Денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части.

Содержание

1 Современные денежные системы промышленно развитых стран
2 Состояние инструментария денежно-кредитной политики в
современной России
3 Определение основных направлений денежно – кредитной политики
из представленных случаев
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Современные  денежные системы промышленно  развитых стран

3

2 Состояние  инструментария денежно-кредитной  политики в 

современной России

5

3 Определение  основных направлений денежно  – кредитной политики 

из представленных случаев

9

Список использованной литературы

17


 

 

  1. СОВРЕМЕНЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН

 

 

Современная денежная система включает следующие элементы:

- денежную единицу;

- масштаб цен; виды денег;

- эмиссионную систему;

- государственный или кредитный аппарат.

Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна. Денежная единица - это  установленный в законодательном  порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения  цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1:10: 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.). Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото.

В результате Ямайской валютной реформы 1976 - 1978 гг. официальная  цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.

Например, в  США в обращении находятся:

- банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен);

- казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент.

В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и 1/2 пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слова (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они распространены. Так, в Индонезии выпускаются казначейские билеты достоинством в 50, 25, 10, 5, 1 сен, в Индии - в 1 рупию.

Эмиссионная система  в развитых капиталистических странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монеты - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству. Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются: отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото; переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги; выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги); преобладание в денежном обращении безналичного оборота; усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения. В конце 70-х начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

2 СОСТОЯНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

Денежно-кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как  инструмент «тонкой настройки» экономической  конъюнктуры, как оперативное и  гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой  центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам с целью дать им возможность кредитовать предприятия, коммерческие фирмы, предпринимателей, использовать денежные средства для закупки государственных ценных бумаг и в иных целях.

Ключевым элементом  финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно – кредитной политики. В свою очередь, денежно – кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Основным проводником  денежно-кредитного регулирования  российской экономики, являющейся составной  частью экономической политики правительства является Центральный Банк России. Главными целями этой политики служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы.

В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. С 1996 года приоритеты политики в  денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции.

Ведущим методом  регулирования является учетная  политика – изменение ставки учетного процента или официальной ставки рефинансирования Центрального банка.

Рефинансирование  представляет собой комплексную  систему реализации государственной  денежно-кредитной политики, когда  различные виды кредитов сочетаются с различными процентными ставками. Процесс рефинансирования заключается  в том, что ЦБ РФ как кредитор последней инстанции выдает кредиты коммерческим банкам, которые обращаются в ЦБ РФ в том случае, когда исчерпывают все возможности приобретения дополнительных ресурсов для поддержания своей платежеспособности на определенном уровне.

Центральный банк- это центральное звено денежно-кредитной системы. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неинфляционного развития экономики. Центральные банки в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС), состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах центральные банки являются государственными. Но и не находясь в собственности государства, центральный банк действует в рамках правительственных инструкций.

По мнению Толчина  К.В., поведение ЦБ РФ как проводника денежно-кредитной политики не является предсказуемым и легко анализируемым. Являясь крупнейшим игроком на рынке, он не имеет выработанной стратегии осуществления денежно-кредитного управления экономикой, действия его носят спонтанный характер. Центральный банк также не ставит перед собой цели формирования благоприятных ожиданий других участников рынка и при разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики не руководствуется этим параметром.

Можно с достаточной  степенью уверенности утверждать, что  разработка денежно-кредитной политики Банком России в большей степени нацелена на формирование благоприятного имиджа Банка (как органа денежно-кредитного управления) на международной арене, т.е. ориентирована на восприятие осуществляемой денежно-кредитной политики международными инвестиционными фондами, банками, клубами и другими экономическими организациями. Оценка и ожидания российской общественности не являются приоритетными при разработке денежно-кредитной политики Банком России.

Таким образом. Центральный Банк не ориентируется  на ожидания субъектов своего рынка, а потому проводит политику не до конца последовательную, не всегда соответствующую целям и часто несогласованную с настроениями экономической общественности.

Непоследовательность  Центрального банка прослеживается во всех аспектах денежно-кредитного регулирования: валютной политике, таргетировании инфляции, регулировании денежного предложения, регулировании процентных ставок в экономике.

Коммерческий  банк- основное звено кредитной системы  стран с рыночной экономикой; универсальное  кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их от своего имени среди физических и юридических лиц на условиях возвратности и платности. Коммерческие банки выполняют функцию финансовых посредников, принимая вклады и предоставляя кредиты. Их деятельность является жизненно важной для нормального функционирования экономики. Прибыль коммерческого банка формируется главным образом за счет разницы между тем процентом, который он получает за предоставленные им в ссуду деньги, и тем процентом, который он выплачивает по принимаемым вкладам. Банки не могут выдавать в качестве ссуды все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои средства в любой момент. Поэтому коммерческие банки должны сохранять определенную фиксированную часть депозитов, которая именуется обязательными резервами. Обычно коммерческие банки держат обязательные резервы в виде вкладов в Центральном банке страны. Объем этих резервов выражается в процентном отношении к совокупной величине бессрочных вкладов и называется нормой обязательных резервов, которая устанавливается Центральным банком. Так, например, если норма обязательных резервов была установлена на уровне 15%, а вклады в банке составляют 1 млн. руб. то он должен хранить 150 тыс. руб. в качестве обязательного резерва. Остальные 850 тыс. руб. могут быть использованы для предоставления кредитов. Таким образом, норма обязательных резервов ограничивает объем средств, на который банки могут увеличить денежное предложение. Коммерческие банки выполняют также ряд других банковских операций. Они могут покупать и продавать иностранную валюту для собственного использования и по поручению своих клиентов. Многие банки имеют специальные сейфы, в которых хранят ценности своих клиентов. Все большее распространение получают трастовые операции, при которых банк берет на себя заботу о сохранности и управлении средствами частных лиц, недвижимостью и пенсионными фондами. Банк обязуется управлять доверенными ему средствами разумно и с прибылью для владельцам получает за это определенную плату.

 

 

 

 

3 В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ А НАБЛЮДАЮТСЯ:

- ДЛИТЕЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ;

- ПАДЕНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА;

- ПАДЕНИЕ КУРСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЛАРУ;

- РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ.

ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЖДОМ ИЗ ПРЕДСТВАЛЕННЫХ ВЫШЕ СЛУЧАЯХ.

 

 

Причины инфляции заложены в особенностях современной экономики. Она инфляционна по своей сути - ей имманентно присуща тенденция к инфляции, вызванная особенностями существующих структурных элементов.

Национальное хозяйство  большинства стран характеризуется  бюджетным дефицитом, порождающим  инфляцию при любом способе его  покрытия. Центральные банки, являясь, по сути, естественными государственными монополиями, регулирующими предложение денег, должны осуществлять функции краткосрочного макроэкономического регулирования, обслуживая покрытие государственного долга и тем самым придавая инфляционные импульсы экономике.

Макроэкономическое равновесие между инвестиционным спросом и  предложением сбережений может нарушиться вследствие отставания сбережений населения  от высоких потребностей в инвестициях.

Ситуация ухудшается, если государство проводит активную политику перераспределения доходов с целью поддержания малообеспеченных слоев населения (чего не делать невозможно). Это ведет к дальнейшей нехватке сбережений, а в сочетании с низкими темпами производства и высоким спросом порождает инфляционные процессы.

Колебания общего уровня цен  могут происходить не только в  сторону их повышения, но и понижения. Такой процесс называется дефляцией. Она была характерна для 20-х годов XX в. В социальном плане дефляция не менее опасна, чем инфляция, поскольку приводит к обнищанию всего общества и обрекает на застой производственные ресурсы.

Стагфляция  означает высокую инфляцию на фоне медленного или вообще нулевого роста  реального объема производства. В 70-х  годах XX в. стагфляция наблюдалась в  экономике развитых стран, в 90-х годах - в бывшем СССР. Выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения. Инфляция спроса возникает тогда, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен предложением как в целом по национальному хозяйству, так и в отраслевом разрезе. Избыток совокупного спроса может возникнуть из-за расширения объема государственных заказов, повышения расходов населения на потребление вследствие использования ранее накопленных ликвидных средств, повышения частных расходов на инвестирование, увеличения доходов, обусловленных ростом заработной платы.

Информация о работе Денежная система