Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Государственный бюджет.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

     Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств. В современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.

     Достижение такого  состояния государственных финансов, при котором бы доходы равнялись  расходам, является основной задачей всех государств. Необходимо также учитывать, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует  об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ.

     Доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение  повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом [8, с.159].

     Таким образом, не смотря на то, что в связи с переходом к рыночным отношениям методы и принципы формирования, распределения и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений, вопросы формирования и использования государственного бюджета являются актуальными для Республики Беларусь. Без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, – необходимо разрабатывать специальную программу и проводить  мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на  увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 757 с.;

2 Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под ред. В. Ф. Байнев. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2007. – 272 с. ;        

3 Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под. ред.  М. К. Бункиной. – Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.;       

4 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 203 с.;   

5 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.;   

6 Заико, Л. Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес – без риска? / Л. Ф. Заико // Дело.  – 2002. – №  1. – С. 7-8.;       

7 Заяц, В.В. Средства осуществления устойчивого развития / Заяц В. В. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – № 11. – С. 39-47.;           

8 Иванова, Н. Г. Казначейская система исполнения бюджета / Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой Н. Г. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;            

9 Киреева, Е.И. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. – 2004. – № 6. – С. 42-44.;   

10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;     

11 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.;     

12 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.;      

13 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.;  

14 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.;    

15 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;

16 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с. ;         

17 Налоговый Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: текст кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012 – 512 с.; 

18 О бюджетной классификации  Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 158-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]  / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.;

19 О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.:

одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.;   

20 О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.: одобрен Советом Республики 4 октября 2010 г. ;   

21 О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011г. № 331-З: принят Палатой представителей 19 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 г.; 

22 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012г. № 432-З: принят Палатой представителей 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики 10 октября 2012 г.

23 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за  2009 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 10/yd10. – Дата доступа: 01.03.2013 г.;

24 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-сентябрь 2012 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yansep2012. – Дата доступа: 01.03.2013 г.; 

25 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2010 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/year 9/yd9. – Дата доступа: 01.03.2013 г.; 

26 Отчет о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за 2011 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/i/budget/yd11. – Дата доступа: 01.03.2013 г.; 

27 Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. – Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.;

28 Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. – Москва: Финстатинформ, 1997. – 81 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., %

 

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Налоговые доходы – всего

65,7

92,0

85,8

в том числе:

     
  • Налоги на доходы и прибыль

15,3

24,2

21,7

В том числе - подоходный налог

6,9

11,0

10,9

  • Налоги на собственность

2,6

3,8

10,1

  • Налоги на товары и услуги

31,7

47,1

40,6

в том числе - НДС

19,2

33,3

31,0

- акцизы

5,8

8,9

6,5

  • Налоговые доходы от ВЭД

12,7

11,8

17,7

Взносы на государственное социальное страхование

 

25,2

   

2. Неналоговые доходы

9,1

7,7

14,0

3. Безвозмездные поступления

 

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0

100,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., млрд. рублей

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

  1. Доходы - всего

30637,8

30270,1

54190,2

1.1 Налоговые доходы, из них:

26470,9

27822,5

44578,4

Налог на прибыль

2712,8

3535,3

2819,5

 НДС

8198,3

11784,9

18701,4

Акцизы

3475,3

4348,9

5597,0

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7969,5

5776,2

15146,9

1.2 Безвозмездные поступления

 

13,8

0,1

1.3 Неналоговые доходы

4167,0

2433,9

9611,6

2. Расходы (функциональная классификация)

31646,9

34282,1

51950,5

2.1 Общегосударственные расходы

8731,5

14286,9

24995,0

2.1 Национальная оборона

1305,5

1540,0

2711,5

2.3 Судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

2071,7

2760,2

4058,2

2.4 Национальная экономика

13528,4

8749,9

9310,8

2.5 Охрана окружающей среды

402,8

242,8

346,5

2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

24,2

31,8

42,6

2.7 Здравоохранение

1164,1

1134,0

1957,2

2.8 Физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации

522,3

578,4

844,0

2.9 Образование

1272,7

1503,1

2469,1

2.10 Социальная политика

2623,7

3245,1

5215,7

Расходы (экономическая классификация)

31646,9

34282,1

51950,5

Текущие расходы, из них:

21138,2

27021,9

43295,4

 Заработная плата

3577,6

4675,6

6921,7

Начисления на заработную плату

653,9

827,3

1254,5

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1002,7

907,1

2562,2

Текущие бюджетные трансферты

11928,2

16733,6

26308,2

Капитальные расходы

6217,6

7038,9

8197,5

Предоставление кредитов, ссуд, займов, за вычетом погашения

4291,1

221,4

457,6

Дефицит (профицит)

-1009,1

-4012,0

2239,6

Финансирование

1009,1

4012,0

-2239,6

 Внутреннее финансирование

-10474,0

-623,4

-11365,9

 Внешнее финансирование

11483,1

4635,4

9126,3

Информация о работе Государственный бюджет