Среди конкретных мер выделяют следующие:
1. Налоговое стимулирование инновационной
деятельности и развития человеческого
капитала.
Планируется дальнейшее снижение тарифов
страховых взносов, усовершенствование
амортизационной политики, предоставление
налоговых льгот при осуществлении социально
значимых расходов.
2. Мониторинг эффективности налоговых
льгот.
Необходимо систематическое проведение
анализа востребованности установленных
механизмов налогового стимулирования
и налоговых льгот.
Намечается уточнение списка доходов,
которые освобождаются от обложения НДФЛ,
также ликвидация неточностей и противоречий,
которые приводят к неоднозначному пониманию
норм.
3. Акцизное налогообложение.
В плановом периоде будет проводиться
периодическая индексация ставок акциза
с учетом реально формирующейся экономической
ситуации, при этом рост акцизов на алкогольную,
спиртосодержащую и табачную продукцию
будет производиться опережающими темпами
по сравнению с уровнем инфляции.
4. Налог на прибыль организаций.
Предлагается перепроверить порядок
признания дохода от реализации имущества,
права на которые подлежат государственной
регистрации.
5. Налогообложение природных ресурсов.
В целях сбалансирования уровня налоговой
нагрузки на газовую и нефтяную отрасли
в плановом периоде продлится работа по
установлению добавочной фискальной нагрузки
на газовую отрасль за счет дифференциации
ставки НДПИ. Также прогнозируется изменение
ставки по полезным ископаемым, доля экспорта
которых превышает 50 %, в зависимости от
мировых цен на соответственные полезные
ископаемые.
6. Введение налога на недвижимость.
Указывается на потребности ускорить
подготовку введения налога на недвижимость.
Предполагается разработать систему,
которая позволит взыскать данный налог
исходя из рыночной стоимости облагаемого
имущества с необлагаемым минимумом для
семей с низкими доходами. (Данный налог
уже введен)
7. Налоговое администрирование.
Рассматривается введение инструментов,
которые будут противодействовать уклонению
от уплаты налогов. Кроме того, в плановом
периоде предусматривается проработать
вопросы взыскания налогов за счет электронных
денег, урегулировать порядок обращения
взыскания налогов с валютных счетов и
счетов в драгоценных металлах в банках.
1.2 Неналоговые
доходы бюджета
Неналоговые доходы
представляют из себя платежи, которые
распределяются по характеру их поступления
в бюджет содержат в себе возмездные операции
от прямого предоставления государством
различных видов услуг и продажи товаров,
а также некоторые безвозмездные платежи
в виде штрафов или прочих санкций за нарушение
законодательства, изымании и все добровольные
невозвратные текущие поступления из
негосударственных источников.
Неналоговые доходы,
также, как и налоговые вводятся органами
представительной власти РФ и ее субъектов.
Сптсок неналоговых доходов один для бюджетов
любых уровней и вводится законом о бюджетной
классификации.
Состав неналоговых доходов
определяется Бюджетным кодексом РФ и
включает:
1. Доходы от использования
имущества, которое находится в государственной
или муниципальной собственности, а именно:
• средства, которые получают
в виде арендной платы или другой платы
за сдачу во временное владение и пользование
или во временное пользование имущества,
которое находится в государственной
или муниципальной собственности;
• средства, которые получают
в виде процентов по остаткам бюджетных
средств на счетах в кредитных организациях;
• средства, которые получают
от передачи имущества, которое находится
в государственной или муниципальной
собственности, под залог, в доверительное
управление;
• средства от возврата государственных
кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных
ссуд, также средства от продажи имущества
и иного обеспечения, которые переданы
получателями бюджетных кредитов, бюджетных
ссуд и государственных, и муниципальных
гарантий соответственным органам исполнительной
власти в качестве обеспечения обязательств
по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам
и государственным и муниципальным гарантиям;
• плата за пользование бюджетными
средствами, которые предоставлены другим
бюджетам, иностранным государствам или
юридическим лицам на возмездной и платной
основах;
• доходы в виде прибыли, которая
приходится на доли в уставных капиталах
хозяйственных товариществ и обществ,
или дивидендов по акциям, которые принадлежат
РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям;
• доля прибыли государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
которая остается после оплаты налогов
или прочих неизбежных платежей;
• прочие доходы от использования
имущества, которое находится в государственной
или муниципальной собственности.
2. Доходы от продажи
или прочего возмездного отчуждения
имущества, которое находится в государственной
или муниципальной собственности, а именно:
• средства от продажи уставного
капитала организаций, которые находится
в государственной или муниципальной
собственности;
• средства от продажи акций,
которые находится в собственности государства;
• доходы от реализации государственных
запасов и резервов;
• доходы от продажи государственных
производственных и непроизводственных
фондов, земли и нематериальных активов;
• прочие доходы.
3. Доходы от платных
услуг, которые оказывают соответствующие
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, а также бюджетные
учреждения, которые находятся в ведении
федеральных органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления.
4. Средства, которые получены
в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности,
а именно штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, которые получены в возмещение
вреда, причиненного РФ, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям,
и другие суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой
помощи и бюджетных ссуд, которые
получены от бюджетов остальных уровней
бюджетной системы Российской Федерации.
6. Прочие неналоговые доходы.
Процедура установления, исчисления
и взимания неналоговых доходов регламентируется
бюджетным законодательством, а кроме того целым комплексом нормативных документов.
К примеру, процедура перечисления денег,
которые получают в порядке приватизации
государственного или муниципального
имущества, обуславливается законодательством
РФ о приватизации, а взимание отдельных
санкций — Гражданским и Уголовным кодексами
РФ.
Неналоговые доходы государства имеют
ряд отличий от налоговых:
1) Неналоговые платежи, в основном, имеют
двусторонний характер. Это значит, что
субъекты правоотношений имеют взаимные
обязанности и права. В результате таких
правоотношений, взаимосвязь прав и обязанностей
носит характер возмездности.
2) Неналоговые доходы бывают как обязательными
платежами, так и носят добровольный характер.
Основая часть неналоговых доходов составляют
обязательные платежи. В предусмотренных
случаях неуплаты, прибегают к методам
принудительного взыскания в определенном
порядке. Но причины уплаты обязательных
неналоговых и налоговых платежей различны:
налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого
объекта, а основанием уплаты обязательных
неналоговых платежей служит совершение
установленных действий (предоставление
тех или иных прав, выполнение работ, услуг)
компетентными органами в пользу юридических
и физических лиц. Оплата добровольных
платежей, которые входят в группу неналоговых
доходов государства, основывается на
соответственном волеизъявлении юридических
и физических лиц, способы притягивания
дополнительных денежных средств - на
принципе добровольности и они определены
законодательством. Среди них: выпуск
и распространение государственных ценных
бумаг, проведение государственных лотерей,
взносы в порядке осуществления благотворительной
деятельности и другие законные методы.
3) Для неналоговых платежей, в отличие
от налогов, характерен признак целевой
направленности в использовании поступлений
по ним. Целевое направление употребления
неналоговых доходов государства вводится
при установлении неналоговых платежей
и фиксируется в правовых актах, которые
определяют порядок исчисления и взыскания
каждого конкретного платежа. Неналоговые
доходы государства, в основном, накапливаются
в государственных бюджетных и внебюджетных
фондах, организовываемых на федеральном
уровне и на уровне субъектов РФ. Но поступления
по отдельным неналоговым доходам государства
могут переходить органам местного самоуправления
для зачисления их в соответственные местные
бюджеты в порядке, который установлен
законом.
4) Для неналоговых доходов не назначены
определенные ставки, а также сроки уплаты,
льготы и остальные чисто налоговые элементы.
5) В отличие от налоговых доходов неналоговые
доходы строго не планируются. На практике
их планирование осуществляется отталкиваясь
от фактических поступлений за прошлые
периоды с учетом динамики, темпов инфляции
и изменений в законодательстве.
Зачастую, большая часть неналоговых
доходов поступают в соответственные
бюджеты в полном объеме и являются их
собственными доходами.
Неналоговые доходы и другие поступления
считаются уплаченными в бюджет, бюджет
государственного внебюджетного фонда
с момента списания денежных средств со
счета плательщика в кредитной организации.
Объемы поступления неналоговых доходов
в бюджеты разных уровней, изначально
зависят от увеличения сумм статей, которые
входят в их состав, таких как доходы от
использования имущества, которое находится
в государственной или муниципальной
собственности, доходы от платных услуг,
которые оказывают бюджетные учреждения,
штрафы, конфискации, компенсации и средства,
полученные в возмещение вреда, причиненного
Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям,
и прочие суммы принудительного изъятия.
Не все неналоговые доходы планируются,
поэтому они не могут быть крепко зафиксированы
в доходной части бюджета. Именно из-за
этого в данной части федерального закона
о бюджете на определенный год несколько
видов неналоговых доходов могут группироваться
с указанием одной планируемой суммы.
Неналоговые доходы, безусловно, имеют
немаленькое значение в формировании
доходов государства, так как они являются
одним из источников пополнения государственной
казны и неотъемлемой частью формирования
доходов бюджета. Но из-за непостоянности
своего характера их сложно прогнозировать.
Структура
и динамика доходов федерального бюджета
за последние три года.
Рассмотрим ряд решений и дополнений,
которые были внесены в законодательство
Российской Федерации и перешли в исполнение
с 1 января 2010 года:
1) Повышение ставки налога на добычу
полезных ископаемых на газ со 147 до 162
рублей за 1 тыс. куб. м;
2) Увеличение размеров госпошлины
на определенные юридически значимые
действия; за совершение действий, которые
связанны с получением гражданства или
выходом из него, а также с въездом или
выездом из страны; за совершение действий
при осуществлении федерального пробирного
надзора; за государственную регистрацию
и за совершение иных действий, которые
имеют юридическое значение.
Данные решения положительно
повлияли на федеральный бюджет, что привело
к увеличению нефтегазовых (неналоговых)
доходов в период с 2010-2012 года.
Основными факторами, которые
оказывают влияние на изменение ненефтегазовых
доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах
являются:
- утвержденное решение по замене
единого социального налога на страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование,
обязательное медицинское страхование
и обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности,
а также в связи с материнством;
- уменьшение прогноза
зачисления по разовым платежам за использование
недрами в связи с наметившимся дефицитом
участков недр и понижением предполагаемого
количества проводимых аукционов, а так
же прогноза поступления доходов от операций
с государственным материальным резервом.
Причины, из-за которых доходы
в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009
года, можно подразделить на три группы:
1) Реформа социальных платежей
и замена единого социального налога страховыми
взносами, которые поступают напрямую
во внебюджетные фонды.
2) Уменьшение налоговых
баз по основным источников
доходов в ВВП.
3) В 2009 году в федеральный
бюджет были мобилизованы временно
свободные средства государственных
корпораций и другие разовые поступления.
Динамика доходов федерального
бюджета
Структура доходов федерального
бюджета за 2010-2012 года
Глава II
Сравнительный анализ доходов
ОАО «Банка Москвы» на 2011 и 2012 года.
Рассмотрим консолидированный
отчет о финансовом положении ОАО «Банка
Москвы» на конец 2011 и 2012 годов.
Анализируя данные консолидированного
отчета о прибылях и убытках Акционерного
коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое
акционерное общество) за 2011 и 2012 года
можно сделать следующие выводы о доходах
данного банка:
- Сумма эмиссионного дохода
осталась без изменений и составила 146 449,6 млн руб на конец 2011 и на конец 2012 годов.
- Процентные доходы увеличились по сравнения с 2011 годом, и на конец 2012 года составили 90 148,2 млн руб. Разница составила 31 234,6 млн руб ( ~34,6 %)
- Чистые процентные доходы к
концу 2012 года составили 39 524,5 млн руб, что на 15 706,1 млн руб больше, чем на конец 2011 года. Чистые процентные доходы увеличились примерно на 39,7 %.
- Чистые процентные доходы после
создания резервов под обеспечение на
конец 2011 года составили 96 918,6 млн руб, а на конец 2012 года сумма по данной статье составила 54 568,1 млн руб. Данные доходы уменьшились на 42 350,5 млн руб (~43,7 %)
- Доходы за вычетом расходов от операций с финансовыми
инструментами, предназначенными для
торговли в период с 2011-2012 года увеличилась на 1 510,1 млн руб. На конец 2012 года данные доходы составили
1 558,4 млн руб, данные доходы выросли на 97 %.
- Доходы за вычетом расходов от реализации
финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи на конец
2012 года составили 954,9 млн руб. На конец 2011 года доходы по данной статье не
прослеживаются.
- Доходы за вычетом расходов по операциям
с иностранной валютой и драгоценными металлами к концу
2011 года составили 5 883,8 млн руб, что меньше доходов по данной статье на конец
2012 года, разница составляет 3 787,1 млн руб (~39,2 %)
- Доходы за вычетом расходов от переоценки валютных
статей на конец 2011 года составили 2 635,0 млн руб, а на конец 2012 года данные доходы составили 5 527,0 млн руб. То есть доходы по данной статье
увеличились на 2 892,0 млн руб (~52,3 %)
- Комиссионные доходы на конец
2012 года составили 8 225,7 млн руб, что на 395,1 млн руб больше, чем на конец 2011 года, в процентном соотношении разница составляет 4,8 %.
- Прочие доходы за вычетом расходов
за данный период тоже увеличились на 1 066,3 млн руб. На конец 2012 года данные доходы составили 1 658,8 млн руб, что на 64,3 % больше по сравнению с 2011 годом.
- Чистые непроцентные доходы
в период с 2011-2012 год уменьшились на 143 414,7 млн руб, то есть на конец 2011 года данные
доходы составляли 148 755,0 млн руб, после уменьшения на 96,4 % к концу 2012 года чистые непроцентные доходы составляли 5 340,3 млн руб
- Операционные доходы увеличились к концу 2012 года. Разница составила 3 176,9 млн руб (~8,8 %)
- Прибыль от налогообложения на конец
2011 года составила 31 421,5 млн руб, на конец 2012 –34 887,3 млн руб. Разница составила 3 465,8 млн руб ( ~9,9 %).
- Чистая прибыль к концу 2012 года
по сравнению с 2011 увеличилась на 3 702,0 млн руб (~ 13,1 %). Она составила 28 318,5 млн руб.