Государственный финансовый контроль: организация в россии и проблемы эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………….............3

1. Характеристика современной системы государственного финансового контроля…………………………………………………………………..............4

2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ……………............7

2.1 Организация и планирование работы Счетной палаты……………...........13

3. Оценка и управление эффективностью деятельности Счетной палаты

3.1 Исследование общественного мнения…………………………………………………………………………….14

3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации……………...………………………………………………………...16

3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Счетной палаты…………………………………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………………...30

Приложения……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

В настоящее время в России складывается новый тип государственности.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

     2.Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ 

     Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом. 
Задачами Счетной палаты РФ являются: 
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях; 
7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий 
Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает: 
• организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; 
• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;  
• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ; 
• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом; 
• подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; 
• подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.  
           Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются: 
1) на государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды; 
2) на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества. 
            На деятельность негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ. 
              В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.  
           Счетная палата осуществляет контроль за: 
1) управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ; 
2) законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций; 
3) эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;  
4) предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.  
           Счетная палата РФ контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ. 
            Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по: 
• проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; 
• вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;  
• проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; 
• проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; 
• проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета. 
              По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании: 
• запросов Президента РФ; 
• поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; 
• запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; 
• запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; 
• запросов Правительства РФ; 
• запросов органов государственной власти субъектов РФ. 
             Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы. 
              По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. 
              При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания.                    При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.
 

     2.1 Организация и планирование работы Счетной палаты 

     Счетная палата осуществляет годовое и текущее  планирование своей деятельности. План работы Счетной палаты представляет собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических и других работ.

     Проект  годового плана работы  рассматривается  и утверждается Коллегией Счетной  палаты, после чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата. Любые изменения, дополнения, уточнений могут быть внесены в план работы Счетной палаты не иначе как по решению Коллегии Счетной палаты.

     Текущее планирование реализуется в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.

     В соответствии с законом обязательному  включению в планы и программы  работы Счетной палаты подлежат поручения  Совета Федерации и Государственной  Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации.

     Счетная палата информирует Федеральное  Собрание о результатах проведенных  ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона.

     Обращения иных организаций и отдельных  граждан рассматриваются по поручению Председателя или заместителя Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. При этом в любом случае организации или гражданину дается официальный ответ по принятому решению.

     3. Оценка и управление эффективностью деятельности Счетной палаты

     3.1 Исследование общественного  мнения

 

     В последнее время Счетная палата Российской Федерации заметно активизировала свою деятельность, предоставив Федеральному собранию результаты сразу нескольких весьма громких расследований злоупотреблений в финансовой сфере. Однако широкого общественного резонанса активизация работы этого органа, судя по всему, не вызвала. Так, если три четверти опрошенных, представителей региональных элит говорят, что в последнее время Счетная палата действует более активно, чем раньше, то большинство рядовых россиян этого практически не заметили.

     Например, на фокус-группах только несколько  респондентов сказали о том, что  у них сложилось ощущение активизации  деятельности Счетной палаты в последнее время. А большинство участников дискуссий говорили о том, что им вовсе не заметна какая-либо активизация этого контролирующего органа. Более того, половина населения (55%) просто не знает, чем занимается Счетная палата РФ, что входит в ее обязанности. Впрочем, даже и те 37% опрошенных, которые ответили, что им известно, чем занимается Счетная палата, также далеко не всегда правильно представляют себе сферу обязанностей этой организации. Так, на открытый вопрос о том, в чем заключается работа Счетной палаты, более или менее адекватно смогли ответить только 22% опрошенных (или чуть более половины тех, кто считает, что им известно, чем занимается Счетная палата). При этом 15% считают, что работа данного государственного органа связана с контролем над бюджетными средствами. Еще 7% считают, что работа Счетной палаты связана с контролем над финансовыми нарушениями вообще. Остальные ответы на этот вопрос трудно назвать адекватными. То есть, судя по приведенным данным, в действительности более или менее адекватно представляет себе круг обязанностей Счетной палаты гораздо меньшая доля респондентов, чем доля тех, кто отвечает, что им известны обязанности этого государственного органа.

     Респондентам, ранее заявившим об осведомленности  относительно функций Счетной палаты, был задан вопрос об их отношении к этой структуре. Около половины из них (45%) склонны доверять Счетной палате (среди всех опрошенных россиян эта доля составляет 16%). Треть (33%) - напротив, не доверяют ей (12% от всех россиян); еще 22% опрошенных затруднились выразить свое отношение к этому органу (или 8% от всех россиян).

     Стоит отметить, что в условиях дефицита знаний о круге обязанностей Счетной  палаты респонденты нередко склонны 'расширять' наблюдательные и контрольные  функции этого органа, предписывая ему, например, возвращать государству украденные деньги, наказывать чиновников и т.д., и, соответственно, ожидая исполнения этих 'наказов' именно от Счетной палаты. (Приложение 3, Рисунок 3.1-3.2).

     3.2 Эффективность деятельности  Счетной палаты Российской Федерации

 

     Итоги деятельности свидетельствуют, что  Счетная палата проводит эффективную  работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно  израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

     Несмотря  на то, что Счетная палата РФ - сравнительно молодой орган государственного финансового контроля, она стремится  построить свою деятельность на современных  достижениях в этой области, создавать  и совершенствовать собственную  методологическую базу, опираясь на передовой опыт зарубежных стран.

     С целью повышения эффективности  аналитической и экспертно консультативной  деятельности Счетной палаты, формирования научно обоснованной государственной  политики в области финансового  контроля, привлечения к этой работе учетных и специалистов - экспертов при Председателе Счетной палаты создан общественный, постоянно действующий консультативный совет. В него вошли юристы, экономисты, специалисты по бюджетному процессу, ученые.

     В 2002г. Создан Государственный научно - исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ. Основной целью деятельности Института являются научные исследования актуальных проблем  государственного финансового контроля, координация и выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, связанных с разработкой и внедрением новых методов и технологий контрольно - ревизионной и экспертно - аналитической деятельности.

     Одним из направлений государственного финансового  контроля, получившим широкое распространение в деятельности большинства высших органов финансового контроля, входящих в ИНТОСАИ, является аудит эффективности. Его развитие связано с повышением роли государственных финансов в экономике развитых стран, результативностью деятельности высших органов государственного финансового контроля, а также с возрастанием степени публичности и прозрачности бюджетного процесса. В развитых странах аудит эффективности уже занимает до 70% в общем объеме контрольных мероприятий.

     В настоящее время Счетная палата начинает планомерный переход к аудиту эффективности, с тем чтобы каждое контрольное мероприятие включало в себя экспертизу результативности бюджетных расходов. В этом направлении она тесно сотрудничает с контрольно счетными органами субъектов РФ, другими контролирующими органами.

     Эффективность деятельности контрольно - счетного органа можно рассматривать в широком  и узком понимании этого термина. В широком плане понятия эффективности  включает все виды возможных эффектов, получаемых в результате деятельности органа финансового контроля. Такими эффектами являются:

     Организационный - изменяющий систему управления, организационную  структуру, функции и методы работы подконтрольного объекта и позволяющий  получать дополнительный эффект в результате экономии ресурсов, повышения оперативности управления, оптимизации принимаемых решений;

     Социальный - пресекающий правонарушения в экономике  и финансовой сфере и обеспечивающий "чистоту" кадров, использующих средства федерального, регионального и муниципального бюджетов. В результате устраняются потери от правонарушений и повышается качество работы подконтрольных объектов;

     Экономический - позволяющий увеличить доходную часть федерального бюджета и  сократить расходную в результате возврата ущерба, нанесенную государству и оптимизации бюджетного процесса.

     В настоящее время разрабатывается  методика оценки эффективности деятельности контрольно - счетных органов, предусматривающих  совокупность различных критериев  и показателей.

     В узком плане понятие эффективности деятельности можно рассматривать как соотношение результата деятельности органа финансового контроля и затрат на его содержание.

     Вот несколько конкретных примеров, свидетельствующих  об обоснованности расходов на содержание контрольно - счетных органов, о высокой результативности их деятельности, направленной не только на выявление правонарушений в бюджетной сфере, но и на их предотвращение, на обеспечение экономного и эффективного использования бюджетных средств. Из этих примеров видно, что контрольно - счетные органы не являются "нахлебниками" у регионов.

     Так, Счетная палата Владимирской области  в 2008г. Израсходовала на свое содержание чуть более 4 млн. руб., но при этом выявила  резервов областного бюджета на сумму  более 150 млн. руб., вскрыла использование средств с нарушением действующего законодательства - более 30 млн. руб, восстановила средств областного и государственного имущества - около 35 млн. руб.

     За  последние пять лет Контрольно - счетной палатой Воронежской  области проведено 530 проверок, по результатам которых выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму более 3 млрд. руб. Расходы же на ее содержание ничтожно малы по сравнению с этой суммой.

     За  пятилетний период деятельности Контрольно - счетной палаты Краснодарского края на ее содержание затрачено в 50 раз меньше средств, чем сумма средств, использованных с различными нарушениями законодательства, которые выявила палата за этот период. Благодаря проверкам Контрольно - счетной палаты, публикациям об этих итогах в местных газетах. Систематическим выступлениям специалистов палаты по краевому телевидению и проводимых контрольно ревизионных мероприятиях, мерам, принимаемым органами законодательной и исполнительной власти, в крае за последнее время значительно сократилось использование бюджетных средств не по целевому назначению, улучшилось ведение бухгалтерской отчетности, укрепляется хозяйственно финансовая дисциплина.

Информация о работе Государственный финансовый контроль: организация в россии и проблемы эффективности