Государственные финансы. Функции, роль и особенности государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение государственных финансов, их функций, роли государственных финансов и их особенностей.
Задачи курсовой работы:
 изучить сущность государственных финансов;
 рассмотреть функции государственных финансов;
 определить роль государственных финансов;

Содержание

Введение 3
1. Государственные финансы 4
1.1. Понятие государственных финансов 4
1.2. Содержание государственных финансов 5
2. Функции государственных финансов 9
3. Роль государственных финансов, их особенности 14
3.1. Назначение и роль государственных финансов 14
3.2. Особенности государственных финансов 19
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства7.

Контрольная функция  государственных финансов — прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание, его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российской Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

Важным органом  финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов8.

Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно- ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов

Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем9.

Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

 

  1. Роль государственных  финансов, их особенности

    1. Назначение и роль  государственных финансов

 

Главное назначение государственных финансов — с помощью разных финансовых институций содействовать успешному экономическому и социальному развитию государства, обеспечению прав и свобод человека. Это достигается благодаря методам и формам мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства и использование их для развития экономики, обеспечения социальных гарантий населения, содержания армии, органов всех ланок власти10.

 Совокупность отмеченных форм  и методов достала название  финансового механизма системы  управления в государстве. От  того, насколько он совершенен, зависят  темпы экономического и социального  развития, благосостояние граждан.  Важное значение имеет и то, какой объем финансовых ресурсов от их общего количества, которые создаются в государстве, она привлекает в свое распоряжение и на какие цели использует. Однако эти общие показатели еще не обеспечивают полную характеристику эффективности функционирования государственных финансов.

Необходимость государственных финансов предопределена тем, что за любого типа экономической системы основным назначениям государства есть обеспечение  финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть довольны через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, учитывая соответствующие объективные причины. К ним принадлежат, в частности, структурная перестройка экономики, борьба, с монополизмом, защита окружающей среды, оборона, правопорядок, защита тех граждан, которые на рынке входят в число потребителей — инвалиды, дети, престарелые, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и тому подобное.

Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, главным  заданием которой является поиск  оптимальной модели перераспределения  финансовых ресурсов с целью ускорения  роста материального производства и благосостояния населения. Для построения такой модели нужно определить уровень вмешательства государства в хозяйственную деятельность производственных структур и уровень обязательств государства в вопросах социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая частица валового внутреннего продукта должна сосредоточиваться в финансовых институциях, создаваемых государством11.

 Следует учитывать, что необоснованно  высокая частица централизации  финансовых ресурсов приводит  к негативным последствиям, поскольку централизовано трудно вести рациональное распределение и обеспечить его эффективное выполнение. Однако снижение централизации при высоком уровне государственной собственности предопределяет бесхозяйственность и разные перекосы в распределении и использовании финансовых ресурсов, и в конечном итоге — финансовое расстройство в государстве.

 Нужна также оптимизация  перераспределения финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении  населения. Если государство излишне  вмешивается в перераспределение  частицы населения в валовом внутреннем продукте, это устраняет стимулы к труду, снижает темпы экономического роста. В то же время невмешательство государства в этот процесс или значительное их сокращение также имеет негативные последствия — сдерживает развитие образования, науки, приводит к обнищанию некоторых слоев населения и тому подобное.

Процессы, которые осуществляются с помощью государственных финансов — это явление макроуровня, однако роль государственных финансов оказывается не меньшей мерой в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов. Важное значение имеет то, как мобилизируются ресурсы, какими каналами и в какой форме происходит их движение, на каких принципах они выделяются и используются12.

 При условиях рынка главной  формой мобилизации финансовых ресурсов у распоряжения государства являются налоги, собрания и отчисления. Определение объекта налогообложения или вычисления платежей, предусмотренных льгот, ставок налогов и платежей, сроков уплаты, ответственности, за несвоевременную уплату является механизмом влияния на экономические и социальные процессы, как и очерчивает роль финансов на микроуровне.

 При использовании ресурсов  государство определяет метод  финансирования расходов — прямое  бюджетное финансирование, бюджетное  кредитование или самофинансирование. Рыночная экономика предусматривает привлечение средств через выпуск акций, облигаций, разных кредитных обязательств. Это форма реализации роли финансов в хозяйственном механизме государства.

 Анализируя бюджетные данные  разных стран, можно сказать, что ресурсы, которые находятся в распоряжении государства, значительно больше в странах с переходной экономикой, чем в странах с экономикой рыночного типа.

Состав и направления использования  государственных расходов определяются характером достаточно разнообразных функций государства. В состав расходов, связанных с политическими функциями государства, принадлежат: содержание армии; государственного аппарата управления и власти; посольств; консульств; уплата взносов к международным организациям и тому подобное. Они составляют от 3 до 10% от внутреннего валового продукта и от 10 до 25% от общей суммы государственных расходов развитых стран. В состав расходов, связанных с экономическими функциями государства, входят государственные инвестиции в отрасли экономической инфраструктуры, субсидии, частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и тому подобное.

 Государство превратилось в  большого предпринимателя, потребителя  и инвестора, банкира, заемщика  и экспортера капитала.

 С помощью расходов на  капиталовложение, которые составляют  от 5 до 30% от общего объема государственных  расходов, государство достаточно  активно влияет на норму нагромождения,  ее уровень и динамику, чем  в значительной мере способствует  использованию темпов обновления капитала и экономического роста.

 Много новых видов продукции  и даже целых отраслей промышленности  возникли благодаря непосредственной  финансовой поддержке государства.  Сфера государственной инвестиционной  деятельности значительная, она охватывает в ведущих промышленно развитых странах мира от 5 до 20% от валовых капиталовложений. Общепризнанно, что государственные инвестиции и субсидии частным лицам и промышленности способствуют улучшению возможностей производства и росту национального благосостояния13.

 Следует отметить и на  достаточно большом влиянии расходов  на экономику для регуляции  рыночных отношений. Механизм  функционирования государственных  расходов способствует развитию  внутреннего и расширению внешних  рынков сбыта. Выросло вмешательство государства и в сферу международных валютных, финансовых, кредитных отношений и товарного обмена. Увеличился экспорт государственного капитала, еще весомее стало его место в общем объеме капитала, который экспортируется. Выросла роль государства как гаранта вывоза частного ссудного капитала. Через многочисленные государственные компании и организации, на какие возложенные функции страхования экспортных кредитов, она в известной мере контролирует его формирование и движение. Значительная часть экспорта кредитуется государством на льготных условиях, экспортеры товаров и услуг пользуются достаточно широким кругом вывозных премий.

Таким образом, государственные расходы  стали одним из главных инструментов концентрации и централизации капитала, увеличения нагромождений в национальной экономике. В целом в странах с развитой рыночной экономикой расходы, предопределенные экономическими функциями государства, составляют от 10 до 15% от валового продукта и от 20 до 35% от общей суммы государственных расходов. Эти финансовые ресурсы принимают непосредственное участие в процессе расширенного воссоздания, постоянно превращаются в саморастущую стоимость — капитал. Социальные функции государства воплощаются путем обеспечения минимального прожиточного уровня категориям населения, содействия развитию образования, культуры, здравоохранения и окружающей среды. В целом расходы на социальные потребности составляют от 20% до 35% от общего объема государственных расходов в большинстве стран мира14.

 За социально-экономическим содержанием эта группа расходов является частью стоимости рабочей силы и непосредственно предопределенная необходимостью ее воссоздания. Развитие научно-технической революции влияет не только на средства производства, но и на рабочую силу, объективно предопределяет повышение требований к ее профессиональной подготовке. Растут производительная сила труда и стоимость товара — "робоча сила". Расходы на образование, формирования нового типа рабочего, который имеет достаточный уровень общей и специальной профессиональной подготовки, рассматриваются в настоящее время как одна из форм капиталовложений, что дает прибыль, и финансируются в значительной мере за счет государства. По данным американского экономиста Т. Шульца, почти треть национального дохода США получается благодаря повышению уровня образования.

 Относительно расходов на  научно-исследовательские работы  и опытно-конструкторские разработки, то современное государство превратилось  в главного организатора и  инвестора научных исследований, в странах Запада финансируется от 15 до 65% расходов на эти потребности. Широкое финансирование научных исследований и их внедрение в производство — качественно новый элемент государственного ведения хозяйства, которое способствует интенсификации производства и повышению его эффективности.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

    1. Особенности государственных финансов

 

Государственные финансы имеют  ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики15.

Информация о работе Государственные финансы. Функции, роль и особенности государственных финансов