Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, реферат
Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.
1.Введение
Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности
Заключение
Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
снижается общий объем;
повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
снижается долговая нагрузка на экономику;
из-за благоприятной
внешней конъюнктуры тенденция
уменьшения внешнего долга
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ
Внутренний долг
государственный – финансовые
обязательства государства,
В РФ включает
в себя долговые обязательства
Правительства РФ, выраженные в
валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами, если иное
не установлено
Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Купонные облигации
могут выпускаться с
Облигации федерального
займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые
Министерством финансов Российской
Федерации. Данные облигации являются
купонными, т. е. по ним предусмотрены
процентные выплаты по купонам. По некоторым
выпускам ОФЗ в определенные даты
предусматривается частичное
Срок обращения
ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет.
Размещались эти бумаги в 1995-
Облигаций федерального
займа с постоянным купонным
доходом являются именными
Облигации федерального
займа с амортизацией долга впервые
выпущены в мае 2002г. Главная особенность
ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной
стоимости облигаций
Объем внутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем на 1 января 2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.
В структуре внутреннего долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля занимали ОФЗ-АД в сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД - 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФК составляли в структуре долга 1,27% - 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли 9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС - 2,53%, или 35,415 млрд. руб.
Минфин РФ привлек
в январе-марте 2009г. на
Так, в январе-марте
2009г. было произведено
Эволюция рынка
государственных ценных бумаг
вполне логично разбивается на
этапы, которые отражают его
интенсивное развитие, появление
ресурсных ограничений,
Этап 1 связан
с переходом российских
На рынке государственных
ценных бумаг за последние
годы произошли позитивные
снижен уровень доходности по государственным облигациям;
стратегия формирования
портфеля внутренних
значительно увеличились
ликвидность рынка и
Основное увеличение
внутреннего долга произошло
в период 1993-98гг., когда бурно рос
рынок государственных ценных
бумаг, выпускаемых для
Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.
Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.
Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности
Вплоть до осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов и эффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако, масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию, слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективность российской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансирования в качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболее актуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождение острой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.
Как следствие,
претерпела корректировку и
протяжении последних
нескольких лет на фоне понижающего
тренда объема совокупной задолженности
в процентах к ВВП страны (с
108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и
сокращения абсолютного размера
внешнего долга наблюдался устойчивый
рост абсолютного объема государственного
внутреннего долга. Что свидетельствовало
о расширении внутренних источников
дефицитного финансирования государственных
расходов, которое неизбежно связано
с масштабными эффектами
В связи с
ожидаемым существенным