Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Государственный бюджет.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

     Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

     В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

     Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

- единства;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- гласности;

- самостоятельности бюджетов;

- эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств;

- ответственности участников бюджетного процесса [14, с.38].

     Таким образом, поскольку  государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти, то в рамках бюджетного процесса органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов. Основной задачей бюджетной системы является наиболее эффективное распределение доходов и расходов между различными уровнями, в результате которого фактическое соотношение доходной и расходной части соответствовало бы плановому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕНННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

     2.1 Анализ  доходной и расходной части  бюджета

 

     Предельные размеры доходной и расходной частей бюджета, дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Составленный Министерством финансов законопроект, представляется в парламент.

     Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

     На 2013 год государственный  бюджет утвержден по расходам в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей [22, с.1]. Больше всего средств – 10,5 триллионов рублей – выделено на правоохранительную деятельность и возврат госдолга. В социальной политике на пенсионное обеспечение выделено 4,7 триллионов и почти 3 триллиона рублей — для помощи по обеспечению жильем. Также в 2013 году планируется, что средства, затраченные на погашение госдолга страны, с объемом финансирования всей социальной сферы республики.

     Если отследить планируемые  ежегодно размеры государственного  бюджета и бюджетного дефицита (Таблица 2.1) в соответствии с законами  на очередной финансовый год, то можно сделать вывод о  том, что ежегодно увеличивались, как доходы, так и расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита. Начиная с 2012 года, планируемый бюджет стал «сбалансированным» – расходная часть равна доходной [19, с.1]. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, то наблюдается снижение размера государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом) и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась и запланированная сумма бюджетного дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).

 

Таблица 2.1 – Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2013 гг., млрд. руб.

 

Год

2009

2010

2011

2012

2013

Доходы бюджета

54899,3

35522,4

33611,4

92772,0

121720,3

Расходы бюджета

57699,3

38222,4

39611,4

92772,0

121720,3

Дефицит

2800,0

2700,0

6000,0

0

0


 

     Примечание: – Источник [24]

 

     На 2011 год также прогнозировалось  снижение доходов (на 1911 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом) и рост бюджетных расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом). В результате, запланировано и значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей) [20, с.2].

     Поскольку уже с конца 2011 года для Республики Беларусь стали характерны рост цен и уровня инфляции, то соответственно планируемые на 2012 и 2013 гг. размеры доходной и расходной части значительно возросли: в 2,8 и 2,3 раз возросли доходная и расходная часть соответственно в 2012 году по сравнению с 2011 г.

     Доходная и расходная  части – важнейшие составляющие бюджета, поэтому при изучении его динамики в первую очередь рассматривают динамику доходов и расходов по отдельным статьям.

     Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2011 гг. в процентах представлена в Приложении А.

     Из таблицы видно, что основную долю доходов  занимают налоговые. Основными доходными  источниками консолидированного  бюджета являются налог на  добавленную стоимость, доходы от  внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.

     Удельный вес в общем объеме доходов неналоговых поступлений значительно ниже налоговых и составил 9,1; 7,7; 14,0 процентов в 2009, 2010 и 2011 гг. соответственно. 

     До исключения из  доходов бюджета в 2010 году взносы на государственное социальное страхование имели достаточно высокий удельный вес в общем объеме доходов, к примеру, в 2009 году их объем составил 25,2 %.

     Менее одного процента в структуре доходов занимают безвозмездные поступления.

    Поступление доходов в течение года (Рисунок 2.1) имеет неравномерный характер.

Рисунок 2.1 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

 

     Примечание – Источник [25]

 

      Из графика видно, что основная доля доходов приходится на конец года. Также на общем уровне высока доля доходов, поступающих в апреле, июле, октябре. Это можно объяснить тем, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые. Налоговая система республики совершенствуется путем снижения налоговой нагрузки, в том числе постепенно перестраиваясь на поквартальную уплату налогов. Следовательно, доля доходов в месяце, следующем за отчетным кварталом, значительно выше, чем в остальные [28, с.199].

     Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме  52979,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил 7,7 %, в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

     Основную долю расходов  консолидированного бюджета за 2009 - 2010 гг. (Рисунок 2.2)  занимают национальная экономика, здравоохранение, общегосударственные расходы.

Рисунок 2.2 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.

 

     Примечание – Источник [25]

     В январе-сентябре 2011-2012 гг. (Рисунок 2.3)  распределение основной доли расходов незначительно изменилось. Наибольший удельный вес имеют национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды; общегосударственные расходы и образование.

 

 

Рисунок 2.3 – Структура расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011-2012 гг., %

 

     Примечание – Источник [24]

 

     Если отследить динамику расходов с 2009 по 2011 год (Приложение Б), то видно, что расходы практически по всем статьям классификации, за исключением расходов на национальную экономику, возрастали с каждым годом.   

     По экономической классификации основную долю в расходах занимают текущие, основная доля в которых – текущие бюджетные трансферты. Удельный вес капитальных расходов в течение 2009-2010 гг. сохранялся на уровне 20 % из общей доли расходов и снизился до 15 % в 2011 году.

     Таким образом, можно сделать вывод, что доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение  повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

 

     2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит

 

     С огромным размером дефицита государственного бюджета Беларусь столкнулась еще в начале 90-х годов. Он был связан  не столько с приобретением суверенитета государства, сколько явился выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.

     В экономической литературе того времени бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому планирование бюджета осуществлялось с профицитом.

     После распада СССР Беларуси досталась разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов и бюджетный дефицит, растущий из года в год. В 1991 году сальдо бюджета уже суверенной республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита  этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился уже в 1992 году в размере 1,9 %  ВВП, и с тех пор некоторое время являлся хроническим для республики [6, с. 7-8].

     За годы независимости Беларусь провела структурную перестройку бюджетной системы. С 1998 г. республика перешла на новую бюджетную классификацию. Не смотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита, в связи с возникающими изменениями в течение финансового года, а также с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми. Тенденции изменения показателей консолидированного бюджета за прошедшие годы имели неравномерный характер, что характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд. руб.

 

Год

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы, млрд. руб.

48049,0

65663,4

62807,6

48754,2

85608,4

Расходы, млрд. руб.

47626,8

63811,3

63766,0

52979,8

79428,2

Дефицит/профицит, млрд. руб.

422,1

1852,0

-958,3

-4225,6

6180,2

в % к ВВП

   

0,7 %

2,4 %

 

 

     Примечание: – Источник [26]

 

     На основании таблиц 2.1 и 2.2 можно видеть, что, не смотря на планируемый дефицит, с 2007 по 2008 год бюджет государства был исполнен с профицитом. В 2009 году, не смотря на рост доходов и расходов по сравнению с плановыми показателями, бюджет был исполнен с дефицитом значительно ниже запланированного (на 1841,7 млрд. рублей). В 2010 году реальный дефицит превысил планируемый на 1525,6 млрд. рублей, но в результате не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП. В 2011 году, не смотря на значительный рост по сравнению с планом, государственных доходов и расходов, вместо планируемого дефицита бюджет Республики был исполнен с профицитом.

Информация о работе Государственный бюджет