Государство как субъект управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Истоки формирования экономической политики…………………….4-5
Место государства в современной экономической системе……….…6-8
Государство как субъект управления экономикой…………………….9-10
Инструменты государственного регулирования экономики……...11-13
Список литературы………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 36.14 Кб (Скачать файл)

   В условиях западной правовой системы существуют еще некоторые, близкие к государству структуры, которые также являются субъектами экономической политики. К ним относятся институты, имеющие так называемый публично-правовой статус. Самостоятельными учреждениями (как частные фирмы) они не являются и не входят в государственный управленческий аппарат как его составная часть. Им передаются определенные зоны управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания послевоенного бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии такими ведомствами являются агентство по поддержке общественного транспорта, организации по противопожарной безопасности.

   Подобные институциональные организации занимают среднее, промежуточное положение в экономике (между государством и частным сектором). Они созданы в связи с тем, что частные фирмы настроены обычно против чрезмерно прямой и активной регулирующей роли государства. Данная форма - компромиссный организационный вариант. В практике регулирования он играет относительно скромную роль.

   В условиях России институтов такого правового уровня пока не существует. Возможно, на более высокой стадии рыночного регулирования отечественная система придет к аналогичному варианту построения своей структуры.

   Среди субъектов экономической политики имеются также институты надгосударственного характера. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример - деятельность Европейского сообщества.

   Наиболее активно действующими субъектами экономики являются в настоящее время такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк России. Специфической особенностью российской обстановки является то, что все большую роль начинают играть политические группы влияния. Характерная черта данного фактора в том, что партии выступают, как правило, не с позиций согласования, компромисса, а, наоборот, с позиции противостояния. Внешне это реализовалось, в частности, в остром соперничестве в 90-х годах двух ветвей власти в России - между парламентом и правительством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты государственного регулирования экономики.

Основные  инструменты государственного регулирования:

· фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и  налогов;

· денежная политика;

· политика регулирования доходов;

· социальная политика;

· государственное регулирование  ценообразования;

· внешнеэкономическое регулирование.

   Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:

· регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как  эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

   При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

   Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в ГРЭ играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов; б) это инструмент регулирования. Так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

   Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются.

   Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

   Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.

   Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор - это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора (ГС) - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. ГС активно используется как средство ГРЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Борисов Г.В., Сутырин С.Ф., Шишкин М.В. - М.: ЭКСМО , 2010 г.

2. . Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник для студентов вузов - 13 изд.-М.: Владос, 2010г.

3. Г.В. Атаманчук. Теория государственного управления. Курс 
Лекций.4-е издание. М. Омега. Л.2006г

4. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал.- 1998.- №№10-12

5. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002.

6. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. (пер) 3-e изд.: КноРус ISBN: 978-5-406-00299-5. 2010 г.

7. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.


Информация о работе Государство как субъект управления экономикой