Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

Содержание

1.Введение

Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды



Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга





2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ





2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ



Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности



Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

осударственный долг РФ (Автосохраненный).docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

Предельный объем  внешнего государственного долга, пределы  внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год.

 Предельный размер  государственных внешних заимствований  не должен превышать годовой  объем платежей по обслуживанию  и погашению внешнего долга  РФ. Правительство может превышать  размер внешних заимствований,  если это ведет к сокращению  расходов по обслуживанию внешнего  долга.

            Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга

2.1 Анализ динамики  и структуры государственного  внешнего долга  РФ

 Размер государственного  долга в абсолютном выражении  не дает полного представления  о состоянии экономики и платежеспособности  страны. Для оценки способности  страны-дебитора выполнять обязательства  по погашению и обслуживанию  накопленного объема государственного  долга мировая практика выработала  долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки  долговой устойчивости является  анализ объема ресурсов, которыми  располагает страна должник, т.  е. размер и темпы роста ВВП  в сопоставлении с государственным  долгом. Этот показатель позволяет  оценить уровень долговой нагрузки  на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

Вместе с тем  в структуре государственного долга  России при некотором снижении внешней  задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки  зрения это свидетельствует о  начале реализации стратегической концепции  в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном  стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный  долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами  государства переходит к единому  центру.

Показатель "государственный  долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для  оценки долговой устойчивости суверенного  заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство  выполняет обязательства по его  обслуживанию в полном объеме без  ущерба темпам экономического и социального  развития и необходимости прибегать  к списанию или реструктуризации задолженности.

 Поскольку внешняя  задолженность фиксируется, погашается  и обслуживается в иностранной  валюте, то важным показателем  платежеспособности страны наряду  с объемом и темпами роста  ВВП является экспорт товаров  и услуг. Коэффициент "внешний  долг/экспорт" является индикатором  состояния долга, отражающим имеющиеся  возможности страны погасить  его накопленный объем. Чем  более развит экспортный сектор  национальной экономики, тем больше  у дебитора возможностей выполнять  имеющиеся долговые обязательства  перед внешними кредиторами и,  соответственно, меньше значение  данного показателя. На основе  этих критериев страны делятся  на три группы: с высоким, средним  и низким уровнем внешней задолженности.  К первой группе относятся  страны, у которых первый показатель  выше 80% или превышает 220%. Для второй  группы эти показатели колеблются  в интервале соответственно между  80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим  объемом задолженности - менее  48 и 132% соответственно.

 Валютная составляющая  государственного долга для бюджетной  системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация  национальной валюты неизбежно  ведет к удорожанию самого  долга и его обслуживания. В  2000 г. удельный вес государственного  внешнего долга РФ в объеме  ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по  критериям Всемирного банка соответствовала  странам с высоким уровнем  внешней задолженности. За пределами  2005 г. Россия устойчиво перешла  к странам с низким уровнем  государственного внешнего долга.

 Международные  финансовые организации часто  пользуются показателем "резервы/платежи  по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором  потенциальных проблем страны  с ликвидностью - способностью правительства  и резидентов своевременно выполнять  обязательства по внешнему долгу,  сохранять достигнутый уровень  кредитного рейтинга и доступ  на международные финансовые  рынки. Критическим значением  является уровень в 100%, отражающий  равенство официальных резервов  и объема срочного в течение  года внешнего долга. Меньшие  значения показателя указывают  на вероятность того, что либо  правительство, либо резиденты  страны прекратят обслуживать  или погашать срочный в текущем  (отчетном) году долг из-за нехватки  доступной иностранной валюты. Золотовалютные  резервы РФ в 2005г. составили  138,9 млрд. долл., а платежи по погашению  и обслуживанию государственного  внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким  образом, "резервы/платежи по внешнему  долгу" равны 2,3%, что значительно  ниже критического уровня.

 Государственный  внешний долг Российской Федерации  (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ) складывается  из:

 задолженность  перед официальными кредиторами  - членами Парижского клуба; задолженность  перед официальными кредиторами  - не членами Парижского клуба;  задолженность перед официальными  кредиторами - бывшими странами  СЭВ;коммерческая задолженность  бывшего СССР; 

 задолженность  перед международными финансовыми  организациями;

задолженность по еврооблигационным  займам;

 задолженность  по ОВГВЗ;

задолженность по гарантиям  РФ в иностранной валюте.

 В общем объеме  долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных  государств, основной объем долга  составляют задолженность по  еврооблигационным займам. Еврооблигации  - это ценные бумаги, эмитированные  в валюте, отличной от национальной  денежной единицы эмитента, имеющие  средне- или долгосрочное обращение  на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный  вид долговых обязательств в  структуре государственного внешнего  долга Российской Федерации составлял  по состоянию на 1 апреля 2010 года 25 487,0 млн. долл. США. 

 Задолженность  перед международными финансовыми  организациями на 1 апреля 2010 составляет 3 588,9 млн. долл. Международные финансовые  организации – это межгосударственные  финансовые институты, специализирующиеся  на кредитовании и других финансовых  операциях в соответствии с  уставами, утверждениями странами  – членами. Внешняя задолженность  Российской Федерации в части  международных финансовых организаций  включает в себя государственные  долговые обязательства перед  следующими организациями:

Международный валютный фонд (МВФ);

 Международный  банк реконструкции и развития (МБРР);

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР).

Данные организации  относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и  Всемирный банк в 1992 году.

 По состоянию  на 1 апреля 2010 года задолженность  перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба  кредиторов составило 1 811,2 млн.  долл. США. Постановлением Правительства  "О порядке продолжения работы  по реструктуризации внешней  задолженности бывшего СССР" Министерству  финансов Российской Федерации  совместно с Внешэкономбанком  было поручено представить в  Правительственную комиссию по  государственному внешнему долгу  и активам бывшего СССР информацию  о состоянии внешней задолженности  бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском  клубе кредиторов.  Облигации  внутреннего государственного валютного  займа - государственные ценные  бумаги. Выпущены с целью переоформления  задолженности бывшего СССР по  средствам на счетах российских  юридических лиц во Внешэкономбанке,  заблокированных по состоянию  на 1 января 1992 года. Эмитентом является  Министерство финансов Российской  Федерации. Облигации номинированы  в долларах США. Номинал облигаций  одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.

 По состоянию  на 1 апреля 2010 года объем задолженности  перед странами - бывшими членами  СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме  осуществления денежных расчетов  и погашения государственного  внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга  Российской Федерации перед бывшим  странам-членам СЭВ активно использовались  механизмы уступки прав и расчетов  с дисконтированием задолженности. 

 К обязательствам  Российской Федерации перед Парижским  клубом кредиторов относится  задолженность по кредитам, предоставленным  иностранными банками в рамках  межправительственных соглашений  под гарантии своих правительств  или застрахованными правительственными  страховыми организациями. Парижский  клуб кредиторов, полноправным членом  которого с сентября 1997 года является  Россия, объединяет девятнадцать  стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По  состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность  перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.

 Двойственное  положение России в Парижском  клубе заключается в том, что  она выступает здесь в качестве  должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

 Задолженность  по кредитам иностранных коммерческих  банков и фирм включает в  себя обязательства перед Лондонским  клубом кредиторов, а также коммерческую  задолженность. В 2000 г. Российской  Федерации удалось договориться  с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это  была успешная операция, которую  России не удалось осуществить  с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу  были переведены в еврооблигации,  и таким образом задолженность  Лондонскому клубу больше не  выделяется в статистике.

Коммерческая задолженность  является наиболее сложной с точки  зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные  коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя  с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая  аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная  коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.

Коммерческая задолженность  образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

 Общие принципы  урегулирования коммерческой задолженности  были определены постановлением  Правительства Российской Федерации  от 27 сентября 1994 года №1107, на основании  которого 1 октября 1994 года было  распространено Заявление Правительства  Российской Федерации "О переоформлении  коммерческой задолженности бывшего  СССР перед иностранными кредиторами".

 В соответствии  с указанным Заявлением Правительства  Российской Федерации, в коммерческую  задолженность бывшего СССР включаются:

 контракты с  рассрочкой платежа; 

 краткосрочные  или среднесрочные коммерческие  кредиты, подтвержденные траттами  и векселями; 

тратты и векселя  с платежом по предъявлении;

 отзывные и  безотзывные аккредитивы, включая  аккредитивы с рассрочкой платежа; 

 инкассо; 

 другие коммерческие  обязательства, которые могут  быть отнесены к урегулированию  по решению Правительства Российской  Федерации.

 К 1 апрелю 2010 года  коммерческая задолженность бывшего  СССР составлял 813,2 млн. долл.

 Внешняя задолженность  - сумма финансовых обязательств  государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя  задолженность складывается из  задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным  валютно-финансовым учреждениям.  

 Задолженность  по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте на 1 апреля 2010 года составляет 841,0 млн. долл. В последние годы наметилась  тенденция к сокращению внешнего  долга Российской Федерации. В  1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2010 г.  снизился до 37,6 млрд. долл. (рис. 1).

 Рисунок 1

Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего  Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

Отсутствие серьезной  программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных  причин разногласий по поводу использования  средств Стабилизационного фонда  и широкого разброса соответствующих  предложений.

В Государственной  Думе неоднократно ставится вопрос о  внешнем государственном долге  России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения  внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная  с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических  отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней  задолженности государства тесно  взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным  балансом, расчетным балансом, развитием  экономики, наконец, с процессами, происходящими  на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

Информация о работе Государственный долг РФ