Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение особенностей и перспектив развития денежной системы Республики Беларусь. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить сущность и элементы денежной системы государства;
- оценить тенденции изменения денежной системы в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…...…….3
1. ДЕНЬГИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ, ИХ СУЩНОСТЬ И
ФУНКЦИИ………………………………………………...………..………………5
1.1 Содержание денежных средств и их функции………………………………...5
1.2 Классификация денежных средств………….……...………………………....10
2. СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ……......17
2.1 Сущность денежных систем и их эволюция…………………..…….………..17
2.2 Оценка денежной системы в Республике Беларусь…...………..……..…..…21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….……………………….26
3.1 Проблемы денежной системы в Республике Беларусь……………..………..26
3.2 Перспективы развития денежной системы в Республике Беларусь...............28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……………….…………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……32
Все бумажно-кредитные системы объединяются следующими общими свойствами:
Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах, существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках.
Основными, наиболее характерными чертами административно-командной денежной системы являются следующие: денежные средства предприятий хранятся на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной системой жестко централизовано; валютный курс национальной денежной единицы устанавливается директивно; государственный банк является монополистом в привлечении сбережений населения.
Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются: децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных - коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный, а экономический характер; управление денежной системой централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка [12, с. 78].
Денежная система включает следующие основные элементы: денежную единицу, виды денег, имеющие законную платежную силу, эмиссионную систему, кредитный аппарат.
Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.
Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. Наибольшее распространение получила десятичная система деления: 1: 100 (например, рубль равен 100 копейкам; 1 долл. США равен 100 центам; 1 ф.ст. - 100 пенсам и т.д.).
Виды наличных денег, являющиеся законным средством платежа, включают банкноты, казначейские билеты, разменные монеты.
Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны порядок эмиссии и обращения денег. В развитых капиталистических странах выпуск банкнот осуществляется центральными банками, а казначейских билетов и монет - казначействами - в соответствии с законодательно
установленным в государстве эмиссионным правом [10, с. 123].
2.2 Оценка денежной системы в Республике Беларусь
Республика Беларусь – молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
После распада СССР и образования самостоятельных государств, юридического разделения его денежной системы не последовало, что еще больше осложнило последствия нарушений сложившихся экономических связей. В этих условиях одни республики стали создавать национальные денежные системы, а другие, в числе которых Республика Беларусь, последовательно выступали за сохранение и укрепление единой валюты – рубля.
В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем – и Центрального банка России. Без изменений проводились и безналичные расчеты. Однако такое продолжаться долго не могло, поскольку стали нарушаться традиционные связи по взаимным поставкам.
Возникли неурегулированные
расчеты, и в безналичном обороте
произошел раскол единой
В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский » и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому.
Российские наличные рубли к середине 1993г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь.
Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным.
Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь.
В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь.
В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.
Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике [5, c.109].
Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации.
Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993г.
На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях.
Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз, упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.
Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства.
Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.136) и Банковским кодексом (ст. 7), Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчётов и д.р.
Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчётное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка ранее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия дефицита республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств, так называемых кассовых разрывов. Для реализации целей монетарного регулирования, прежде всего для контроля за динамикой денежной массы, Национальный банк активно использует разнообразные инструменты привлечения ресурсов банков и т.д.
Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.
Порядок установления валютного курса (котировка валют) — определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран.
Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках.
Одной из важнейших целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.
Основным фактором роста широкой денежной массы стало увеличение
требований банков к экономике и чистых иностранных активов Национального банка. Сдерживающее влияние оказали снижение чистых иностранных активов банковского сектора и увеличение депозитов Правительства в иностранной валюте на счетах в Национальном банке.
Рублевая денежная база на 1 февраля 2014 г. сложилась в объеме 29,6 трлн. рублей, уменьшившись за январь 2014 г. на 3,7 трлн. рублей (за январь 2013 г. - на 1,7 трлн. рублей). На сокращение рублевой денежной базы в январе 2014 г. оказали влияние как операции Национального банка в объеме 2,2 трлн. рублей (в основном валютные операции), так и операции Правительства Республики Беларусь в объеме 1,5 трлн. рублей.
На 01.01.2014, по данным Белстата, задолженность по кредитам банков по сравнению с 01.01.2013 увеличилась на 32,9 процента (годом ранее - на 37,5 процента). На долю просроченной задолженности по банковским кредитам на 01.12.2013 приходилось 0,9 процента общей задолженности против 0,3 процента на 01.01.2013.
Государственный основной внешний долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2014 года составил 12,4 млрд. долларов США (лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2013 год утвержден в размере 16,3 млрд. долларов США), увеличившись с начала года на 433,1 млн. долларов США, или на 3,6 процента (с учетом курсовых разниц). [15]
Таким образом, денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Информация о работе Денежная система Республики Беларусь: особенности и перспективы развития