Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа
Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике трудно переоценить, особенно сегодня, необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения. Целью данной работы является рассмотрение государственного центрального банка, в целом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и функции государственных центральных банков 4
1.1. Государственный центральный банк 4
1.2. История создания государственного центрального банка 5
1.3. Правовой статус 6
1.4. Функции и виды государственного центрального банка 9
1.5. Организационная структура государственного центрального банка 14
2. Анализ деятельности Государственного центрального банка РФ 22
2.1. Характеристика российского финансового рынка в 2012 году 22
2.2. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2012 года 26
Заключение 34
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов 1 коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу.
Закон определяет место ЦБ
РФ в системе органов
Виды банков разделяются по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабами деятельности.
Коммерческие банки выполняют
расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные
операции, занимаются факторингом, лизингом,
активно расширяют зарубежную филиальную
сеть и участвуют в
Инвестиционные банки (в
Великобритании - эмиссионные дома,
во Франции - деловые банки) специализируются
на эмиссионно-учредительных
Сберегательные банки (в США - взаимосберегательные банки, в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом:
Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия.
По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран деятельность иностранных банков не ограничивается. В России для иностранных банков вводится определенный коридор, в рамках которого они могут разворачивать свои операции. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.
1.5. Организационная структура государственного центрального банка
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Подотчетность Банка России проявляется в:
Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Центральный банк России, являясь
государственным с точки зрения
собственности на капитал, обладает
юридической самостоятельностью в
вопросах тактики и стратегии
проведения денежно-кредитной политики,
направленной на поддержание стабильности
обращения денег и
Вопросы независимости Центрального
банка имеют принципиальное значение
в связи с необходимостью разграничения
государственных финансов и банковских
ресурсов. Правительству, как правило,
не хватает государственных
В результате образуется внутренний
и внешний государственный
Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами — налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.
В процессе обслуживания государственного
долга Центральный банк должен не
только поддерживать Правительство, но,
проявляя независимость, заботиться и
о сохранении ликвидности банковской
системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе
ЦБ и Правительства Агентство
по реструктуризации кредитных организаций
призвано обеспечивать устойчивость банковской
системы и своевременное
Принцип независимости Центрального
банка проявляется также в
передаче функций по кассовому исполнению
бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство.
Кассовая наличность остается в отделениях
банков, а казначейству передаются
функции ведения учетных
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Принцип независимости Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента: