Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность бюджета и его место в общей системе финансовых отношений
2. Доходы и расходы государственного бюджета
3. Бюджетная политика в РФ на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит. Контрольная работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Бюджет выступает основным инструментом социальной политики государств. С его помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетная  политика в РФ на современном  этапе. 

 

За последние три  десятилетия в западных странах  произошли существенные структурные  сдвиги в расходной части государственного бюджета 

– увеличился удельный вес инвестиций в «человеческий капитал», направленный на рост благосостояния - здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и т.д.;

– сократились расходы на оборону, управление;

– в большинстве стран возрос удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем продукте.

Важной особенностью является то, что со второй половины XX века наряду с традиционным финансированием потребностей национальной экономики правительства западных стран начали использовать государственный бюджет для «обеспечения» устойчивости экономического роста.

В частности, за счет воздействия  на уровень государственных расходов и систему налогообложения осуществляется регулирование величины потребительских  и инвестиционных расходов, оказывается  влияние на краткосрочные колебания  экономической конъюнктуры.

Различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Экспансивная бюджетная  политика основывается на увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет  преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.

Рестриктивная – напротив, предполагает уменьшение расходов и повышение налогов, что позволяет ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру .

Два названных механизма  финансовой политики могут не дать эффекта без увязки их с денежно-кредитными механизмами.

Если экспансивная бюджетная  политика не сопровождается ограничениями  объема денежной эмиссии и кредита , это углубляет инфляционные тенденции .

В свою очередь, если рестриктивная  бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, это может вызвать экономический кризис.

Стабилизацию экономики  государственный бюджет может осуществлять как в соответствии с отдельными, конкретными решениями правительства (дискреционная фискальная политика), так и выступая непосредственно в роли «встроенного бюджетного стабилизатора» (недискреционная фискальная политика).

Обоснованная бюджетная  политика, сообразующаяся с потребностями  экономического развития, в долгом периоде может явиться основой  проведения (финансирования, поддержания) крупных структурных сдвигов – развития наукоемких производств, осуществления прогрессивных научно-технических перемен, подъема отстающих регионов, решения социальных проблем и т.д.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов.

В период классического  капитализма бюджеты таких стран, как Великобритания, США и др., отличались большой устойчивостью, что соответствовало их экономическому положению в рассматриваемый  период.

В современный период многие страны все более сталкиваются с превышением расходов над доходами , следствием чего являются бюджетные дефициты.

Как правило, бюджетные  дефициты – результат несбалансированности государственных финансов, нарушений в сфере денежного обращения.

На динамику государственного бюджета, помимо отмеченного, оказывают влияние текущие колебания хозяйственной конъюнктуры, периодические спады и подъемы производства, которые уменьшают налоговые поступления в бюджет. Рост безработицы, обострение социальных проблем требует увеличения государственных расходов на социальные нужды, на поддержание секторов экономики, имеющих общегосударственное значение и т.д.

Характеризуемые противоречия приводят к тому, что возрастание  бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых и других поступлений. В итоге стабилизируются превышение расходов над доходами, бюджетный дефицит, приобретший во многих странах хронический характер.

Существует два важнейших  способа, с помощью которых федеральное  правительство может финансировать  бюджетный дефицит:

1. Заимствования;

2. Создание денег.

Важнейшим средством  покрытия бюджетного дефицита традиционно  выступает государственный кредит, при котором государство выполняет  роль заемщика финансовых ресурсов. Основной формой такого заимствования выступают государственный займы, при размещении которых государство привлекает временно свободные денежные средства населения, страховых и промышленных компаний.

В условиях крупных бюджетных  дефицитов государства стремятся  к отсрочке погашения займов, превращения краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.

Наряду с этим государство  может использовать более простой, но менее привлекательный и наиболее опасный маневр - выпуск дополнительных денег в обращение. Это чисто инфляционный способ, негативно влияющий на денежное обращение.

В случае появившегося бюджетного излишка антиинфляционными мерами могут выступать противоположные  меры:

1. Погашение долга;

2. Изъятие из обращения.

Механизм манипулирования  денежными потоками широко использовался  в западных странах до 30-х гг. периода Великой депрессии. Он являлся основой ежегодной сбалансированности бюджета, которая считалась желанной целью государственных финансов.

Вместе с тем, в последующий период такая ориентация бюджетной политики была признана ограниченной.

В связи с циклическим  развитием национальных экономик целесообразным представилось балансирование бюджета  на циклической основе.

Идея бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает и реализацию антициклической политики и балансирование бюджета. При этом считается, что бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

В ходе последующего развития возникла проблема учета не только циклического, но и структурного дефицита государственного бюджета, которые потребовали соответствующих механизмов регулирования.

Современная бюджетная  политика ориентируется не только на манипулирование денежными выбросами, но и на налоговую политику, которая  играет важную роль и без которой  ни расширительные, ни ограничительные процессы оказываются недостаточными.

Исследования показали, что динамика бюджета, как и производства, имеет циклические колебания.

Во время спада производства для него характерно отрицательное  сальдо, т.е. при приравнивании доходов  и расходов он сводится с дефицитом.

В период роста (бума) бюджет имеет положительное сальдо. Существенное превышение доходов над расходами  является следствием значительных налоговых  поступлений, которые, с одной стороны, пополняют казну, а с другой – способствуют уменьшению «перегрева» экономики.

Эта новая для современных  условий контртенденция, связанная  с положительным сальдо государственного бюджета, наиболее заметно начала проявляться  в последние десятилетия. Она  получила название профицита государственного бюджета.

Итак, теоретические исследования и практика показали, что государственный  бюджет не является нейтральным по отношению к экономическим колебаниям. Так же как экономику, его целесообразно  «балансировать» на циклической  основе.

В последние несколько лет государственный бюджет США обнаружил тенденцию к профициту. Вместе с тем это не отменяет противоположной тенденции к дефициту государственного бюджета, которая, несомненно, будет иметь место в последующем, при соответствующих экономических условиях.

Проблема государственного долга.

Несбалансированный бюджет приводит к государственному долгу. Государственный долг - сумма задолженности государства по кредитным операциям, являющаяся результатом заимствований при дефиците государственного бюджета.

Может быть внутренним и внешним.

В последние годы во всех странах проявилась тенденция к  значительному росту государственного долга, а также увеличению доли государственного долга, приходящиеся на иностранных  кредиторов, т.е. внешнего долга. Это  повод для серьезного беспокойства правительств государств.

Погашение долга требует  ежегодных процентных платежей.

Выплата процентов и  суммы долга предполагает передачу части реального ВВП в распоряжение кредиторов. С одной стороны, это  приводит к снижению реального уровня жизни. С другой – к сокращению инвестиций, что определяет воспроизводственный процесс с уменьшением производственным потенциалом, означает перенос бремени государственного долга на плечи будущих поколений, замедление роста в долгом периоде.

Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт, что нередко ведет к распродаже национального богатства.

Приток иностранных  средств означает прирост внешнего долга, вызывает сокращение будущего национального  производства.

Важным негативом внешней  задолженности является усиливающаяся  зависимость экономик от внешних  факторов, не поддающихся контролю национальным механизмам и др.

Проблемы российской финансовой (бюджетной) политики.

В России переход от одной  модели регулирования экономики к другой потребовал изменения финансово-кредитной и денежной политики.

Прежний механизм предельно  централизованной мобилизации и  расходования денежных средств в  условиях перехода к рынку оказался несостоятельным.

Преобразование отношений  собственности изменило состав налогоплательщиков. Раньше основными налогоплательщиками выступали предприятия и, соответственно, основными формами налогов являлись налоги с государственных предприятий и налог с оборота. Налоги с населения составляли незначительную часть доходов государственного бюджета.

В условиях преобразования государственный бюджет формируется  за счет налоговых поступлений не только от юридических, но в значительной мере и от физических лиц. Достаточно большой удельный вес занимает подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за использование природных ресурсов.

Изменилась структура  расходов государственного бюджета. Как  и в развитых странах, обнаруживается тенденция к сокращению расходов на оборону, государственное управление, вместе с тем актуализируется ситуация с финансированием социального сектора экономики.

В условиях развала экономических  связей обострилась проблема неплатежей. Сама собираемость налогов оказалась  проблематичной. При непродуманной  налоговой политике (налоги поглощали практически весь получаемый доход) многие предприятия ушли в «тень». Это усугубило сложность их сбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющих резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Бюджетный Кодекс  Российской Федерации

2. Булатов А.С.«Экономика .Учебник.». Москва , экономистъ , 2005 г.

3. Океанова З.К. «Экономическая  теория». Москва,2003 г.

Информация о работе Государственный бюджет