Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 12:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственных финансов, их функций, роли государственных финансов и их особенностей.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность государственных финансов;
рассмотреть функции государственных финансов;
определить роль государственных финансов;
Введение 3
1. Государственные финансы 4
1.1. Понятие государственных финансов 4
1.2. Содержание государственных финансов 5
2. Функции государственных финансов 9
3. Роль государственных финансов, их особенности 14
3.1. Назначение и роль государственных финансов 14
3.2. Особенности государственных финансов 19
Заключение 21
Список литературы 23
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра УРИКОСТ
Курсовая работа
по дисциплине государственные и муниципальные финансы на тему:
«Государственные финансы. Функции, роль и особенности государственных финансов».
Выполнила: студентка 8401 гр.
Морева Екатерина
Проверил: Корнюш В.Ф.
Новосибирск 2012
Оглавление
Деятельность любого независимого государства неразрывно связано с определёнными экономическими процессами, происходящими в той или иной стране. От эффективности, налаженности, стабильности, этих процессов зависит и благополучие государства. Данные экономические процессы проявляют в себя в понятии "государственные финансы".
Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что в независимости от типа экономической системы основным предназначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены посредством рыночного механизма, то через спрос и предложение, а также отдельными гражданами по объективным причинам. Такими потребностями являются: структурная перестройка экономики, охрана окружающей среды, оборона, правопорядок, наука, образование, социальная защита и социальная обеспечение, охрана здоровья и др. Исходя из степени неудовлетворенности этих потребностей, государство строит свою финансовую политику, определяя степени и методы вмешательства в жизнедеятельность субъектов экономической системы.
Из всего вышесказанного четко видно, что данная проблема очень актуальна, более того, она будет актуальна всегда.
Целью данной работы является изучение государственных финансов, их функций, роли государственных финансов и их особенностей.
Задачи курсовой работы:
Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств1.
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы.
Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
Основным финансовым фондом страны,
обеспечивающим образование, распределение
и использование
Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.
Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.
Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности, государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления2.
Субъектами денежных отношений являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления3.
Для выполнения общих функций в границах федерации Россия формирует федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначаются для финансирования государственных целевых комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления. В системе бюджетных отношений Российской Федерации особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.
Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.
Отдельное звено в составе
Специфической частью
С помощью госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит.
Масштабы полномочий каждого уровня управления, выполняемые ими функции, предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и использования. В зависимости от Конституции основные решения по вопросам формирования доходов и расходования средств могут приниматься на уровне центральных органов власти или на уровне регионов.
Преобразование
В рыночной экономике финансов
Сущность государственных финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается.
Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов: распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной6.
В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства — с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.
Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП.
Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.
Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно-инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.
Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов.
Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.
Информация о работе Государственные финансы. Функции, роль и особенности государственных финансов