Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:16, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетно-налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.
Содержание, структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь показывает реальные приоритеты государства, механизм использования средств для достижения поставленных целей, характер планируемой экономической политики. Бюджет страны на 2005 год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Таким образом, актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Целью данной работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь.
Содержание ……………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность доходов бюджета государства………………………….4
Раздел 2. Анализ основных видов доходов государственного
бюджета Республики Беларусь……………………………………………….13
Раздел 3. Проблемы формирования доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и пути их решения…………………………17
Формирование дохода государственного
бюджета Республики Беларусь.
В зависимости от плательщика,
доходы можно разделить на две группы.
Первую из них образуют поступления от
юридических лиц, т. е. предприятий, организаций,
других коммерческих структур, а вторую
— от физических лиц. Первая группа платежей
(в виде налогов, сборов, неналоговых доходов)
преобладает в доходах бюджета республики.
Одновременно увеличивается доля платежей
в результате расширения объектов налогообложения,
а также роста доходов отдельных групп
граждан. Четко выраженной становится
тенденция расширения объектов обложения
юридических и физических лиц за счет
включения в налогооблагаемый оборот
имущества, земли, природных ресурсов и др.
Сфера деятельности позволяет
разделить доходы бюджета на платежи,
поступающие от субъектов материального
производства, а также от учреждений, организаций,
предприятий непроизводственной сферы.
Более детализированной является классификация
их по отраслям хозяйства, культуры, ведомствам
(промышленности, транспорта, сельского
хозяйства, торговли, коммунального и
жилищного хозяйства и т. п.). Платежи зависят
также от вида предприятия, формы его управления,
организации коммерческой деятельности.
На основании бюджетной классификации
Республики Беларусь доходы бюджетов РБ делятся на три
1. Текущие доходы — все доходные
невозвратные платежи в бюджет, представляющие
собой обязательные безвозмездные потоки
средств, поступающих в сектор государственного
управления, а так же добровольное и компенсируемое
поступление средств от предоставления
государственными учреждениями услуг;
платежи в виде штрафов или иных санкций
за нарушение законодательства, за исключением
средств, полученных от других государственных
органов или международных организаций.
Текущие доходы, в свою очередь, по форме,
методам изъятия и содержанию подразделяются
на три группы — налоговые доходы, социальные
отчисления (обязательные страховые взносы
и отчисления в Фонд социальной зашиты
населения) и неналоговые доходы и обязательные
платежи (доходы от оказываемых государством
платных услуг и продажи товаров, а так
же полученные штрафы или иные санкции
за нарушение законодательства).
2. Капитальные доходы — невозвратные
платежи, классифицируемые по видам реализуемых
основных фондов, предназначенных для
многократного использования в процессе
производства на протяжении более одного
года и связанные с их приобретением, передачей,
сооружение или продажи. Эта категория
доходов включает так же поступления в
бюджет от продажи нематериальных активов,
от реализации государственных материальных
резервов и ценностей, от продажи земли
и др. Капитальные доходы делятся на две
группы: налоговые доходы (налоги на имущество)
и неналоговые доходы и обязательные платежи
(доходы от реализации основных фондов,
нематериальных активов и др.).
3. Безвозмездное поступление
(от юридических и физических лиц, из бюджетов
других уровней, от стран-участников международных
организаций и соглашений). Безвозмездные
поступления могут быть текущими и капитальными.
Итак, главное назначение мобилизованных
доходов — создание устойчивой финансовой
базы, позволяющей органам власти всех
уровней управления осуществлять свои
функции, удовлетворять общегосударственные
потребности. Назначение доходов также
— покрыть расходы бюджета. Но при этом
необходимо найти такие формы финансовых
взаимоотношений с субъектами хозяйствования,
методы изъятия доходов в бюджет, которые
бы стимулировали повышение производительности
труда, рациональное использование всех
ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.
Именно поэтому, следующим важным шагом
является анализ налоговой политики Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По своей сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Юридически в Республике Беларусь бюджет
определен как основной финансовый план
формирования и использования денежных
средств для обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной системы применяется классификация доходов Республики Беларусь. Доходы бюджетов делятся на категории: текущие, капитальные и безвозмездные, состоящие из групп доходов. Группы доходов состоят из видов доходов. которые объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.
Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом. Существует несколько классификаций видов налогов.
Бюджетно-налоговая политика на современном этапе была направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» утверждены основные показатели республиканского бюджета, в частности, доходы - 13223,3 млрд. рублей, предельный размер дефицита бюджета - 690,2 млрд. рублей, или 1,5 процента к ВВП и др. При этом, объем доходов Фонда социальной защиты населения, входящих в состав республиканского бюджета, составил 5396,1 млрд. руб. или 40,6 %. В сопоставимой структуре (без учета ФСЗН) доходы республиканского бюджета в 2004 году по отношению к 2003 году запланированы с ростом 127,9%. Основными источниками доходов бюджета являются налоговые поступления и, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций.
Предусмотренные Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» доходы республиканского бюджета составляют 18,3 трлн. руб., расходы - 19,2 трлн. руб., предельный размер дефицита бюджета - 0,9 трлн. руб. (1,5% к ВВП). По отношению к ожидаемому исполнению бюджета в 2004 г темпы роста доходов составят 130:6%.
По сравнению с 2004 г. структура доходной части бюджета претерпела некоторые изменения. Так, если удельный вес текущих налоговых поступлений в доходах республиканского бюджета в 2004 г. составляет 43,4%, то в 2005 г. - 39,2%. целевых бюджетных фондов, соответственно, 13,5% и 18,4%, Фонда социальной зашиты населения - 38,6% и 37,0%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. предполагается уменьшение удельного веса внутренних налогов на товары и услуги на 2,1 пункта (с 24.7 до 22,6%), прямых налогов на доходы и прибыль на - 1 пункт (с 8 до 7%), чрезвычайного налога - на 0,7 пункта (с 2,7 до 2%) и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций - на 0,4 пункта (с 8,1% до 7,7%).
Бюджет на 2005 год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики.
В целях совершенствования бюджетно-налоговой политики и увеличения доходной части бюджета предлагаются следующие мероприятия:
Анализ бюджетно-налоговой сферы, проведенный в процессе написания работы, показал, что реформирование в данной области - длительный и сложный процесс. Поэтому, несмотря на достигнутые успехи в развитии национальной экономики Республике Беларусь, совершенствование данного направления по-прежнему остается актуальным.
Осуществление предложенных мероприятий может благоприятно отразиться на объемах поступлений в государственный бюджет и таким образом на экономическом развитии Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166 З. (В редакции 18.11.2004) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 4. 2/920.
2. Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2002 г. № 170 З «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 3. 2/918.
3. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 2 января 2003 г. N 2/920 Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) 19 декабря 2002 г. N 166-3 Принят палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года (в ред. Законов Республики Беларусь от 26.10.2012 N 431-3, от 31.12.2013 N 96-3)
4. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 1 января 2014 г. N 2/2093 Закон Республики Беларусь 31 декабря 2013 г. N 95-3 О Республиканском Бюджете на 2014 год. Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2013 года .
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 233 «О поступлении в 2005 году в республиканский бюджет доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №40. 5/15684.
6. Указ Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2002 г. № 172 «О проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 41. 1/3590.
7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 03.02.2005 № 14 «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления в бюджет в 2005 году налогов, сборов и других доходов» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. №25. 8/12127.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 «Об утверждении Программы социально экономического развития Республики Беларусь на 2001 2005 годы» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. 1/2901.
Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения