Государственные финансы и методы их управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и друг их потребностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….....3
Глава I. Понятие и особенности финансов
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………….……………5
1.2. Особенности финансов……………………………………...………….…………9
Глава II. Функции финансов
2.1. Распределительная функция……………………………………………….….…12
2.2. Контрольная функция…………….…………………..…………..…….……....14
2.3. Другие функции…..……….…………………………………………………….15
Глава III. Государственные финансы и методы их управления
Государственные финансы…………………………….………………………..17
Методы управления финансами………...…………….…………..……………20
Заключение………………………..…………………………………….………23
Список литературы…….…..……..…………………………………………..…….24

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и функции финансов2.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Одна из важных задач  финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и  контрольная функции – это  две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях имеющихся  в бухгалтерской, статистической и  оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться   с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых  обязательств.

 

 

2.3. Другие функции.

 

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном   воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции,   обеспечиваться условия для проведения режима      экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной и контрольной функции, по  мнению  некоторых  экономистов,  финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения  обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому  росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных  вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

 

 

 

Глава III. Государственные финансы  и  методы их  управления

3.1  Государственные финансы.

 

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной  обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности  государственные   финансы – это  денежные отношения по поводу распределения  и  перераспределения стоимости     общественного  продукта и   части национального богатства,   связанные   с формированием  финансовых ресурсов  в    распоряжении   государства и    его предприятий    и использованием     государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих  социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами   денежных отношений в данной  сфере являются     государство (в лице соответствующих структур   власти), предприятия, объединения, организации, учреждения,   граждане.

Экономическое  содержание  государственных  финансов  неоднородно;  в  их  составе  выделяются  отдельные  обособленные  звенья,  каждое  из  которых  выполняет  специфические  функции.  В  состав государственных  финансов  включаются:   бюджеты  разных уровней   государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных   предприятий. Благодаря  разному  функциональному  назначению перечисленных звеньев   государство оказывает влияние на широкий спектр экономических  и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных   проблем.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном уровнях. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется  значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым   методом. Бюджеты разных уровней - федеральный,    республиканские, местные являются финансовой  базой деятельности соответственно  для  федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.  В условиях  экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур  их  бюджеты   имеют полную автономию,  независимое положение,  закрепленное  соответствующими  законодательными  актами.  Установление  состава бюджетных доходов и расходов  каждого уровня  зависит от  разграничения функций между федеральными, республиканскими  и местными  органами  государственной  власти  и  управления.

Для  выполнения общих функций в границах федерации Россия    формирует федеральный (центральный бюджет. Его ресурсы предназначаются  для  государственных целевых комплексных  программ,    обеспечения      государственных  расходов, связанных  с выполнением Россией федеральных функций, а также   содержания     вооруженных сил и органов управления. Федеральный  бюджет  имеет  важное  значение  для  правильного  решения  экономических  и  социальных  задач  в  масштабе  всей  России.

В системе  бюджетных отношений Российской Федерации особое звено         составляют республиканские  бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.  Концентрируемые в республиканских бюджетах  средства  распределяются  в отраслевом  и территориальном разрезах  в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного производства,  усиления  социальной  направленности  развития  экономики,  поддержания единого уровня  социальной  защищенности  граждан данной  республики,   обеспечения им  гарантированных конституцией  прав  и свобод.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным    бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с                 повышением  роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного   хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.  Местные бюджеты все  больше  используются  для   регулирования  экономических  процессов,  влияют  на  размещение  производительных  сил,  способствуют  повышению  конкурентоспособности  продукции,  выпускаемыми  местными   предприятиями,  созданию  территориальной  инфраструктуры,  финансированию  затрат  по воспроизводству  трудовых  ресурсов. Важную  роль  играют  местные бюджеты в реализации  социальных  программ,  финансировании  возрастающего объема  социальных  расходов,  обусловленных повышением  требований  к росту качества  жизни.

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными    властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют     определенную самостоятельность. К внебюджетным   фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд,  фонд   занятости населения,  другие   целевые   фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.).  Главное назначение  внебюджетных  фондов  любого  уровня – финансирование  отдельных целевых мероприятий  за  счет  специальных  целевых  отчислений  и  других  источников. Значение  обособленного  функционирования  внебюджетных  фондов  особенно  возрастает  в  условиях  экономической  и  финансовой  нестабильности  в  стране. Автономный  статус  внебюджетных  фондов  позволяет  гарантировать  своевременное  финансирование  важнейших  социальных  мероприятий.  В отличие от  федерального,  республиканских и местных бюджетов  внебюджетные  фонды подлежат  значительно меньшей регламентации и меньшему  контролю  со  стороны  органов  государственной  власти.

 Внебюджетные  фонды   довольно  разнообразны  как   по  функционально-целевому  назначению,  так  и  по  уровням   управления. В  соответствии  с   функциональным  назначением  их  можно подразделить  на  фонды,  имеющие  либо  экономический,  либо  социальный,  либо  природоохранный  характер.  По  уровням  управления  внебюджетные  фонды  подразделяются  на  фонды  общественного,  республиканского  и  регионального  значения.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные     отношения, составляющие содержание государственного кредита.       Государственные  кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных  денежных    средств предприятий, организаций и населения и их   передачей  во   временное  пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных   расходов. Привлечение государством  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на             финансовом   рынке облигаций,  казначейских обязательств и  других   видов       государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.  Государственный кредит  играет  важную  роль  в укреплении  экономики и ее  финансовом  оздоровлении.

С его  помощью  ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке,    направляются на финансирование потребностей экономического и социального  развития. Государственные  кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать  бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблеем  в сфере денежного обращения.

 

3.2.  Методы  управления  финансами

 

 

 Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

Органы управления финансами

Общее управление финансами  в Российской Федерации возложено  на Федеральное Собрание и две  его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

В их задачи входит:

  1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
  2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
  3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Министерство  финансов организует и обеспечивает:

  1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
  4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
  5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
  6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
  7. финансирует сферы деятельности.

 

Управление финансами  осуществляется специальным аппаратом  с помощью особых приемов и  методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

В управлении  финансами  выделяются  объекты и субъекты  управления. В качестве объектов управления   выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии  с  классификацией  финансовых   отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Информация о работе Государственные финансы и методы их управления