государственным
долгом. В связи с кризисами 1998 и 2008
годов. Экономисты выяснили, что для российской
экономики государственный долг является
болезненной проблемой, как внутренний,
так и внешний. Само понятие «государственный
долг» в обществе обозначает обязательства
государства перед различными кредиторами
иностранных государств, также перед местными
кредиторами. Так или иначе, от государственного
долга нужно избавляться.
Возможны несколько основных путей покрытия
государственного долга:
Добровольный – когда государство
выставляет ценные бумаги на свободный
рынок, а именно, бумаги с не долгосрочными обязательствами.
Вынужденный – когда государство предоставляет свои ценные бумаги под осуществление государственных программ. Например, ценные бумаги государства, могут служить центральному банку, для поддержания собственного рынка.
Дружеский – когда министерство
финансов берет кредит у центрального
банка.