Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
В январе-сентябре 2012 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом 5,5 трлн. рублей (Рисунок 2.4) или 1,5 % ВВП (Рисунок 2.5) по сравнению с профицитом 4,5 трлн. рублей или 2,5 % ВВП за аналогичный период 2011 года.
Рисунок 2.4 – Исполнение консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010-2012 гг., трлн. руб.
Примечание: – Источник [24]
Рисунок 2.5 – Параметры консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010-2012 гг., % к ВВП
Примечание: – Источник [24]
Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом, как и любого другого государства, актуальны для Республики Беларусь. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита
Рассмотрев и проанализировав составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основной способ минимизации бюджетного дефицита – увеличение доходов государства и сокращение расходов. Но в реальности перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения части расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.
Характерным для государственного бюджета Беларуси и его составляющих является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете. В этой области одной из основных проблем является эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Актуальной является и проблема финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников [2, с.55].
Из анализа динамики и структуры доходной части бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере. Изучение показателей показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
Деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из фондов. Значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов: около половины всех налоговых поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.
Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. Только за период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины [23, с.1].
В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие [17, с.101].
По-прежнему проблема высокого уровня налогообложения в РБ, занимающего лидирующее положение на территории постсоветского пространства, остается острой. В условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики это создает существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ [9, с.44]. Поэтому требуются коренные реформы в области налогообложения и бюджетной политики.
Возможными мерами могут быть:
а) отмена так называемых «оборотных налогов»;
б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения фонда оплаты труда.
Реформирование подоходного налога, предусматривающее увеличение доходов граждан, даст возможность снизить бюджетную нагрузку и вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Оно должно начинаться с определения налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния [7, с. 40].
Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных. Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
В Беларуси применяется в основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны, существует проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета [13, с.121].
Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, – необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита проводимые мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
3.2 Бюджетные методы регулирования
Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных, общеэкономических, народно-хозяйственных, региональных пропорций.
С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы [16, с.278].
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом.
В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:
а) закрепленные доходы – доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
б) регулирующие доходы – доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. За отдельными бюджетами закреплены конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными). Объем расходов местных бюджетов, как правило, больше закрепленных доходов. Для покрытия разрыва предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов (регулирующие доходы) в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования;
в) дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РБ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих;
г) субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных, строго целевых расходов;
д) субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РБ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
е) трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки в бюджеты нижестоящего уровня;
ж) секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;
з) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;
и) бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года [13, с.174].
Таким образом, реализация на практике бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике. Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета и их расходования, постоянного контроля за данным процессом при соблюдении следующих принципов:
- эффективности – учитывается долгосрочная выгода для общества в целом;
- стабильности – государство должно контролировать взлеты и падения экономического цикла и формировать бюджетные резервы для предупреждения диспропорций в развитии экономике;
- принцип социальной справедливости – должно обеспечиваться равенство обложения равных доходов для всех субъектов хозяйствования и предоставления социальных гарантий определенного уровня всем гражданам. Бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная политика должны рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с сокращением бюджетных расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика Беларусь является унитарным государством, которому соответствует такой тип построения бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты. В рамках бюджетного процесса органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов [15, с.108].