Предельный объем
внешнего государственного долга, пределы
внешних заимствований России на
очередной финансовый год утверждается
федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год.
Предельный размер
государственных внешних заимствований
не должен превышать годовой
объем платежей по обслуживанию
и погашению внешнего долга
РФ. Правительство может превышать
размер внешних заимствований,
если это ведет к сокращению
расходов по обслуживанию внешнего
долга.
Глава 2.
Анализ состояния и
динамика государственного
долга
2.1
Анализ динамики
и структуры государственного
внешнего долга
РФ
Размер государственного
долга в абсолютном выражении
не дает полного представления
о состоянии экономики и платежеспособности
страны. Для оценки способности
страны-дебитора выполнять обязательства
по погашению и обслуживанию
накопленного объема государственного
долга мировая практика выработала
долговые показатели (коэффициенты).
Одним из критериев оценки
долговой устойчивости является
анализ объема ресурсов, которыми
располагает страна должник, т.
е. размер и темпы роста ВВП
в сопоставлении с государственным
долгом. Этот показатель позволяет
оценить уровень долговой нагрузки
на экономику страны и отражает ее
потенциальные возможности переориентировать
национальное производство на экспорт
в целях получения иностранной валюты
и обеспечения способности погасить внешний
долг. Чем выше данный показатель, тем
большую долю доходов от реализации произведенного
продукта государство вынуждено направлять
не на внутреннее развитие, а на выполнение
долговых обязательств перед внешними
кредиторами. Если накопленный долг превышает
объем средств, который в средне- и долгосрочной
перспективе страна-дебитор может направить
на выполнение долговых обязательств,
возникает ситуация "долгового навеса".
Условной границей начала такого опасного
состояния внешнего долга принято считать
превышение объемом долга 50% объема ВВП.
Подобное положение было характерно для
экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть
до 2001 г.
Вместе с тем
в структуре государственного долга
России при некотором снижении внешней
задолженности наблюдается рост
внутренних и "новых" внешних долговых
обязательств. С экономической точки
зрения это свидетельствует о
начале реализации стратегической концепции
в области государственного долга,
суть которой заключается в постепенном
стирании разделения долговых обязательств
на внешние и внутренние. Государственный
долг становится все более единым,
и управление финансовыми обязательствами
государства переходит к единому
центру.
Показатель "государственный
долг/доходы" используется международными
финансовыми организациями для
оценки долговой устойчивости суверенного
заемщика, т. е. такого состояния государственного
внешнего долга, при котором правительство
выполняет обязательства по его
обслуживанию в полном объеме без
ущерба темпам экономического и социального
развития и необходимости прибегать
к списанию или реструктуризации
задолженности.
Поскольку внешняя
задолженность фиксируется, погашается
и обслуживается в иностранной
валюте, то важным показателем
платежеспособности страны наряду
с объемом и темпами роста
ВВП является экспорт товаров
и услуг. Коэффициент "внешний
долг/экспорт" является индикатором
состояния долга, отражающим имеющиеся
возможности страны погасить
его накопленный объем. Чем
более развит экспортный сектор
национальной экономики, тем больше
у дебитора возможностей выполнять
имеющиеся долговые обязательства
перед внешними кредиторами и,
соответственно, меньше значение
данного показателя. На основе
этих критериев страны делятся
на три группы: с высоким, средним
и низким уровнем внешней задолженности.
К первой группе относятся
страны, у которых первый показатель
выше 80% или превышает 220%. Для второй
группы эти показатели колеблются
в интервале соответственно между
80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим
объемом задолженности - менее
48 и 132% соответственно.
Валютная составляющая
государственного долга для бюджетной
системы страны наиболее опасна,
так как продолжающаяся девальвация
национальной валюты неизбежно
ведет к удорожанию самого
долга и его обслуживания. В
2000 г. удельный вес государственного
внешнего долга РФ в объеме
ВВП и экспорта составлял соответственно
57,3 и 140,7%. Эти показатели по
критериям Всемирного банка соответствовала
странам с высоким уровнем
внешней задолженности. За пределами
2005 г. Россия устойчиво перешла
к странам с низким уровнем
государственного внешнего долга.
Международные
финансовые организации часто
пользуются показателем "резервы/платежи
по внешнему долгу", являющимся,
по их мнению, важнейшим индикатором
потенциальных проблем страны
с ликвидностью - способностью правительства
и резидентов своевременно выполнять
обязательства по внешнему долгу,
сохранять достигнутый уровень
кредитного рейтинга и доступ
на международные финансовые
рынки. Критическим значением
является уровень в 100%, отражающий
равенство официальных резервов
и объема срочного в течение
года внешнего долга. Меньшие
значения показателя указывают
на вероятность того, что либо
правительство, либо резиденты
страны прекратят обслуживать
или погашать срочный в текущем
(отчетном) году долг из-за нехватки
доступной иностранной валюты. Золотовалютные
резервы РФ в 2005г. составили
138,9 млрд. долл., а платежи по погашению
и обслуживанию государственного
внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким
образом, "резервы/платежи по внешнему
долгу" равны 2,3%, что значительно
ниже критического уровня.
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства бывшего
СССР, принятые РФ) складывается
из:
задолженность
перед официальными кредиторами
- членами Парижского клуба; задолженность
перед официальными кредиторами
- не членами Парижского клуба;
задолженность перед официальными
кредиторами - бывшими странами
СЭВ;коммерческая задолженность
бывшего СССР;
задолженность
перед международными финансовыми
организациями;
задолженность по еврооблигационным
займам;
задолженность
по ОВГВЗ;
задолженность по гарантиям
РФ в иностранной валюте.
В общем объеме
долговых обязательств по кредитам,
полученным от правительств иностранных
государств, основной объем долга
составляют задолженность по
еврооблигационным займам. Еврооблигации
- это ценные бумаги, эмитированные
в валюте, отличной от национальной
денежной единицы эмитента, имеющие
средне- или долгосрочное обращение
на территории иностранных государств,
кроме страны эмитента. Данный
вид долговых обязательств в
структуре государственного внешнего
долга Российской Федерации составлял
по состоянию на 1 апреля 2010 года
25 487,0 млн. долл. США.
Задолженность
перед международными финансовыми
организациями на 1 апреля 2010 составляет
3 588,9 млн. долл. Международные финансовые
организации – это межгосударственные
финансовые институты, специализирующиеся
на кредитовании и других финансовых
операциях в соответствии с
уставами, утверждениями странами
– членами. Внешняя задолженность
Российской Федерации в части
международных финансовых организаций
включает в себя государственные
долговые обязательства перед
следующими организациями:
Международный валютный
фонд (МВФ);
Международный
банк реконструкции и развития
(МБРР);
Европейский банк реконструкции
и развития (ЕБРР).
Данные организации
относятся к специализированным
учреждениям ООН так называемой
Бреттон-Вудской группы. Они были
созданы в 1944 году. Россия вступила
в Международный валютный фонд и
Всемирный банк в 1992 году.
По состоянию
на 1 апреля 2010 года задолженность
перед странами кредиторами -
не членами Парижского клуба
кредиторов составило 1 811,2 млн.
долл. США. Постановлением Правительства
"О порядке продолжения работы
по реструктуризации внешней
задолженности бывшего СССР" Министерству
финансов Российской Федерации
совместно с Внешэкономбанком
было поручено представить в
Правительственную комиссию по
государственному внешнему долгу
и активам бывшего СССР информацию
о состоянии внешней задолженности
бывшего СССР официальным кредиторам,
не представленным в Парижском
клубе кредиторов. Облигации
внутреннего государственного валютного
займа - государственные ценные
бумаги. Выпущены с целью переоформления
задолженности бывшего СССР по
средствам на счетах российских
юридических лиц во Внешэкономбанке,
заблокированных по состоянию
на 1 января 1992 года. Эмитентом является
Министерство финансов Российской
Федерации. Облигации номинированы
в долларах США. Номинал облигаций
одна, десять и сто тысяч долл.
Купонная ставка - 3% годовых, начисляется
ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год,
3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ
на 1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн.
долл.
По состоянию
на 1 апреля 2010 года объем задолженности
перед странами - бывшими членами
СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме
осуществления денежных расчетов
и погашения государственного
внешнего долга товарными поставками,
при погашении внешнего долга
Российской Федерации перед бывшим
странам-членам СЭВ активно использовались
механизмы уступки прав и расчетов
с дисконтированием задолженности.
К обязательствам
Российской Федерации перед Парижским
клубом кредиторов относится
задолженность по кредитам, предоставленным
иностранными банками в рамках
межправительственных соглашений
под гарантии своих правительств
или застрахованными правительственными
страховыми организациями. Парижский
клуб кредиторов, полноправным членом
которого с сентября 1997 года является
Россия, объединяет девятнадцать
стран - крупнейших мировых кредиторов
(число членов варьируется). По
состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность
перед странами кредиторами -
членами Парижского клуба составляет
902,0 млн. долл.
Двойственное
положение России в Парижском
клубе заключается в том, что
она выступает здесь в качестве
должника одних стран и, одновременно,
кредитора других.
Задолженность
по кредитам иностранных коммерческих
банков и фирм включает в
себя обязательства перед Лондонским
клубом кредиторов, а также коммерческую
задолженность. В 2000 г. Российской
Федерации удалось договориться
с Лондонским клубом о списании
1 /3 задолженности бывшего СССР. Это
была успешная операция, которую
России не удалось осуществить
с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3
задолженности Лондонскому клубу
были переведены в еврооблигации,
и таким образом задолженность
Лондонскому клубу больше не
выделяется в статистике.
Коммерческая задолженность
является наиболее сложной с точки
зрения урегулирования. Под коммерческой
задолженностью бывшего СССР понимаются
следующие инструменты: коммерческие
кредиты (контракты с рассрочкой
платежа, краткосрочные и среднесрочные
коммерческие кредиты, подтвержденные
траттами и векселями, тратты и векселя
с платежом по предъявлении), аккредитивы
(отзывные и безотзывные, включая
аккредитивы с рассрочкой платежа)
и инкассо. В 1991 году негарантированная
коммерческая задолженность СССР составляла
более 6 млрд. долл.
Коммерческая задолженность
образовалась в 1989-1991 годах в результате
деятельности организаций государственного
сектора, выступавших на международных
рынках товаров и услуг по поручениям
Правительства Российской Федерации,
союзных министерств и ведомств, а также
в результате операций различных организаций,
получивших к тому времени право осуществления
внешнеторговой деятельности.
Общие принципы
урегулирования коммерческой задолженности
были определены постановлением
Правительства Российской Федерации
от 27 сентября 1994 года №1107, на основании
которого 1 октября 1994 года было
распространено Заявление Правительства
Российской Федерации "О переоформлении
коммерческой задолженности бывшего
СССР перед иностранными кредиторами".
В соответствии
с указанным Заявлением Правительства
Российской Федерации, в коммерческую
задолженность бывшего СССР включаются:
контракты с
рассрочкой платежа;
краткосрочные
или среднесрочные коммерческие
кредиты, подтвержденные траттами
и векселями;
тратты и векселя
с платежом по предъявлении;
отзывные и
безотзывные аккредитивы, включая
аккредитивы с рассрочкой платежа;
инкассо;
другие коммерческие
обязательства, которые могут
быть отнесены к урегулированию
по решению Правительства Российской
Федерации.
К 1 апрелю 2010 года
коммерческая задолженность бывшего
СССР составлял 813,2 млн. долл.
Внешняя задолженность
- сумма финансовых обязательств
государства по иностранным займам,
кредитам и их обслуживанию. Внешняя
задолженность складывается из
задолженности другим государствам,
иностранным банкам и международным
валютно-финансовым учреждениям.
Задолженность
по гарантиям Российской Федерации
в иностранной валюте на 1 апреля
2010 года составляет 841,0 млн. долл.
В последние годы наметилась
тенденция к сокращению внешнего
долга Российской Федерации. В
1998 г. он составил 158,7 млрд. долл.,
а по состоянию на 1 января 2010 г.
снизился до 37,6 млрд. долл. (рис. 1).
Рисунок 1
Для погашения внешнего
государственного долга, и прежде всего
Парижскому клубу, был создан в 2004 г.
Стабилизационный фонд.
Отсутствие серьезной
программы долгосрочного развития
экономики стало одной из главных
причин разногласий по поводу использования
средств Стабилизационного фонда
и широкого разброса соответствующих
предложений.
В Государственной
Думе неоднократно ставится вопрос о
внешнем государственном долге
России. К сожалению, в России до
сих пор нет концепции погашения
внешнего долга страны. Если во всех
программах правительства, начиная
с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических
отношений, то без этого нельзя решить
проблемы внешнего долга. Проблемы внешней
задолженности государства тесно
взаимосвязаны с денежно-кредитной,
валютной, финансовой политикой, с платежным
балансом, расчетным балансом, развитием
экономики, наконец, с процессами, происходящими
на внутренних и мировых рынках ссудного
капитала.