Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:16, контрольная работа
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Наряду с государственным (федеральным) бюджетом в бюджетной системе страны имеются бюджеты субъектов Федерации, местные и городские бюджеты. В рыночных условиях хозяйствования государственная финансовая система ориентирована не на командные и дотационные методы, а на функции экономического и финансового регулирования, стимулирования и сдерживания.
Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение:
Государственная кредитная система отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе возвратности для финансирования государственных расходов.
Система страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Взаимодействие между подсистемами финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы.
Каждая подсистема, в свою очередь, подразделяется на звенья в зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности, характера деятельности и пр. В основе взаимосвязей финансовой системы находятся финансы хозяйствующих субъектов (предприятий), финансовое обеспечение воспроизводственных затрат, осуществляемое в трех формах:
Финансовая система – это совокупность многочисленных групп и звеньев финансовых отношений.
Государственные финансы: государственных коммерческих предприятий; государственных учреждений и организаций некоммерческой деятельности; отраслей народного хозяйства; государственного бюджета; государственного кредита; государственных внебюджетных фондов; Государственного страхования; государственных банков.
Финансы коммерческих предприятий новых экономических структур: на кооперативных отношениях собственности.
Финансы частного предпринимательства: частного предпринимательства (юридическое лицо); частного предпринимательства (без образования юридического лица).
Финансы регионов: республик; областей в составе Российской Федерации; межрегиональных программ.
Финансы общественных организаций: профессиональных союзов; политических партий; добровольных обществ; благотворительных фондов.
Кроме того, финансовая система является совокупностью финансовых институтов Российской Федерации, которые подразделяются на государственные и коммерческие финансовые организации:
Государственные финансовые организации: Министерство финансов; Государственная налоговая служба; Главное управление налоговых расследований; Налоговая полиция; Федеральное казначейство; Государственный таможенный комитет; Инспекции государственного страхования; Дирекции специализированных финансовых фондов: пенсионного, социального страхования, социального обеспечения, занятости и др.; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
Коммерческие финансовые организации: фондовые биржи; валютные биржи; инвестиционные фонды; приватизационные чековые фонды; лизинговые компании.
Основные направления развития финансов в программе экономических реформ и перехода к рынку в Российской Федерации характеризуются такими основными понятиями, как финансы, финансовая система и финансовая политика.
Финансы:
Финансовая система:
Финансовая политика:
В настоящее время финансовая система России испытывает нарастание негативного воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Основополагающими причинами нестабильности являются:
Начиная с 1998 г. Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменён механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ. Отказ Правительства РФ от заимствований на внутреннем рынке означал, что в условиях экономической неопределённости вложения в иностранную валюту, прежде всего в доллар США, стали наиболее привлекательным видом активов практически для всех экономических агентов, включая население. Это усилило давление на рубль и способствовало сохранению высоких девальвационных ожиданий.
В этих условиях Банк России оставался практически единственным продавцом иностранной валюты на валютной бирже. Ажиотажный спрос на валюту усилился после отставки Правительства РФ. Однако ни валютные интервенции, ни увеличение ставок по кредитам Банка России, ни его действия по изъятию ликвидности путём привлечения средств в депозиты Банка России не могли удержать ситуацию и Банк России объявил об отказе от политики поддержания курса за счёт значительных валютных интервенций, ограничив их роль сглаживанием крайне резких колебаний рубля, и перешёл к режиму плавающего валютного курса.
Такая политика позволила осуществлять более гибкое управление совокупным денежным предложением. Экономически обоснованный валютный курс создаёт условия для стабилизации покупательной способности национальной валюты на основе самостоятельной денежно-кредитной политики. Основное преимущество денежно-кредитной политики в условиях плавающего валютного курса состоит в том, что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям и оказывающего серьёзное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность для повышения насыщенности экономики деньгами.
Рыночное определение валютного курса, на поддержание которого не расходуются валютные резервы Центрального банка, позволяет больше внимания уделять проблемам реального сектора экономики. В этих условиях появляются возможности увеличения положительного сальдо счёта текущих операций, улучшения платёжного баланса в целом. А это, в свою очередь, позволяет начать работу по восстановлению золотовалютных резервов Банка России, что чрезвычайно важно в посткризисный период для достижения долгосрочной стабилизации национальной валюты.