Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:16, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетно-налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.
Содержание, структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики. Бюджет страны на 2005 год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Целью данной работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Содержание ……………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность доходов бюджета государства………………………….4
Раздел 2. Анализ основных видов доходов государственного
бюджета Республики Беларусь……………………………………………….13
Раздел 3. Проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения…………………………17
Если отследить планируемые ежегодно размеры государственного бюджета и бюджетного дефицита (Таблица 2.1) в соответствии с законами на очередной финансовый год, то можно сделать вывод о том, что ежегодно увеличивались, как доходы, так и расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита. Начиная с 2012 года, планируемый бюджет стал «сбалансированным» – расходная часть равна доходной . Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, то наблюдается снижение размера государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом) и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась и запланированная сумма бюджетного дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).
Таблица 1 – Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2013 гг., млрд. руб.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Доходы бюджета |
54899,3 |
35522,4 |
33611,4 |
92772,0 |
121720,3 |
Расходы бюджета |
57699,3 |
38222,4 |
39611,4 |
92772,0 |
121720,3 |
Дефицит |
2800,0 |
2700,0 |
6000,0 |
2000,0 |
2500,0 |
Источник : [4].
На 2011 год также прогнозировалось
снижение доходов (на 1911 млрд. рублей по
сравнению с 2010 годом) и рост бюджетных
расходов (на 1389 млрд. рублей по сравнению
с 2010 годом). В результате, запланировано
и значительное увеличение дефицита (на 3300 млрд. рублей).
Поскольку уже с конца 2011 года
для Республики Беларусь стали характерны
рост цен и уровня инфляции, то соответственно
планируемые на 2012 и 2013 гг. размеры доходной
и расходной части значительно возросли:
в 2,8 и 2,3 раз возросли доходная и расходная
часть соответственно в 2012 году по сравнению
с 2011 г.
Доходная и расходная части
– важнейшие составляющие бюджета, поэтому
при изучении его динамики в первую очередь
рассматривают динамику доходов и расходов
по отдельным статьям.
Динамика структуры доходов
консолидированного бюджета за 2009-2011 гг. в
процентах представлена в Приложении А.
Основными доходными источниками
консолидированного бюджета являются
налог на добавленную стоимость, доходы
от внешнеэкономической деятельности,
налог на прибыль и акцизы.
Удельный вес в общем объеме
доходов неналоговых поступлений значительно
ниже налоговых и составил 9,1; 7,7; 14,0 процентов
в 2009, 2010 и 2011 гг. соответственно.
До исключения из доходов бюджета
в 2010 году взносы на государственное социальное
страхование имели достаточно высокий
удельный вес в общем объеме доходов, к
примеру, в 2009 году их объем составил 25,2
%.
Менее одного процента в структуре
доходов занимают безвозмездные поступления.
Поступление доходов в течение
года имеет неравномерный характер.
Видно, что основная доля доходов приходится
на конец года. Также на общем уровне высока
доля доходов, поступающих в апреле, июле,
октябре. Это можно объяснить тем, что
наибольший удельный вес в структуре доходов
занимают налоговые. Налоговая система
республики совершенствуется путем снижения
налоговой нагрузки, в том числе постепенно
перестраиваясь на поквартальную уплату
налогов. Следовательно, доля доходов
в месяце, следующем за отчетным кварталом,
значительно выше, чем в остальные .
Расходы консолидированного
бюджета в 2010 году профинансированы в
сумме 52979,8 млрд. рублей. По сравнению с
2009 годом (49200,8 млрд рублей) рост составил
7,7 %, в реальном выражении уменьшились
на 0,1%.
Основную долю расходов консолидированного
бюджета за 2009 - 2010 гг. Занимают национальная
экономика, здравоохранение, общегосударственные
расходы.
Если отследить динамику расходов
с 2009 по 2011 год , то видно, что расходы практически
по всем статьям классификации, за исключением
расходов на национальную экономику, возрастали
с каждым годом.
По экономической классификации
основную долю в расходах занимают текущие,
основная доля в которых – текущие бюджетные
трансферты. Удельный вес капитальных
расходов в течение 2009-2010 гг. сохранялся
на уровне 20 % из общей доли расходов и
снизился до 15 % в 2011 году.
Таким образом, можно сделать
вывод, что доходная часть консолидированного
бюджета формируется, в большей части,
за счет налоговых поступлений, в составе
которых преобладают четыре основных
налога: налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
При этом государство должно следить за
тем, чтобы налоговые поступления не подгонялись
под постоянно растущие потребности бюджета,
что требует проведения политики, направленной
на определение оптимального уровня налоговой
нагрузки, соотношения налогов и ВВП. Основными
задачами в области политики расходов
бюджета является сохранение достигнутого
качественного уровня социальных услуг,
поддержка реального сектора экономики,
обеспечение повышения благосостояния
граждан, сохранение стабильности, устойчивости
и сбалансированности бюджетов всех уровней,
реализация программы жилищного строительства,
обеспечение безусловного исполнения
социальных обязательств государства
перед обществом.
Общая сумма доходов по проекту республиканского бюджета на 2014 год определена в объеме Br128 трлн. 594,1 млрд., или с ростом к ожидаемому исполнению 2013 года на 19%. Это предусмотрено проектом закона «О республиканском бюджете на 2014 год», который 9 декабря текущего года поступил в Палату представителей Национального собрания Беларуси и размещен на портале белорусского парламента.
Расходы республиканского бюджета на 2014 год прогнозируются в сумме Br128 трлн. 594,1 млрд. (с ростом на 15,2%). Доходы консолидированного бюджета Беларуси на 2014 год запланированы в размере Br205 трлн. 984,7 млрд., или с ростом к ожидаемому исполнению 2013 года на 7,9%, расходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне также Br205 трлн. 984,7 млрд. (рост на 6%). Таким образом, на 2014 год планирование бюджета произведено на бездефицитной основе.
В структуре доходов консолидированного бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме Br184 трлн. 699,8 млрд. (89,7% доходов и 26,1% ВВП), неналоговых доходов — Br20 трлн. 979,4 млрд. (10,2% и 3% соответственно), безвозмездных поступлений — Br305,5 млрд. (0,1% и 0,04%).
Основная доля доходов приходится на НДС (32,2% доходов), подоходный налог (15%), доходы от внешнеэкономической деятельности (12,7%), акцизы (11,1%), налог на прибыль, уплачиваемый организациями (9,2%).
Расчет налога на добавленную стоимость в консолидированном бюджете на 2014 год произведен исходя из установленных порядка уплаты и ставки налога в размере 20%, динамики поступлений за текущий год, а также с учетом прогнозных темпов роста ВВП в 2014 году. Поступления НДС в консолидированном бюджете прогнозируются в сумме Br66 трлн. 424,8 млрд. и увеличатся по сравнению с ожидаемым исполнением 2013 года на 12,3%. Объем поступлений республиканского бюджета по налогу на добавленную стоимость запланирован на 2014 год в сумме Br45 трлн. 833,1 млрд., темп роста к оценке 2013 года установлен на уровне 110,7%.
При расчете налога на прибыль учтен переход на ежеквартальную уплату данного налога исходя из фактической прибыли и ставки налога 18%. С учетом изменения порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, прогноза роста прибыли до налогообложения поступления данного доходного источника в консолидированном бюджете на 2014 год уменьшатся на 10,6% против ожидаемого исполнения за текущий год и составят Br19 трлн. 23,2 млрд. Налог на прибыль, направляемый в республиканский бюджет по нормативам отчислений, указанным в законопроекте, прогнозируется в сумме Br8 трлн. 76,7 млрд., или с ростом к ожидаемой оценке 2013 года в 1,5 раза.
На 2014 год поступления подоходного налога в бюджеты областей и г. Минска оцениваются в сумме Br30 трлн. 864,5 млрд. (с ростом на 13,3%) и определены с учетом сложившейся динамики поступлений и прогнозного темпа роста фонда заработной платы.
Поступления акцизов в 2014 году прогнозируются в сумме Br22 трлн. 734,2 млрд. исходя из объемов ввоза и реализации подакцизных товаров и предлагаемых к утверждению в Налоговом кодексе ставок акцизов. Поступления акцизов увеличатся на 30,9% к ожидаемому исполнению 2013 года.
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности запланированы в проекте республиканского бюджета на 2014 год в сумме Br26 трлн. 107,8 млрд., или с ростом к текущему году на 10,7%. Формирование указанных доходов осуществлялось исходя из сложившейся динамики поступлений, прогноза на 2014 год по росту курса евро и доллара, объемов экспорта и импорта, а также установленного порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Основной составляющей частью налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности являются ввозные таможенные сборы (пошлины) — Br15 трлн. 744 млрд. (60,3%), которые прирастают на Br1 трлн. 840,9 млрд., или на 13,2%.
Вывозные таможенные пошлины на калийные удобрения, прогнозируемые в республиканском бюджете в сумме Br4 трлн. 965,8 млрд., определены с учетом стабилизации работы ОАО «Беларуськалий» и восстановления объемов экспорта калийных удобрений до уровня 2012 года. Исходя из аналогичных подходов рассчитаны и поступления по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной (Br1 трлн. 750,6 млрд.).
3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Однозначно оценить итоги исполнения бюджета за прошлый год непросто.К положительным моментам можно отнести позитивное влияние бюджета на развитие экономики и уровень жизни народа. Постоянно шло повышение доходов занятых в бюджетной сфере, в полном объеме из бюджета выделялись средства на выплату пенсий, стипендий и других трансфертов населению, улучшились показатели экономической безопасности страны, выполнены обязательства по субвенциям и субсидиям перед областными бюджетами, развивался рынок ценных бумаг, велась работа по повышению эффективности государственных расходов.
Однако многое сделать не удалось. Медленными темпами осуществлялся рост доходов республиканского бюджета. Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой политики. Основными направлениями преобразований является:
1. снижение (возможно, временное) государственных расходов;
2. повышение доходов бюджета.
Однако снижение государственных расходов представляет собой достаточно болезненный процесс, поскольку в данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме того, при этом снижаются государственные расходы на такие сферы как образование и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития, что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства.
Поэтому в создавшихся условиях особую актуальность приобретает вопрос эффективного формирования доходной части государственного бюджета.
Структура доходов части бюджета Республики Беларусь может быть представлена в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2 – Структура доходной части бюджета Республики Беларусь
Виды доходов бюджета |
Источники |
Процессы, обеспечивающие поступление средств в бюджет |
1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
Экономическая деятельность, выражающаяся в создании валового внутреннего продукта (ВВП) |
Налогообложение экономической деятельности |
2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ |
Национальное богатство |
Доходы от приватизации, реализации золотовалютных резервов, деятельности государства как участника рынка, административные сборы |
3. ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ |
Смешанные |
Различные отчисления и платежи |
Источник : [5].
Наиболее важной частью являются налоговые доходы. Это подтверждается официальной статистикой .
Одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. В последнее время предпринят ряд шагов, обеспечивающих это направление.
Так, в целях снижения налоговой нагрузки в Законе Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» и расчетах показателей бюджета предусмотрено снижение ставок:
В результате реализации указанных мероприятий в области налогообложения общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики составит около 0,5 процента к ВВП.
Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-прежнему достаточно острой. Несмотря на предпринимаемые меры, реальная налоговая нагрузка на экономику в 2002 г. была 39,7%, в 2003 г. - 40,7, а по прогнозу исполнения бюджета на 2004 г. составит 42,08%.
Налоговая нагрузка без социальных платежей колеблется в пределах 30% (2002 г. - 28,3%, 2003 г. - 29,4, а по прогнозу бюджета на 2004 г. - 30,16%).
Динамика общей совокупной налоговой нагрузки за 2001-2004 гг. (в процентах от ВВП) приведена в Приложении В.
Унификация налогового законодательства также является одним из приоритетов налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие годы, что и предусмотрено рядом подписанных и ратифицированных межправительственных соглашений по созданию единого экономического пространства.
В то же время необходимо отметить недостаточность данных мер, т.к. реальность унификации налогообложения можно оценить по созданию одинаковых условий хозяйствования для экономических субъектов и в первую очередь - по выравниванию уровня налогообложения.
Российская Федерация заметно шагнула вперед и в проведении налоговых реформ. Уже в 2002 г. разница в уровне налоговой нагрузки составляла 8%, а реализация программ по дальнейшему снижению налогового бремени путем уменьшения стандартной ставки НДС на 2 - 4 пункта и базовой ставки единого социального налога до 26%, запланированные Россией, еще больше увеличат этот разрыв. Различный порядок определения конечного финансового результата в обеих странах, разный подход к нормированию затрат на производство и реализацию предприятиями, отнесение на финансовые результаты курсовых разниц, вызванных изменением курса валюты, делают несопоставимыми объемы прибыли, подлежащие налогообложению.
Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения