Денежное обращение, финансы, кредит и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:41, доклад

Краткое описание

Сущность и функции финансов. Ответ: Финансы – денежные средства.
Финансы – денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и
перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с
формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и
государства.

Сущность финансов определяется их функциями:
1. Распределительная
2. Контрольная
3. Оперативная

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

В современных  условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.

Составными частями  местных финансов являются: местные  бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных  предприятий.

Местный бюджет имеет такую же структуру, как  и центральный. Он включает доходы и  расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная часть  местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов  власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько  групп. Первую группу во всех странах  составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы  страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть  местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету.

Несмотря на юридическую самостоятельность  бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные  органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике  продолжает играть большую роль.

Основной источник финансов государственных предприятий  определяется их взаимоотношениями  с центральным правительством. С  одной стороны, они, как и все  фирмы и компании страны, обязаны  платить налоги в государственный  и местный бюджет, с другой – получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).

Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность  производства не уступает частным предприятиям.

Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы.

Специальные правительственные  фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения.

Эти фонды создаются  с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации  правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга в  зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости  от цели использования государственные  специальные фонды подразделяют на следующие:

  1. научно-исследовательские;
  2. экономические;
  3. социальные фонды;
  4. фонды личного и имущественного страхования;
  5. военные фонды;
  6. инвестиционные фонды.

Основная часть  специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

Бюджетная система  РФ. Ответ: Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом, включает в себя 3 уровня:

1) фед. бюджет  и бюджеты гос. внебюджетных  фондов;

2) бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  гос. внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Фед. бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через  который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования  для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов  РФ и совместного ведения РФ и субъектов

Второй уровень  бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

 

Межбюджетные  отношения. Ответ: Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. 
Межбюджетные отношения возникают: 
1) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 
2) между органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления; 
3) между органами государственной власти одного субъекта РФ и органами государственной власти другого субъекта РФ; 
4) между органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления; 
5) между органами одного местного самоуправления и органами другого местного самоуправления. 
Объектом межбюджетных отношений являются бюджетные денежные средства, которые должны быть направлены на выполнение функций РФ в целом, субъектов РФ и местного самоуправления. 
Межбюджетные отношения осуществляются путем межбюджетных трансфертов – средств одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемых другому бюджету бюджетной системы РФ. 
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме: 
1) финансовой помощи бюджетам субъектов РФ; 
2) субвенций бюджетам субъектов РФ; 
3) финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований; 
4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; 
5) бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ. 
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме: 
1) финансовой помощи местным бюджетам; 
2) субвенций местным бюджетам; 
3) средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением или обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти; 
4) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; 
5) бюджетных кредитов местным бюджетам. 
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: 
1) финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений; 
2) субвенций, перечисляемых в региональные фонды финансовой поддержки поселений и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов); 
3) субвенций, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; 
4) средств, перечисляемых в федеральный бюджет или в бюджет субъекта РФ в связи с погашением или обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъекта РФ; 
5) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений.

 

Уровни бюджетной системы, их характеристика. Овеет: Характеристика уровней бюджетной системы

Федеральный бюджет РФ входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Он является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

Рассмотрим федеральные  налоги. Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны. [12, с.58]

Налоговые доходы федерального бюджета: налог на прибыль  организаций (100%), налог на добавленную  стоимость (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (100%), акцизы на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на табачную продукцию (100%), акцизы на автомобили легковые и мотоциклы (100%), акцизов по подакцизным товарам и продукции (100%), налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (100%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (20%), водный налог (100%), государственная пошлина (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной) (100%).

Ставки федеральных  налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России, изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

Неналоговые доходы федерального бюджета: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий (100%), часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, лицензионные сборы (100%), таможенные пошлины и таможенные сборы (100%), плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (100%), плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (100%), платы за негативное воздействие на окружающую среду (20%), консульские сборы (100%), патентные пошлины (100%), плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (100%), сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий (100%), а также прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Данные свидетельствуют, что 84, 3% всех доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы. Большую долю в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость, неналоговые доходы составляют лишь 7% от общей суммы доходов. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. [7, с.24]

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации: налог на имущество организаций (100%), налог на игорный бизнес (100%), транспортный налог (100%).

В бюджеты субъектов  Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами: налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ (100%), налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (80%), налог на доходы физических лиц (70%), налог на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента (100%), акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья (50%), акцизов на спиртосодержащую продукцию (50%), акцизы на алкогольную продукцию (100%), акцизы на пиво (100%), налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%), регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (5%), сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (80%), сборы за пользование объектами животного мира (100%), и т.д.

К неналоговым  доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся: доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (100%), доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов (100%), доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ, части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, платы за негативное воздействие на окружающую среду (40%), плата за использование лесов (100%), декларационный платеж (100%), доходы от передачи в аренду земельных участков (20%), доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (20%), и т.д. [1, с.45]

Информация о работе Денежное обращение, финансы, кредит и налогообложение