Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:56, курсовая работа
Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета.
Введение………………………………………………………………………2
Глава I
1. Необходимость и сущность государственного кредита………….…4
2. Формы государственного кредита и их развитие в современных условиях …………………………………………………………………11
3.Сущность финансовой политики государства по управлению государственным долгом……………………………………………………19 Глава II
1. Расчетная часть………………………………………………………..24
Заключение…..………………………………………………………….…...26
Список используемой литературы…..…………………………………......28
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством. Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.
Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства. Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.
Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.
К государственным долгу Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 97) относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса[6].
Структура государственного долга РФ, виды и срочность долговых обязательств определены в статье 98 Бюджетного кодекса РФ.
Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации определены в статье 99 Бюджетного кодекса РФ.
Государственный долг по типу кредитора имеет следующий вид:
- внутренний
долг - обязательства перед органами
кредитно-денежного
- внешний
долг( об этом в следующем параграфе)
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" гарантированные сбережения граждан также являются государственным внутренним долгом Российской Федерации[3].
Единицей номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан является долговой рубль ("дор") - см. Федеральный закон от 06.07.1996 N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации"[4].
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.
Всего за 2011 - 2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.
Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 -2013 годах представлена в следующей таблице.
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
Изменение 2013 г. к 2010 г. | ||
|
отчет 2009 г. |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
млрд. руб. |
% |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей |
3 233,1 |
5 316,7 |
6 844,7 |
8 976,8 |
11 170,3 |
5853,6 |
110 |
% к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
||
в том числе: |
|||||||
Государственный внутренний долг, млрд. руб. |
2 094,7 |
3 726,7 |
5 148,4 |
6 976,4 |
8 826,3 |
5099,6 |
137 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
||
Государственный внешний долг, млрд. руб. |
1 138,4 |
1 590,0 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |
Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличится за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.
Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 79,0 %.
Объем государственного долга в 2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза[35].
В 2011 - 2013 годах долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения.
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2009 - 2013 годах, представлены в следующей таблице.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Государственный долг в % к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
Предельное значение - 60 - 80 % к ВВП |
|||||
Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета |
1,8 |
2,7 |
3,7 |
4,6 |
4,9 |
Предельное значение - 20 - 30 % к расходам бюджета |
|||||
Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в % |
11 |
12,3 |
12,4 |
13,8 |
15,4 |
Предельное значение - 220 %; умеренное - менее 220 %, но выше 132 %; небольшое - менее 132 % |
|
|
|
|
|
Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета) |
5,5 |
8,4 |
10 |
11,7 |
12,4 |
Предельное значение - 10 % |
|||||
Государственный долг в % к доходам федерального бюджета |
44,1 |
68,3 |
77,4 |
94,5 |
107,6 |
Предельное значение 250 % |
Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее - внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.
В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
На 1 января 2014 года |
2013 г. к 2010 г., % | ||||||
|
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм.) |
проект |
проект |
проект |
||||||
|
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
млрд. рублей |
структура, % |
|
Государственный внутренний долг, всего |
2 094,7 |
100 |
3 726,7 |
100 |
5 148,4 |
100 |
6 976,4 |
100 |
8 826,3 |
100 |
236,8 |
в том числе: |
|||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) |
1 837,1 |
87,7 |
2 933,0 |
78,7 |
4 076,7 |
79,2 |
5 621,1 |
80,6 |
7 147,5 |
81,0 |
243,7 |
государственные гарантии |
251,4 |
12 |
787,1 |
21,1 |
1 064,8 |
20,7 |
1 355,3 |
19,4 |
1 678,8 |
19,0 |
213,3 |
прочая задолженность |
6,2 |
0,3 |
6,6 |
0,2 |
6,9 |
0,1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.
Информация о работе Государственный кредит: сущность, особенности, проблемы