Государственные финансы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 09:59, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие о государственных финансах РФ, состав и структуру;
выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов РФ.

Содержание

Введение 3
Понятие о государственных финансах РФ 4
Структура государственных финансов РФ 6
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета РФ 7
2.2 Значение внебюджетных фондов РФ 8
2.3 Государственный кредит РФ 10
Повышение эффективности государственных финансов 11
Заключение 13
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат финансы.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА»

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

Реферат на тему:

 «Государственные финансы РФ»

 

 

 

 

Выполнила студентка 202 группы

специальности «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит» Осина Ксения

Проверил: Миронов В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2012 
Содержание

 

     Введение                                                                                                             3

  1. Понятие о государственных финансах РФ                                                4
  2. Структура государственных финансов РФ                                                6
  3. 2.1 Понятие и сущность государственного бюджета РФ                              7
  4. 2.2 Значение внебюджетных фондов РФ                                                        8
  5. 2.3 Государственный кредит РФ                                                                    10
  6. Повышение эффективности государственных финансов                       11

Заключение                                                                                                       13

Список использованной литературы                                                            14

 

Введение

 

Финансы – это экономическая категория, прежде всего связанная с существованием государства. Исследование государственных финансов является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, т.к. они образуют важную часть финансовой деятельности общества с рыночной экономикой.

Актуальность выбранной темы обуславливает цель работы: рассмотрение государственных финансов РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие о государственных финансах РФ, состав и структуру;
  2. выявить необходимость и меры повышения эффективности государственных финансов РФ.

 

1 Понятие о государственных  финансах РФ

 

Государственные финансы - совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.

Задачей государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в руках государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование общественных нужд.

Цель государственных финансов – денежное обеспечение функций субъектов органов власти.

Следует различать государственные финансы в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы, за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а так же природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, социальными, политическими и другими особенностями.

Управление государственными финансами в России осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.). Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни.

Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Государство необходимо для предоставления нужных обществу в целом и его жителям товаров и услуг, законодательного формирования необходимых норм и институтов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам.

Государство может непосредственно управлять только собственными ресурсами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет.

Областью возникновения и функционирования финансов является необходимость распространения стоимости валового внутреннего продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, чтобы каждый получил свою долю. По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны.

 

2 Структура государственных финансов РФ

 

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В РФ к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

- Федеральный бюджет;

- Бюджеты субъектов РФ;

-  Внебюджетные фонды РФ (централизованные  федеральные бюджеты и внебюджетные  фонды);

- Внебюджетные фонды субъектов РФ

К категории «государственные финансы» можно так же отнести такие понятия как: государственный кредит; налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств.

Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим – выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет. По функциональному признаку в составе государственных финансов РФ выделяются обособленные звенья:

- Государственный бюджет;

- Государственные внебюджетные  фонды;

- Государственный (муниципальный) кредит.

Каждое из этих звеньев выполняет специфические функции. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную единицу.

 

2.1 Понятие и сущность  государственного бюджета

 

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны – ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а так же обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Источники доходной части государственного бюджета:

- 70-80% формируют налоговые поступления;

- в значительно меньшей степени  – доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- доходы государственного предпринимательства.

Основные функции бюджета заключаются в следующем: перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта; государственное регулирование и стимулирование экономики; контроль над образованием и использованием центрального фонда денежных средств. Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

 

 

2.2 Значение внебюджетных  фондов РФ

 

Существенная роль в системе государственных финансов РФ принадлежит государственным внебюджетным фондам, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы, обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счет целевых обязательных отчислений. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации;

- Фонд социального страхования  Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти, в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.

Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие любо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общегосударственного, республиканского и регионального значения. Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В Росси определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.

 

 

  • 2.3 Государственный кредит РФ
  •  

  • Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств организаций, предприятий и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

    Информация о работе Государственные финансы РФ