Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

Содержание

1.Введение

Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды



Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга





2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ





2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ



Глава 3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности



Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

осударственный долг РФ (Автосохраненный).docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

 Таким образом,  уже в 2010 г. заимствования как  один из источников дефицитного  финансирования государственных  расходов станет основным, а возрастающий  государственный долг, несомненно, должен стать одним из доминирующих  инструментов стабилизирующей и  одновременно стимулирующей политики  государства. В этой связи с  точки зрения эффективного управления  государственным долгом в мировой  практике уже сложились ряд  заслуживающих внимания направлений,  которые могли бы использоваться  и в российской бюджетной политике.

1. Во многих странах  мира существует законодательное  ограничение верхнего предела  привлекаемых государством кредитов  в течение одного финансового  года размером запланированных  бюджетом инвестиционных расходов (в Германии, например). В нашем  случае бюджетные инвестиционные  расходы гораздо ниже, а социальные  расходы гораздо выше планируемого  кредитного финансирования дефицита  бюджета. В перспективе, наращивание  социальных обязательств государства  в условиях существенного роста  кредитного финансирования государственных  расходов значительно снизит  экономическую эффективность данного  инструмента, поскольку направление  подавляющего объема средств,  финансируемых за счет займов  существенно умаляет мультипликационный  эффект от заимствований и  нивелирует их стимулирующее  влияние на экономику. 

2. Актуальность и  востребованность первого предложения  подтверждается еще и тем фактом, что подавляющее количество свободных  денежных средств населения в  настоящее время сосредоточено  на банковских депозитах, которые  являются в большинстве случаев  основными кредиторами российской  бюджетной системы (особенно регионального  и муниципального уровней). Фактическое  «проедание» оставшейся ликвидности  в ущерб инвестиционному развитию  ведет к сокращению реального  сектора и налогооблагаемой базы, усугублению финансовой неустойчивости  банковской системы и росту  налоговой нагрузки в перспективе.

  Также возможно продолжение практики перечисления прибыли ЦБ РФ в доход федерального бюджета как одной из форм дефицитного финансирования, не сопровождающейся существенными негативными макроэкономическими последствиями. Инфляционный характер данной меры может проявиться лишь в случае наличия гораздо большего размера прибыли ЦБ РФ по итогам финансового года по сравнению с прибылью в стабильные и экономически благополучные годы, что в условиях текущей ситуации маловероятно.

5. Одним из внутренних  источников финансирования бюджетных  дефицитов может являться отвлечение  избыточных резервов банковской  системы, накопленных во время  экономического спада из-за существенной  разницы между уровнем сбережений  и реальным спросом на кредитные  ресурсы. Низкий реальный спрос  на кредитные ресурсы определяется  скорее высокими системными рисками,  нежели снижением действительной  потребности в них. Отвлечение  не востребованных резервов кредитных  институтов наряду с отвлечением  средству небанковского сектора  в любом случае ведет к увеличению  скорости обращения денег и  росту совокупного спроса. 

6. В условиях отсутствия  прогрессивной системы налогообложения,  политика наращивания заимствований  приведет в самой ближайшей  перспективе к усугублению расслоения  доходов общества. Выплата процентов  по государственным долгам держателям  государственных долговых обязательств  имеет мощный перераспределительный  эффект в пользу лиц и организаций  с высокими доходами. В этих  условиях целесообразно введение  дополнительной налоговой нагрузки  на данную категорию получателей  или системы прогрессивного налогообложения. 

7. Следует отметить  продуктивную кредитно-денежную  политику ЦБ РФ по рефинансированию  банковской системы страны. На  фоне ощутимого для национальной экономики изъятия денежной массы и активной политики заимствований на внутреннем рынке рефляционная политика ЦБ РФ позволила не допустить масштабных эффектов вытеснения капитала.

 Наращивание государственного  долга за счет кредитных источников  в нынешних экономических условиях  преследует по большей части  краткосрочные цели, связанные с  выполнением текущих обязательств, в то время как эффективное  управление государственным долгом  требует разделения расходов  по источникам их финансирования  на текущие и инвестиционные. В этой связи представляется  целесообразным определить в  законодательных и программных  документах, регулирующих вопросы  бюджетной политики, разделение  расходов на текущие и инвестиционные, предусмотрев соответствующие источники  их финансирования. Целесообразно  также отразить основные направления,  цели и механизмы воздействия  государственного долга на макро-  и микропоказатели национальной  экономики с одновременной реализацией  принципа целевого и, желательно, инвестиционного назначения привлекаемых  кредитных ресурсов. 
 

Заключение

Основными причинами  образования государственного долга  являются дефицит бюджета и наличие  свободных денежных средств у  физических и юридических лиц.

Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и  кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском  клубе. В силу своего уникального  положения Россия стремится к  комплексному решению проблемы международной  задолженности при соблюдении баланса  интересов кредиторов и заемщиков.

 Особое положение  в составе государственного долга  занимает внутренний государственный  долг, который на 1 апреля 2010 года  составлял 2094,73 млрд. руб. На протяжении  последних нескольких лет на  фоне понижающего тренда объема  совокупной задолженности в процентах  к ВВП страны (с 108,6% ВВП в  1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения  абсолютного размера внешнего  долга наблюдался устойчивый  рост абсолютного объема государственного  внутреннего долга. Что свидетельствовало  о расширении внутренних источников  дефицитного финансирования государственных  расходов, которое неизбежно связано  с масштабными эффектами вытеснения  частного инвестиционного спроса  на капитал.

 Также не малое  значение имеет и внешний долг  РФ. Но целом можно выделить  положительные моменты в вопросе  внешнего долга:

 снижается общий  объем;

 снижается долговая  нагрузка на экономику; 

 из-за благоприятной  внешней конъюнктуры тенденция  уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем.

В целом можно  констатировать, что сложившаяся  сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга  за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства  в ущерб инвестиционному и  инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе  удлиняет фазу ее выхода из кризиса  и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное  финансирование бюджетных дефицитов  уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической  политики государств в силу того, что  оно позволяет в краткосрочной  перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения  налоговой нагрузки.


Информация о работе Государственный долг РФ