Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучить методы денежно-кредитной политики, проследить этапы и причины появления эффекта от ее проведения, рассмотреть ее основные инструменты, проблемы и предоставление оптимальных вариантов для устранения недостатков при проведении денежно-кредитной политики.
При выполнении работы использованы методы сбора и консолидации теоретической информации и статистических данных из открытых источников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1. Содержание, цели и задачи денежно-кредитной политики ... 6
1.1 Понятие, правовые основы, цели и задачи денежно-кредитной политики ....................................................................................................... 6
1.2 Типы денежно-кредитной политики ……………............................. 10
2. Инструменты денежно-кредитной политики .......................... 12
2.1. Операции на открытом рынке …………….………………………… 12
2.2. Изменение учетной ставки ………………….………………………. 15
2.3. Изменение норм обязательных резервов …………………………... 18
2.4. Ограничение кредитования …………………………………………. 20
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития............................22
Заключение .................................................................................................. 33
Список использованной литературы ........................................................ 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Ограничение  кредитования

 

 
 
          Вместе с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. 
Метод ограничения кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также центральный банк может  устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков. Но использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

Говоря о каждом методе ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими  и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное  использование всех перечисленных  инструментов может привести к выработке  правильной и грамотной денежно-кредитной  политики.

 

 

3 Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь  на современном этапе развития

 

 

Современное состояние  нашей экономики можно  с  достаточной  точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс  охватывает  практически все сферы экономической жизни общества,  в  том  числе  и  денежно-кредитную систему. В то же время  бездействие  старой  и  отсутствие  новой  концепции макроэкономического  регулирования  экономики,   несостоятельность   попыток трансформации в  рыночное  хозяйство,  спад  производства  и  рост  инфляции заставляют вести поиски в области  создания  теории  переходного  периода  с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как  долгосрочных, так и на ближайшее время [15].

Отдельные государственные  деятели, экономисты  и  чиновники  оценивают проводимую  в  стране   денежно-кредитную   политику   как   жесткую,   т.е. ограничивающую возможности развития производства.

Промежуточные  цели,  которые  могут  подлежать  контролю  со  стороны Центрального банка, включают в себя совокупность  показателей  экономической системы,   характеризующих: объем   денежной   массы, размеры предоставленных кредитов, структуру и изменение объема  национального дохода; колебания   различных   индексов.   Используется   также   ряд показателей, характеризующих политическое положение страны:  торговый  и платежный  баланс;  обменный  курс  национальной  денежной   единицы   к стабильным валютам и так далее. [11]

Поэтому в соответствии со складывающейся хозяйственной  обстановкой  в стране  на  каждом  конкретном  этапе  экономического  развития  Центральным банком  должна  вырабатываться  присущая  этому  этапу  концепция   денежно-кредитного  регулирования.  Тем  самым  будут   четко   формироваться   цели проводимой  в  республике  денежно-кредитной  политики   и   предоставляться возможность для путей их достижения.

В   силу   сложившихся   условий    финансирования    экономики    и функционирования рынка ссудного капитала эти меры монетарного  регулирования в течение переходного периода к рынку будут иметь приоритетное  значение  по отношению к "классическим методам".

На этапе переходной к рынку экономики,  когда  государство  еще  может оказывать значительное воздействие на экономическую  ситуацию,  особую  роль могут сыграть такие средства  как  количественный  и,  что  особенно важно, качественный контроль кредита (так называемое "селективное кредитование"— метод рационирования кредита). Экономическая нагрузка селективного кредитования  заключается в   возможности применения административного контроля Центрального банка за предоставляемыми коммерческим банкам кредитами в   соответствии   с   обозначенными приоритетами   конкретной экономической программы. Это означает, что объектом  регулирования  являются рынки банковского кредитования и в первую очередь, краткосрочного  (причина приоритетности краткосрочного кредитования кроется в  преобладании  в  нашей экономике косвенных форм финансирования  (посредством  банковской  системы), основная часть которого идет на пополнение оборотных средств предприятий).

На непродолжительном  временном  интервале  применение  этого  средства контроля денежно-кредитной  сферы  создаст  определенный  эффект,   который проявится   в   последующие   воспроизводственные   циклы.   Снижение   роли селективного регулирования кредита может иметь место только  в  соответствии с  повышением  экономической  значимости  "классических  методов",  создания благоприятной рыночной конъюнктуры для их реализации.

Наиболее реальным для создания  условий  реализации  основных  методов денежно-кредитного регулирования в соответствии с Западной моделью является развитие операций на открытом рынке государственными  ценными  бумагами.

Изучение  опыта  западных  стран  показывает,  что  экономическое   значение облигаций в период  создания  и  развития  фондовых  рынков  (рынков  ценных бумаг)  значительно  возрастает  по  сравнению  с   акциями,   коммерческими векселями и др [14].

Успешная  реализация  экономической   роли   облигаций,   как   успех экономических  преобразований  вообще,  связаны  прежде  всего с   реальной перспективой формирования в республике финансового  рынка,  включающего  как долгосрочные рынки  капиталов  (облигаций),  так  и  краткосрочный  денежный рынок, а  также  рынков  акций.  Без  создания  такого  рыночного  института невозможно свободное движение  денежных  средств  из  одних  сфер  народного хозяйства в другие, безэмиссионное покрытие бюджетного дефицита  республики.

Поэтому на начальных  этапах развития рыночных отношений  финансово-кредитная политика должна быть направлена  на  организацию  рынка  ценных  и  создание необходимой для его функционирования инфраструктуры.

Способы использования  процентной политики (изменение  учетной  ставки) как средства регулирования кредитно-денежной сферы известны  и  определяются конкретным содержанием проводимой кредитной политики:  кредитных  рестрикций или  кредитной  экспансии.  В  тоже  время,  учитывая  предлагаемое  сегодня направление на снижение доли кредитных вложений банков в народное  хозяйство республики  (  то  есть  кредитную  рестрикцию   как   стержень   банковской политики),  нельзя  не  принимать  во  внимание   темпы   разгосударствления собственности и пополнения  ею  товарного  рынка.  В  данном  случае  вполне очевидно, что политика в  отношении  ссуд  для  выкупа  госимущества  должна носить избирательно-поощрительный характер. Это даст возможность  расширения конкретного спроса на рынке госимущества и позволит провести приватизацию  в намечаемых темпах и размерах.  Основным  здесь  будет  вопрос  о  банковском контроле за целевым использованием выделяемых ссуд.

Полная либерализация  процента на рынке краткосрочных  капиталов  будет свидетельствовать  о  постепенном  переходе  денежно-кредитной  политики   к использованию возможностей, открываемых учетной ставкой в плане  воздействия на  финансовый  рынок  республики.  Однако  сегодня   необходимо   учитывать недостаточное накопление финансовых ресурсов  (первоначального  капитала)  и низкую  долю   внутреннего   самофинансирования   (абсолютное   преобладание банковских займов)  в  производстве.  В  этих  условиях  свободное  рыночное установление  нормы  ссудного  процента  привело  бы  к  резкому  его  росту

(соответственно,  затормозило  бы  инвестиционный  спрос)  и  к  дальнейшему усилению инфляционных процессов и монополистических тенденций в экономике, поскольку уровень ссудного процента прямо входит в издержки производства  (в широком понимании этой экономической категории).

Глубокий  кризис,  поставивший  народное  хозяйство  страны  на  грань развала, сегодня, как никогда раньше, со  всей  остротой  и  неотвратимостью поставил вопрос о безотлагательной  необходимости  разработки  и  реализации программы   стабилизации   экономики   республики   на    основе    рыночных преобразований.

Спад в экономике  поставил в сложное положение денежно-кредитную систему. Видимость нормального хозяйствования поддерживается вынужденными кредитами. Необходимо прекратить безресурсную кредитную эмиссию.

Особенно быстро растут  кредиты  правительству  (на  350  %),  которое,  как известно, ничего не производит и направляет средства  на  покрытие  дефицита госбюджета. Через  госбюджет  одна  часть  этих  денег  быстро  переходит  в наличную форму и оказывает сильнейшее давление на  потребительский  рынок. Другая  часть  выплескивается  на  валютный  рынок.  Отсюда  рост   цен   на потребительские товары и обесценивание белорусского рубля.

Продолжается также  бесконечное и безвозвратное  кредитование  сельского хозяйства, которое в силу своего нерыночного характера  поглощает  кредитные ресурсы с минимальным  экономическим  эффектом  и  по  сути  является  самым большим банкротом [15].

Мы не хотим признать очевидное: госпредприятия сегодня не чувствительны к экономическим, в том числе финансово-кредитным рычагам управления. Финансовая  поддержка за счет бюджета и кредиты банковской системы должны направляться на развитие эффективно работающим предприятиям, выпускающим продукцию, конкурентноспособную на внешнем и пользующуюся спросом на внутреннем рынках.

 

3.1 Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год

 

 

 В 2014 году денежно-кредитная  политика сохранит стратегическую  направленность на поддержание  ценовой стабильности в экономике  как основы для экономического  роста и сбалансированного развития  экономики страны.

Целью денежно-кредитной  политики, реализуемой совместно  с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).

В 2014 году приоритетом процентной политики останется поддержание  положительного уровня в реальном выражении  процентных ставок в экономике, обеспечивающего  привлекательность и сохранность  сбережений в национальной валюте.

Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14 – 16 процентов годовых. Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Операции Национального  банка обеспечат приближение  процентной

ставки однодневного рублевого  межбанковского кредита к уровню ставки

рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным  операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке).

Национальный банк продолжит  регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитнойполитики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. Сохранятся рыночные условия предоставления денежных средств банкам.

 Обменный курс белорусского  рубля будет формироваться исходя 

из спроса и предложения  иностранной валюты. Для сглаживания  резких колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.

Международные резервные  активы Республики Беларусь с учетом

прогнозируемого улучшения  состояния платежного баланса увеличатся за 2014 год на 0,2 – 0,5 млрд. долларов США. В 2014 году действия Национального банка  будут направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития