Государственный долг Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:57, реферат

Краткое описание

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам.

Содержание

Введение 3
I) Теоретические основы понятия государственного долга 5
1.1. Определение и экономическая сущность государственного долга 5
1.2 Причины возникновения государственного долга 7
1.3 Виды государственного долга 9
1.4 Формы государственного долга 10
1.5 Капитальный и текущий долги государства 12
II) Последствия и методы управления государственным долгом 13
2.1 Последствия государственного долга. 13
2.2 Управление внутренним долгом 14
2.2 Управление внутренним долгом 19
III) Состояния государственного долга Украины 22
3.1 Общая характеристика государственного долга Украины
на сегодня 22
3.2 Проблемы в решении вопроса госдолга в Украине 23
Заключение 27
Список использованной литературы - 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Gosdolg_prichiny_posledstvia (4).doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)


Министерство науки  и образования, молодежи и спорта Украины

Одесский национальный экономический университет

 

 

Реферат

по дисциплине Финансы II

на тему:

«Государственный  долг Украины»

 

 

 

 

 

 

 

студеннтки 4 курса

специальности «Финансы»

заочной формы обучения

группы №8

Моргуновой Н.В.

преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса - 2013

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение                                                                                                                                        3

I) Теоретические основы понятия государственного долга                                                     5

1.1. Определение и экономическая  сущность государственного долга                     5

1.2 Причины возникновения государственного  долга                                                  7

1.3 Виды  государственного долга                                                                                  9

1.4 Формы  государственного долга                                                                              10

1.5 Капитальный  и текущий долги государства                                                          12

II) Последствия и методы управления государственным долгом                                         13

2.1 Последствия государственного  долга.                                                                    13

2.2 Управление внутренним долгом                                                                             14

2.2 Управление внутренним долгом                                                                            19

III) Состояния государственного  долга Украины                                                                 22

3.1 Общая характеристика государственного  долга Украины 

на  сегодня                                                                                                                      22

3.2 Проблемы в  решении вопроса  госдолга в Украине                                           23

Заключение                                                                                                                                27

Список использованной литературы -                                                                                     29

 

 

 

 

Введение

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью  займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер (1948):

«Нация, которая должна другим нациям ... нищает или обременяет себя точно  так же, как человек, задолжавший другим людям. Но это не распространяется на национальный долг, когда нация находится в долгу у граждан того же самого государства... В этом случае мы оказываемся должны сами себе».

Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

  1. анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;
  2. анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура;
  3. методы управления государственным долгом;
  4. анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга,
  5. определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;
  6. анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
  7. определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно - для первого).

Актуальность рассматриваемой  темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме  того, для урегулирования задолженности  на общегосударственном уровне необходим  серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации, а также по обслуживанию его коммерческими банками. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Исходя из высокой  степени актуальности данной темы, целью работы является анализ государственного долга.

 

 

I) Теоретические основы понятия государственного долга

1. 1 Экономическая сущность государственного долга

Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенными внутренними государственными заимствованиями, а также сумма финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляют местным органам власти, государственным предприятиям, иностранным поставщикам. Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

При этом в любом определении  всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти. Государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Кроме того, госдолгом считаются долговые обязательства перед:

  • физическими и юридическими лицами
  • иностранными государствами
  • международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным государством.

Существование государственного кредита приводит к появлению  государственного долга, который разделяют на текущий и капитальный, внутренний и внешний. Важным вопросом о экономически обоснованной границе государственного долга. В большинстве стран мира, в том числе и в Украине, объем внутреннего государственного долга регулируются законодательством.

К долговым обязательствам правительства Украины принадлежат  выпущенные им ценные бумаги, другие обязательства  в денежной форме, гарантированные  правительством Украины, а также  получены им кредиты. Долговые обязательства  правительства Украины выступают в виде облигаций внутренних государственных ссуд и обязательств казначейства Украины. В отдельных случаях могут применяться и другие формы правительственных обязательств. Характер и условия их в каждом конкретном случае определяет правительство Украины.

Для экономистов 40-50-х  гг., исповедовавших в большинстве  своем кейнсианские воззрения, бремя  задолженности означало сокращение совокупного потребления. Как выразился  П. Самуэльсон, «чтобы вести войну  сегодня, мы должны кинуть на врага наше сегодняшнее вооружение, а не долларовые бумажки и не будущие товары и услуги». Отдавая предпочтение не налогам, а займам, мы обязываем будущих налогоплательщиков выплатить как сам долг, так и проценты по нему.Политика правительства в области госдолга является одним из инструментов желательного межвременного распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов, в конечном счете.

В целом же государственные  долги рассматривались представителями  классической политэкономии как  зло. Растущая государственная задолженность несет с собой, по их мнению, многократное увеличение потребительского спроса, что в условиях экономики полной занятости неизбежно ведет к повышению цен. Пагубность государственного долга для экономики усиливается тем, что он не просто изымает средства из производства, но ложится на население бременем выплаты процентов.

Как видно из табл. 1, по сравнению с довоенным периодом к середине 1970-х гг. доля государственных  расходов в ВНП некоторых развитых стран практически удвоилась.

Государственные расходы (в % к ВНП)

 

┌───────────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐

│                   Годы│     1938     │     1950     │     1955     │     1975     │     1985     │

│Страна                 │              │              │              │              │              │

├───────────────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤

│США                    │     16,9     │     22,2     │     27,1     │     34,6     │     36,7     │

├───────────────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤

│ФРГ                    │     43,6     │     36,4     │     36,8     │     48,9     │     47,5     │

├───────────────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤

│Франция                │     24,8     │     31,0     │     29,8     │     43,4     │     52,2     │

├───────────────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤

│Великобритания         │     21,1     │     36,3     │     34,5     │     46,6     │     46,2     │

└───────────────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘

Таблица 1

Огромные бюджетные  расходы государства в развитых странах дополнялись бюджетными дефицитами (табл. 2), которые приняли устойчивый характер.

Дефицит государственного бюджета (в % к ВНП)

 

┌─────────────────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┐

│                 Годы│   1960   │   1980   │   1985   │   1989   │   1993   │   1994   │   1995   │

│Страна               │          │          │          │          │          │          │          │

├─────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤

│США                  │    1,3   │   -1,3   │   -3,4   │   -1,9   │   -3,4   │   -2,0   │   -1,8   │

├─────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤

│Япония               │    0,6   │   -4,4   │   -1,4   │    2,5   │   -0,2   │   -2,0   │   -1,8   │

├─────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤

│Германия             │    3,0   │   -2,9   │   -1,1   │    0,1   │   -3,3   │   -2,7   │   -2,4   │

├─────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤

│Франция              │    0,9   │    0,2   │   -2,6   │   -1,2   │   -5,8   │   -9,7   │   -9,1   │

├─────────────────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┤

│Великобритания       │   -1,0   │   -3,5   │   -2,6   │    0,9   │   -7,7   │   -6,8   │   -4,7   │

└─────────────────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┘

Таблица 2

1.2 Причины возникновения государственного долга.

Государственный долг –  неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Информация о работе Государственный долг Украины