Государственные центральные банки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике трудно переоценить, особенно сегодня, необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения. Целью данной работы является рассмотрение государственного центрального банка, в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и функции государственных центральных банков 4
1.1. Государственный центральный банк 4
1.2. История создания государственного центрального банка 5
1.3. Правовой статус 6
1.4. Функции и виды государственного центрального банка 9
1.5. Организационная структура государственного центрального банка 14
2. Анализ деятельности Государственного центрального банка РФ 22
2.1. Характеристика российского финансового рынка в 2012 году 22
2.2. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2012 года 26
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

К р ГК.docx

— 84.43 Кб (Скачать файл)

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые  центральный банк предоставляет  коммерческим банкам. За получение  этих кредитов 1 коммерческие банки  должны платить. Коммерческие банки  предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные  векселя банков, так и обязательства  третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу.

Закон определяет место ЦБ РФ в системе органов государственной  власти и управления. Так, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

  • назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России - высшего органа Банка, определяющего основные направления его деятельности;
  • представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
  • определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
  • проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (2 раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Виды банков разделяются  по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру  выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабами деятельности.

Коммерческие банки выполняют  расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных  консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки (в  Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий и государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях  и прибегающих к выпуску акций  и облигаций, инвестиционные банки  берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности  по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки (в  США - взаимосберегательные банки, в  ФРГ - сберегательные кассы) - это, как  правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко  и принадлежат ему. Пассивные  операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским  и ипотечным кредитом, банковскими  ссудами, покупкой частных и государственных  ценных бумаг. Сберегательные банки  выпускают кредитные карточки.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных  облигаций.

В зависимости от того или  иного критерия их можно классифицировать следующим образом:

  1. По форме собственности выделяют:
  • государственные,
  • акционерные,
  • кооперативные,
  • частные
  • смешанные банки.

Государственная форма собственности  чаще всего относится к центральным  банкам. Капитал Банка России принадлежит  государству. Подобная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия.

По законодательству большинства  стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных  банков. В ряде стран деятельность иностранных банков не ограничивается. В России для иностранных банков вводится определенный коридор, в рамках которого они могут разворачивать  свои операции. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.

  1. По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов, ограниченной ответственности.
  2. По функциональному назначению банки можно подразделить на:
  • эмиссионные,
  • депозитные
  • коммерческие.
  1. По характеру выполняемых операций банки делятся на:
  • универсальные
  • специализированные.
  1. По числу филиалов банки можно разделить на:
  • бесфилиальные
  • много филиальные.

 

1.5. Организационная структура государственного центрального банка

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчетность Банка России проявляется в:

  • процедуре назначения (выбора) руководства Банка, председателя и членов Совета директоров;
  • процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;
  • правилах, оговаривающих степень невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Центральный банк России, являясь  государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в  вопросах тактики и стратегии  проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения  государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

В результате образуется внутренний и внешний государственный долг. Как Центральный банк должен участвовать  в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под  прямое кредитование Правительства, какой  тип денежной реформы — девальвация  или же деноминация — может  помочь Правительству в решении  его задач, определяется Центральным  банком. В этом и проявляется принцип  независимости Центрального банка. ,

Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами — налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.

В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и  о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство  по реструктуризации кредитных организаций  призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня  центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

Принцип независимости Центрального банка проявляется также в  передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.

Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная  глобальной компьютерной сетью, которая  позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета  на региональном и локальном уровнях.

Принцип независимости Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации» федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России. В  случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную  Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.

Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Принципы организации  Банка России, изложенные в Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

  1. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
  2. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
  3. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
  4. Когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
  5. Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных  подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В настоящее время в  структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:

  1. Сводный экономический департамент;
  2. Департамент исследований, информации и статистики;
  3. Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  4. Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
  5. Департамент методологии и организации расчетов;
  6. Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
  7. Департамент пруденциального банковского надзора;
  8. Департамент по организации банковского санирования;
  9. Департамент иностранных операций;
  10. Департамент регулирования денежного обращения;
  11. Департамент эмиссионно-кассовых операций;
  12. Департамент информатизации;
  13. Юридический департамент;
  14. Департамент внутреннего аудита и ревизий;
  15. Административный департамент;
  16. Департамент подготовки персонала;
  17. Департамент операций на открытом рынке;
  18. Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
  19. Департамент валютного регулирования и валютного контроля;
  20. Департамент инспектирования кредитных организаций;
  21. Департамент телекоммуникаций;
  22. Департамент полевых учреждений;
  23. Департамент общественных связей.

Информация о работе Государственные центральные банки