Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 00:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и порядка его формирования и использования, определение допустимых размеров бюджетного дефицита и поиск путей его минимизации.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.
Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………...………………..6
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета………………….……..10
1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь…………………………………………………....……………………..14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………....19
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета……………………..…..19
2.2 Динамика государственного бюджета и бюджетный дефицит……….24
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ...……...28
3.1 Методы минимизации бюджетного дефицита……………………...….28
3.2 Бюджетные методы регулирования…………..……...………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованного государственного фонда денежных средств. В современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций. Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Являясь сметой доходов и расходов государства и оказывая влияние на его благосостояние, бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Именно поэтому планирование и исследование государственного бюджета и его составляющих являются важными направлениями государственной экономики. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.
Достижение такого
состояния государственных
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, в большей части, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. При этом государство должно следить за тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись под постоянно растущие потребности бюджета, что требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом [8, с.159].
Таким образом, не смотря на то, что в связи с переходом к рыночным отношениям методы и принципы формирования, распределения и использования бюджетных средств претерпели ряд существенных изменений, вопросы формирования и использования государственного бюджета являются актуальными для Республики Беларусь. Без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса – инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, – необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2002. – 757 с.;
2 Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под ред. В. Ф. Байнев. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2007. – 272 с. ;
3 Бункина, М.К. Экономическая политика: учеб. Пособие / М. К. Бункина, А. М. Семенов; под. ред. М. К. Бункиной. – Москва: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999. – 333 с.;
4 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 203 с.;
5 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.;
6 Заико, Л. Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес – без риска? / Л. Ф. Заико // Дело. – 2002. – № 1. – С. 7-8.;
7 Заяц, В.В. Средства осуществления устойчивого развития / Заяц В. В. // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. – № 11. – С. 39-47.;
8 Иванова, Н. Г. Казначейская система исполнения бюджета / Н. Г. Иванова, Т. Д. Маковник; под ред. Ивановой Н. Г. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;
9 Киреева, Е.И. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь / Киреева Е. И. // Директор. – 2004. – № 6. – С. 42-44.;
10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.;
11 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.;
12 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.;
13 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.;
14 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.;
15 Мельникова, Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебн. пособие / Н. А. Мельникова – Минск: БГУ, 2005. – 262 с.;
16 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с. ;
17 Налоговый Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.: текст кодекса по состоянию на 1 января 2012 г. – Минск: Амалфея, 2012 – 512 с.;
18 О бюджетной классификации Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 мая 1998 г., № 158-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.;
19 О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З: принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.:
одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 г.;
20 О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З: принят Палатой представителей 14 сентября 2010 г.: одобрен Советом Республики 4 октября 2010 г. ;
21 О республиканском бюджете на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 декабря 2011г. № 331-З: принят Палатой представителей 19 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 г.;
22 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012г. № 432-З: принят Палатой представителей 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики 10 октября 2012 г.
23 Отчет о состоянии государственных
финансов Республики Беларусь за 2009
г. // Министерство финансов Респ. Беларусь
[Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/
24 Отчет о состоянии государственных
финансов Республики Беларусь за январь-сентябрь
2012 г. // Министерство финансов Респ. Беларусь
[Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/i/
25 Отчет о состоянии государственных
финансов Республики Беларусь за 2010 г.
// Министерство финансов Респ. Беларусь
[Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/ rmenu/budjet/analytic-data/
26 Отчет о состоянии государственных
финансов Республики Беларусь за 2011 г.
// Министерство финансов Респ. Беларусь
[Электронный ресурс] – 2013 г. – Режим доступа:
http://www.minfin.gov.by/i/
27 Романовский, М. В. Финансы: учебник / М. В. Романовский, О. В. Врублевская; под ред. Романовского М. В. – Москва: Перспектива, 2006. – 543 с.;
28 Рябушкин, Б. Т. Основы статистики финансов: учеб. пособие / Б. Т. Рябушкин. – Москва: Финстатинформ, 1997. – 81 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., %
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1. Налоговые доходы – всего |
65,7 |
92,0 |
85,8 |
в том числе: |
|||
|
15,3 |
24,2 |
21,7 |
В том числе - подоходный налог |
6,9 |
11,0 |
10,9 |
|
2,6 |
3,8 |
10,1 |
|
31,7 |
47,1 |
40,6 |
в том числе - НДС |
19,2 |
33,3 |
31,0 |
- акцизы |
5,8 |
8,9 |
6,5 |
|
12,7 |
11,8 |
17,7 |
Взносы на государственное социальное страхование
|
25,2 |
||
2. Неналоговые доходы |
9,1 |
7,7 |
14,0 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 | |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг., млрд. рублей
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
30637,8 |
30270,1 |
54190,2 |
1.1 Налоговые доходы, из них: |
26470,9 |
27822,5 |
44578,4 |
Налог на прибыль |
2712,8 |
3535,3 |
2819,5 |
НДС |
8198,3 |
11784,9 |
18701,4 |
Акцизы |
3475,3 |
4348,9 |
5597,0 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7969,5 |
5776,2 |
15146,9 |
1.2 Безвозмездные поступления |
13,8 |
0,1 | |
1.3 Неналоговые доходы |
4167,0 |
2433,9 |
9611,6 |
2. Расходы (функциональная классификация) |
31646,9 |
34282,1 |
51950,5 |
2.1 Общегосударственные расходы |
8731,5 |
14286,9 |
24995,0 |
2.1 Национальная оборона |
1305,5 |
1540,0 |
2711,5 |
2.3 Судебная власть, правоохранительная
деятельность и обеспечение |
2071,7 |
2760,2 |
4058,2 |
2.4 Национальная экономика |
13528,4 |
8749,9 |
9310,8 |
2.5 Охрана окружающей среды |
402,8 |
242,8 |
346,5 |
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
24,2 |
31,8 |
42,6 |
2.7 Здравоохранение |
1164,1 |
1134,0 |
1957,2 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
522,3 |
578,4 |
844,0 |
2.9 Образование |
1272,7 |
1503,1 |
2469,1 |
2.10 Социальная политика |
2623,7 |
3245,1 |
5215,7 |
Расходы (экономическая классификация) |
31646,9 |
34282,1 |
51950,5 |
Текущие расходы, из них: |
21138,2 |
27021,9 |
43295,4 |
Заработная плата |
3577,6 |
4675,6 |
6921,7 |
Начисления на заработную плату |
653,9 |
827,3 |
1254,5 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
1002,7 |
907,1 |
2562,2 |
Текущие бюджетные трансферты |
11928,2 |
16733,6 |
26308,2 |
Капитальные расходы |
6217,6 |
7038,9 |
8197,5 |
Предоставление кредитов, ссуд, займов, за вычетом погашения |
4291,1 |
221,4 |
457,6 |
Дефицит (профицит) |
-1009,1 |
-4012,0 |
2239,6 |
Финансирование |
1009,1 |
4012,0 |
-2239,6 |
Внутреннее финансирование |
-10474,0 |
-623,4 |
-11365,9 |
Внешнее финансирование |
11483,1 |
4635,4 |
9126,3 |