Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетно-налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.
Содержание, структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики. Бюджет страны на 2005 год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Целью данной работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Содержание

Содержание ……………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность доходов бюджета государства………………………….4
Раздел 2. Анализ основных видов доходов государственного
бюджета Республики Беларусь……………………………………………….13
Раздел 3. Проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения…………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс 3 ВАРИАТ.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Частный  институт управления и предпринимательства»

 

 

Кафедра мировой экономики и экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: макроэкономика

 

на тему

 

 

 

 

 

студентка Брянцева Вероника Олеговн

________________________________

 

Курс 4  Группа

     Факультет Заочного обучения

Специальность

 

 

Руководитель

фамилия______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Содержание ……………………………………………………………………..2
  2. Введение…………………………………………………………………………3
  3. Раздел 1. Сущность доходов бюджета государства………………………….4
  4. Раздел 2. Анализ основных видов доходов государственного

бюджета Республики Беларусь……………………………………………….13

  1. Раздел 3. Проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения…………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетно-налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.

Содержание, структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики. Бюджет страны на 2005 год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.

Целью данной работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.

Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:

  • Рассмотреть сущность и содержание бюджета, его роль в решении социально-экономических задач страны;
  • Изучить состав и классификацию доходов бюджета и налогов как их основной доходной части;
  • Выявить приоритетные направления и определить механизм увеличения доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь.

     Поэтапное решение данных задач обусловило структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованных источников.

      Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени, поэтому в процессе написания работы использовался широкий спектр литературных источников, в том числе нормативные правовые акты законодательства                                                     (Законы «О бюджете Республики Беларусь», «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь), научные и периодические издания, учебные пособия, материалы министерств финансов и статистики Республики Беларусь.

 

1 СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА

 

 

 

      Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

      Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, регионами страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

      Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

      Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По своей сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Ведь целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Поэтому государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

      В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

      Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующее:

  • -государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  • -с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • -пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • -область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

      Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

      При раскрытии такой экономической категории как государственный бюджет целесообразно отразить три его характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу - сущность.

      Так государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств. И его сущность как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций. Но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Объективные - это уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений и др. Субъективные - тип государства, политика правительства, уровень науки.

      С помощью бюджета государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы, сглаживает отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования.

      Достигается это посредством:

  • налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них.
  • бюджетного финансирования общегосударственных программ.
  • финансовой поддержки некоторых отраслей.
  • образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для    предупреждения диспропорций в развитии экономики.

      Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект.

 В Законе Республики Беларусь № 2347-XII от 4.03.1993 «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (в редакции 24.07.2002) бюджет определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)».

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

      За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

      Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

      Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

      Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

      Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

      Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

      Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения