Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:51, курсовая работа
Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного либо регионального значения. В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода, а иногда и части общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть историю создания, источники формирования и особенности каждого внебюджетного фонда.
- изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
- Раскрыть сущность внебюджетных фондов социального назначения
Внебюджетные фонды
Как и бюджет, внебюджетные
фонды выполняют две функции:
распределительную и
Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций. Фонды позволяют в определенной степени преодолеть крупный недостаток рыночной системы – неравное распределение дохода. Внебюджетные социальные фонды являются тем методом вмешательства правительства в рыночную экономику, который позволяет более эффективно и справедливо распределять произведенный ВНП, а так же способствует более динамичному и качественному воспроизводству трудовых ресурсов.
Внебюджетные фонды
многообразны и выполняя
Итак, внебюджетные фонды
выступают самостоятельным
1.3. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи
Внебюджетные фонды создаются
двумя путями. Один путь - это выделение
из бюджета определенных расходов,
имеющих особо важное значение, другой
- формирование внебюджетного фонда
с собственными источниками доходов
для определенных целей. Так, во многих
странах был создан фонд социального
страхования, предназначенный для
социальной поддержки определенных
групп населения. Другие фонды появляются
в связи с возникновением новых
ранее неизвестных расходов, которые
заслуживают особого внимания со
стороны общества. В этом случае
по предложению правительства
Материальным источником
внебюджетных фондов является национальный
доход. Преобладающая часть фондов
создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы
мобилизации национального
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов.
ПФ РФ создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ
и является самостоятельным финансово-
Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.
Для этого он организует:
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан5.
Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.
Руководство ПФР осуществляет
Правление и его постоянно
действующий орган - Исполнительная
дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ,
отделения в национально-
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).
Система пенсионного обеспечения представляет собой техноло-гическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, - от назначения до выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ - банк - управление социальной защиты населения субъекта РФ - районный (городской) орган соцзащиты - почта (Сбербанк) - пенсионер. Разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников. В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору ак-кумуляции пенсионных
средств и их расходованию в одном органе управления, что признается
многими экономистами.
В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает (и достаточно эффективно) единая пенсионная служба. К примеру, в Московской области после передачи функций назначения и выплаты пенсий отделению ПФ РФ сократились сроки назначения пенсий, их перерасчет стал осуществляться за 2-3 дня, доставка пенсий на дом стала проводиться точно по графику. Развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании объединенной службы дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:
Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.
Фонд социального страхования РФ.
Фонд социального страхования
РФ является вторым по объему аккумулируемых
средств государственным
ФСС создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе
социального страхования и
Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются:
Средства ФСС образуется
за счет страховых взносов
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.
Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осу-ществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.
Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда - транзитные и текущие счета.
Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.
Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях - Фондом с участием профессиональных союзов.
Информация о работе Государственных внебюджетные фонды России