Государственные расходы. Состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить основы формирования расходов государственного бюджета РФ.
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:
1) определить экономическое содержание расходов бюджетов РФ;
2) изучить расходы федерального бюджета РФ;
3) рассмотреть расходы бюджетов субъектов РФ;
4) проанализировать расходы Псковской области в 2007-2008 г.г.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы формирования бюджетов РФ 4
Глава 2. Исследование расходов Псковской области 15
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Finansy_kursovik.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Псковский государственный  политехнический институт

Финансово-экономический  факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая  работа

«Финансы»

Тема «Государственные расходы. Состав и структура.»

Студент: Моругина О.И.

Группа: 073-1101

Шифр: 0707056

Руководитель: Павлова Н.И.

 

 

 

 

Псков

2010

Содержание

 

Введение

Актуальность написания данной курсовой работы заключается в том, что определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджет.

Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

На величину и структуру расходов бюджета  влияют множество факторов, таких как: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Цель данной работы: изучить основы формирования расходов государственного бюджета РФ.

В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:

          1) определить экономическое содержание расходов бюджетов РФ;

          2) изучить расходы федерального бюджета РФ;

          3) рассмотреть расходы бюджетов субъектов РФ;

          4) проанализировать расходы Псковской области в 2007-2008 г.г.

 

Глава 1. Основы формирования бюджетов РФ

1.1. Экономическое содержание расходов бюджетов РФ

Бюджет –  это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий силу закона, утверждающийся Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается президентом РФ.

Расходы бюджета – это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Разумные объёмы и структура государственных расходов – это один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.

Права и обязанности  соответствующих органов власти, связанные с реализацией этих экономических отношений, называются расходными полномочиями.

Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

  • определяет требования к объёму, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структура расходов (т.е. осуществляет нормативное правовое регулирование бюджетных расходов);
  • обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;
  • осуществляет финансирование (организацию, производство) общественных услуг (собственных или переданных ему расходных полномочий).

В расходах бюджета  находят своё отражение две стороны  единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование денежных средств, необходимых для оказания государственных услуг социального характера (текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственная поддержка другим бюджетам).

Расходные обязательства  РФ исполняются за счёт собственных  доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства РФ исполняются за счёт средств государственных внебюджетных фондов.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся на:

1) Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Основной целью  капитальных расходов бюджетов является развитие имущественной основы государства  и местного самоуправления. Достижение данной цели позволяет обеспечить расширенное  воспроизводство в рамках РФ, ее субъектов и муниципальных образований соответственно.

2) Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Таким образом, в составе  текущих расходов следует выделить следующие основные направления:

  • финансовое обеспечение текущего функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • финансирование бюджетных учреждений;
  • оказание государственной поддержки нижестоящим бюджетам;
  • оказание государственной поддержки отдельным отраслям экономики на текущее функционирование.

Таким образом, текущие расходы бюджетов, предназначенные  для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления, обеспечивают решение вопросов простого воспроизводства в масштабе РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Что касается капитальных расходов бюджетов, то они направлены на решение задач расширенного воспроизводства и предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • межбюджетных трансфертов;
  • кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

1.2. Расходы федерального бюджета РФ

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием РФ в виде федерального закона. Бюджет ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный  бюджет закреплено в конституции РФ (ст.71), а Бюджетный Кодекс РФ детально регламентирует порядок формирования и исполнения.

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направленные для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы федерального бюджета классифицируются:

  1. по экономической роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и другое.

В соответствии с выполняемыми функциями государства  исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  1. обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  2. функционирование федеральной судебной системы;
  3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
  5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  7. государственная поддержка атомной энергетики;
  8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  9. исследование и использование космического пространства;
  10. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  11. формирование федеральной собственности;
  12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  13. компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  16. федеральная инвестиционная программа;
  17. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  18. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  19. финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  20. официальный статистический учет;
  21. прочие расходы.

Информация о работе Государственные расходы. Состав и структура