Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Государственный бюджет.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6

     1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6

     1.2 Доходы и расходы  государственного бюджета………………….……..10

     1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19

     2.1 Анализ доходной  и расходной части бюджета……………………..…..19

     2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28

     3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28

     3.2 Бюджетные методы  регулирования…………..……...………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….41

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

     Курсовая работа: 41с., 6 рис., 2 табл., 28 источников, 3 прил.

 

     БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНЫЙ  ДЕФИЦИТ.

 

     Государственный бюджет является одним из важнейших экономических показателей любого государства. Несбалансированность, превышение доходов расходами приводит к возникновению бюджетного дефицита, который финансируется как с помощью внешних, так и внутренних источников, что приводит к образованию государственного долга.

     Целью курсовой работы  является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.

     Изучены и подробно  описаны понятие государственного  бюджета, его структура, доходная  и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.

     Изучены особенности  формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.

     Проведен анализ основных  показателей бюджетного дефицита Республики Беларусь:

     1. выявлены перспективные  направления регулирования бюджета  и его показателей, одним из  которых является совершенствование  планирования годового бюджета, его корректировка в течение года, максимально приближающая к реальности;

     2. сделаны выводы  о том, что в настоящее время  бюджетная система страны не  совершенна, что в свою очередь  даёт толчок для ее дальнейшего  развития и улучшения.

     Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический

материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все  заимствованные  из  литературных  и  других  источников  теоретические, методологические  и  методические  положения  и  концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                   ________________________

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Состояние государственных финансов – это один из самых важных экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.

     Одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений происходило развитие бюджета. Деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов [1, с.312].

     Существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. В свою очередь бюджетные отношения – часть экономической структуры общества, объективно предопределенная закономерностями общественного развития.

     В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует политика бюджетного дефицита. Для покрытия дефицита бюджета государство получает различные финансовые заимствования, образующие государственный долг. Наличие государственного долга является нормальной практикой. Но существуют и границы, превышение которых становится опасным для государства.

     Бюджет, его формирование и статьи расходов являются важным разделом в экономической науке, который требует большого внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

     Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами. Она выражается социально-экономическим результатом перераспределения национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях, а также может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

     Бюджетная политика государства является важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы. Тема эффективности управления бюджетными средствами была и остается актуальной во все времена существования государства. Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет, предметом исследования – закономерности формирования и использования бюджета.

     При написании курсовой  работы использовались метод  анализа, сравнения, дедукции, группировка.

     Цель данной работы состоит в изучении особенностей развития, функционирования, формирования и использования государственного бюджета Республики Беларусь. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности функционирования бюджетной системы Республики Беларусь;

- рассмотреть особенности формирования расходной и доходной части бюджета;

- рассмотреть сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики.

     Для проведения исследования использовались данные за 2009 - 2011 гг., а также за январь-сентябрь 2012 г.

     Государственный бюджет, сбалансированность доходов и  расходов, минимизация бюджетного дефицита и поддержание оптимально допустимого размера государственного долга широко обсуждаются в современной экономической литературе и периодической печати. Формирование доходной и использование доходной части бюджета, порядок определения дефицита  регулируются нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: Базылев Н. И. «Макроэкономика», Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь», нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 26 октября 2012 года № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год», Отчет Министерства финансов РБ «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» и другие. В том числе  использовалась информация периодических изданий и материал, опубликованный в Internet.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

     1.1 Сущность  бюджета, его роль в распределении  и перераспределении национального  дохода

 

     Главное звено финансовой  системы любого государства –  его бюджет – самый крупный денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [14, с.353].

     Государственный бюджет  – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.

     Государственный бюджет  является составной частью финансов  и отражает их качественные признаки. Поскольку финансы представляют собой денежные распределительные отношения, то и бюджет – это совокупность денежных отношений, но более узкая.

     Складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением денежные отношения по поводу формирования и использования бюджетного фонда это и есть сфера бюджетных отношений.

     Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Для того, чтобы раскрыть природу бюджета, необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

     К особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, так как бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

     Финансы выступают как особая форма производственных отношений и изначально формируются в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса. В это же время начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта – чистого дохода в его денежной форме, в результате чего формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов [27, с.12].

     Такой порядок определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципе самофинансирования, для обеспечения расширенного воспроизводства, а также бесперебойных расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется заранее.

     В итоге зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения будет направлена в централизованный фонд государства, а именно – бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.

     В настоящее время платежи в бюджет субъектов хозяйствования являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов [8, с.90].

     Это означает, что  бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов (рис. 1.1). Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.

где М – чистый доход,

m1 – часть чистого дохода, направляемого в распоряжение государства для формирования бюджетного фонда,

m2 – часть чистого дохода, остающаяся у субъектов хозяйствования.

 

Рисунок 1.1 – Взаимосвязь бюджетных и финансовых отношений

 

     Примечание: – Источник [27]

 

     Распределение чистого дохода – процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с законодательством в первоочередном порядке направляется на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.

Информация о работе Государственный бюджет