Денежное обращение, финансы, кредит и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:41, доклад

Краткое описание

Сущность и функции финансов. Ответ: Финансы – денежные средства.
Финансы – денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и
перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с
формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и
государства.

Сущность финансов определяется их функциями:
1. Распределительная
2. Контрольная
3. Оперативная

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов  отражаются на расходной части местных  бюджетов. Возрастание расходов связано  с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура расходов отдельных  видов местных бюджетов не одинакова  и зависит от объема хозяйства  и подведомственности его органам  власти различных территориальных  образований. Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

 

Государственные внебюджетные фонды. Ответ: Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный  фонд Российской Федерации; Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Средства Пенсионного  фонда формируются по Положению  о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов  работодателей, страховых взносов  работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации временно свободных средств. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Средства Пенсионного  фонда используются на выплаты государственных  пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган  – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

Фонд  социального страхования Российской Федерации; Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд  социального страхования образуется за счет:

·страховых взносов граждан и юридических лиц;

·доходов от инвестирования части временно свободных  средств;

·добровольных взносов граждан и юридических  лиц;

·ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.). 
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств.

Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий  и организаций на обязательное медицинское  страхование; взносов территориальных  фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.

 

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Государственный внешний долг РФ. Ответ: Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов ,что является одним из самых низких показателей в Европе . По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объема ВВП страны. По данным рейтингового агентства  внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10% к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории. В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора 

Впрочем, такое  благоприятное положение наблюдалось  далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5% ВВП страны. Согласно принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.

Государственный внутренний долг РФ. Ответ: Финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь  форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством  выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Налоговая система  РФ, ее характеристика. Ответ: Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Нынешнее налоговое  законодательство не содержит определения  понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Основой налоговой  системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

 
Система налогового права, впрочем, как  и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части  налогового права относятся:

нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой  системы Российской Федерации;

принципы формирования налогового законодательства;

правовые формы  и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов  в области налогообложения;

основные черты  правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть  содержит:

нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых  платежей;

круг плательщиков по каждому налогу;

объекты налогообложения;

налоговую базу;

порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Функции налоговой системы


Основными функциями  налоговой системы государства  и, соответственно, установленных в  государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть, которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть, которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть, которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть, которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы


Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство.

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных  условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной, прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация  принципов налогообложения в  разных странах осуществляется с  учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой  системы является одним из признаков суверенного государства.

 

Основные налоги и их роль в формировании бюджета  РФ. Ответ:  Налоговая система России включает в себя налоги трех уровней:  
- федеральные  
- республиканские  
- местные.  
В состав федеральных налогов входят налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины, госпошлина, гербовый сбор и некоторые другие.  
К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной налог и др.  
Местные налоги включают налог на имущество физических лиц, земельный налог и ряд других налогов, вводимых местными властями с учетом своих нужд.  
Взносы в пенсионный и другие социальные фонды имеют общефедеральный характер и собираются от имени соответствующих внебюджетных фондов. Всего в России насчитывается до 300 налогов и сборов различного рода.  
По абсолютным размерам налоговых сборов первое место занимает налог на добавленную стоимость, за ним следует налог на прибыль предприятий. Вместе с тем в первом чтении (июнь 1997 г.) принят Налоговый кодекс РФ, согласно которому резко сокращается число налогов и ограничиваются налоготворческие права местных органов власти.  
Налог на прибыль предприятий и организаций.  
Налог на прибыль предприятий и организаций принят законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. и действует с учетом изменений и дополнений, принятых в последующие годы. Налог на прибыль имеет две налоговые ставки: по первой ставке налог в размере 13% взимается в пользу федерального бюджета, вторая ставка налога определяется на уровне субъектов РФ (республик) и представляет собой налог, поступающий в их бюджеты. Субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать ставку этого налога (но не правила его исчисления и взимания) в пределах до 22% (для посреднической деятельности, банков, страховых компаний, бирж и т.д. до 30%). Таким образом максимальная суммарная ставка этого налога может составлять 35% (для банков — 43%).  
Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству России и занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также филиалы и другие подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налогом на прибыль могут облагаться и бюджетные организации — в части осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Кроме того, субъекты РФ вправе облагать налогом на прибыль расположенные на их территории территориально обособленные структурные подразделения предприятий, имеющих головную контору и место регистрации в других регионах, даже если эти подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета.  
В этом случае определение доли прибыли, относящейся к этому подразделению, осуществляется расчетным методом — по доле этого подразделения в общем фонде оплаты труда и в общей стоимости основных производственных фондов предприятия. Соответственно эта доля прибыли подлежит вычету из облагаемой базы при исчислении налога с головного предприятия и, поскольку речь идет о применении только налогов, взимаемых субъектами РФ, каждый из них применяет свою налоговую ставку для обложения относящейся к нему доли прибыли предприятия.  
Предприятия-резиденты подлежат обложению налогом по всем своим доходам, в том числе и полученным за пределами России. Подоходный налог, уплаченный за рубежом, засчитывается при уплате налога на прибыль, но сумма такого зачета не может превышать размера налоговых обязательств, рассчитанных по российскому законодательству для соответствующей суммы дохода.  
Налогооблагаемой базой в отношении налога на прибыль законом определяется валовая прибыль предприятия: разность между валовым доходом (выручкой) предприятия от продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ, выручкой от продажи основных фондов и земельных участков, принадлежащих предприятию, а также доходами от внереализованных операций и продажи иного имущества, и расходами, связанными с этими операциями и с этой деятельностью. Валовой доход (выручка) предприятия при этом рассчитывается без учета НДС и акцизов, а также уплаченных экспортных пошлин. Для расчета чистого дохода от продажи имущества предприятия за основу берется первоначальная цена или остаточная стоимость имущества, увеличенная на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством РФ.  
Расчет налога на прибыль производится поквартально, нарастающим итогом: за 3, б, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи налога вносятся ежемесячно или дважды в месяц из расчета 1/3 или 1/6 от квартального расчета. Годовой отчет (декларация) по налогу предоставляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, и доплата налога (если требуется) производится и десятидневный срок после сдачи отчета.  
Отчетный год совпадает с календарным годом. Аудиторское заключение обязательно для акционерных предприятий, для предприятий с участием иностранного капитала и для банков и страховых организаций (независимо от их юридической формы).  
В налогооблагаемую базу предприятий не включаются дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также доходы от долевого участия в капитале других предприятий. Эти виды доходов подлежат обложению «у источника», ставка налога для них составляет 15%. Также не включаются в сумму налогового дохода предприятий для целей исчисления налога на прибыль доходы от проведения концертных мероприятий (для них предусмотрен специальный налог по ставке 50%) и доходы от казино и игровых автоматов (которые облагаются налогом по ставке 70%).  

Информация о работе Денежное обращение, финансы, кредит и налогообложение