Доходы муниципальных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 07:02, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета муниципального образования, так же говорится об основных источниках формирования муниципального бюджета и ведется анализ его структуры.
Во второй главе раскрывается понятие устойчивости бюджета и дается на рассмотрение два вида бюджетной устойчивости муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

дение.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

На устойчивость бюджетной системы могут влиять внешние и внутренние факторы. Если доминирует первая группа факторов, устойчивость принято называть внешней, если вторая – то внутренней.  

В российской экономике  в 2010 году стагнация наступит в случае, если не возобновится инвестиционный спрос и кредитование реального  сектора экономики регионов, муниципальных  образований. Стагнацией называют состояние  экономики страны, при котором  отсутствует рост промышленного  и сельскохозяйственного производства, а также торгового оборота. Стагнация  либо предшествует экономическому спаду, либо сопровождает его. 

Эксперты подчеркивает, что одним из условий бюджетной  устойчивости является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Решение этой проблемы требует  формирования устойчивости бюджетной  системы, которая может быть обеспечена моделью статической бюджетной  устойчивости (моделью стагнации). 

Также важным условием бюджетной устойчивости является успешное управление бюджетными инвестициями и  муниципальным долгом, поддержание  стабильного уровня управления бюджетными инвестициями и муниципальным долгом на уровне предыдущих бюджетных периодов в условиях развития кризиса в  экономике. При этом необходим положительный  показатель бюджетной устойчивости и действия модели статической бюджетной  устойчивости.  

Для поддержания  бюджетной устойчивости (поддержания  уровня бюджетной стагнации) муниципального бюджета необходимо перераспределить налоги в пользу муниципальных образований, что приведет к устранению вертикального бюджетного дисбаланса между бюджетом субъекта Российской Федерации и консолидированным бюджетом муниципальных образований и увеличит финансовую самостоятельность местного самоуправления.  

Для поддержания  статической бюджетной устойчивости необходимо улучшать управление доходной базой бюджета. Наиболее управляемыми на муниципальном уровне являются неналоговые  доходы. К ним относятся: зачисление арендной платы за землю в доходы местных бюджетов независимо от уровня и формы собственности; учет этого  дохода при выравнивании бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  и введение повышающего коэффициента к кадастровой стоимости земли, учитывающего инфляцию; проведение инвентаризации муниципального имущества и создание полного реестра нежилой муниципальной  недвижимости; разработка эффективной  системы тарификации и контроля арендных платежей, учета и контроля доходов по муниципальным акциям, долям; проведение аукционов на право  аренды муниципальных помещений; проведение инвестиционных аукционов. 

Таким образом, статическую  бюджетную устойчивость муниципального образования можно понимать как  стагнацию, сохранение индикаторов  состояния бюджетной системы  приблизительно на одном уровне. Основным условием бюджетной устойчивости является достижение сбалансированности между  доходами и расходами местного бюджета. Успешное управление бюджетными инвестициями и муниципальным долгом, перераспределение  налогов в пользу муниципальных  образований, улучшение управления доходной базой бюджета – являются условиями для развития муниципального бюджетного процесса.  

Как было отмечено ранее, динамическая бюджетная устойчивость муниципального образования возникает  при позитивном развитии бюджетной  системы, которое характеризуется  улучшением основных финансовых показателей.  

Динамическая устойчивость бюджета муниципального образования  заключается в его способности  развиваться и быть одновременно устойчивым и изменчивым. При этом параметры устойчивости, как позитивной динамики, выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик.  

Для прогнозирования  и вариантного анализа местного бюджета муниципальными образованиями  используется динамическая модель бюджетной  устойчивости. Предназначение модели – обеспечивать оперативный пересчет параметров муниципального бюджета  при изменении основных факторов формирования бюджетов:  

·        изменение налоговых ставок на федеральном, региональном и местном уровнях, включающих появление новых и  отмена старых налогов, изменение ставок перечислений в федеральный, областной  и местный бюджеты;  

·        изменение динамики производства (рост-спад);  

·        изменение цен на основные товарные группы  

Перечисленными параметрами  администрация муниципального образования  практически не управляет. Оценка их влияния на бюджет муниципального образования  – это оценка возможных рисков при исполнении бюджета. Кроме рисков, динамическая модель бюджетной устойчивости позволяет вести расчет эффективности  управленческих решений, непосредственно  планируемых и принимаемых администрацией муниципального образования:  

·        расчет последствий изменения налоговых  ставок, регулируемых на уровне муниципального образования;  

·         вариантный анализ бюджетной эффективности  поддержки администрацией муниципального образования крупных инвестиционных проектов;  

·         прогноз бюджетной эффективности  от целевых программ муниципального образования;  

·         расширение неналоговой базы поступлений  в бюджет муниципального образования (изменение политики формирования доходной части бюджета).  

Блок оптимизации, входящий в динамическую модель устойчивости бюджета муниципального образования, позволяет оптимизировать расходную  часть бюджета. Расходные статьи бюджета муниципального образования  формируются по обоснованным нормативам.  

На современном  этапе развития экономики муниципальные  образования России могут стабильно  функционировать только при условии  соблюдения на их территории динамического  равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами  муниципальной собственности. Этот принцип должен соблюдаться при  формировании муниципальной собственности  и формировании муниципального бюджета. В противном случае муниципалитет  будет лишен возможности качественно и в полном объеме удовлетворять потребности местного сообщества.  

Следовательно, динамическая устойчивость бюджета муниципального образования заключается в его  способности развиваться и быть одновременно устойчивым и изменчивым. При этом динамическая модель бюджетной  устойчивости позволяет вести расчет эффективности управленческих решений, непосредственно планируемых и  принимаемых администрацией муниципального образования, а также учитывать  влияние факторов, управление которыми находится вне компетенции администрации  муниципального образования.  
 

Заключение 

В конце работы следует  подвести итоги из всего вышеприведенного: 

Бюджет муниципального образования – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. Традиционно  к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах.  

Муниципальный бюджет состоит из доходной и расходной  частей. 

Доходная часть  местных бюджетов состоит из закрепленных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований), средства по взаимным расчетам. 

Расходы местных  бюджетов разделяются на бюджет текущих  расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инновационной и  инвестиционной деятельности. В бюджет текущих расходов включаются все  другие расходы, не вошедшие в бюджет развития. 

Устойчивость бюджета  – состояние бюджета, при котором  обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. 

Статическую бюджетную  устойчивость муниципального образования  можно понимать как стагнацию, сохранение индикаторов состояния бюджетной  системы приблизительно на одном  уровне. Основным условием бюджетной  устойчивости является достижение сбалансированности между доходами и расходами местного бюджета. Успешное управление бюджетными инвестициями и муниципальным долгом, перераспределение налогов в  пользу муниципальных образований, улучшение управления доходной базой  бюджета – являются условиями  для развития муниципального бюджетного процесса.  

Динамическая устойчивость бюджета муниципального образования  заключается в его способности  развиваться и быть одновременно устойчивым и изменчивым. При этом динамическая модель бюджетной устойчивости позволяет вести расчет эффективности  управленческих решений, непосредственно  планируемых и принимаемых администрацией муниципального образования.  

Цель данной работы достигнута, задачи выполнены. 
 

Список использованной литературы: 

1. Закон РФ от 15.04.93 № 4807-1 «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию  и использованию внебюджетных  фондов представительных и исполнительных  органов государственной власти  республик в составе РФ, автономной  области, автономных округов,  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, органов местного  самоуправления»; 

2. Бюджетный кодекс  Российской Федерации, принятый  Государственной Думой от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с дополнениями и изменениями)  

3. Налоговый кодекс (от 01.01.99); 

4. Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Государственные и муниципальные  финансы: Учебник для вузов.  М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000 г.; 

5. Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.; 

6. Финансово-кредитный  энциклопедический словарь /Под  общ. ред. А.Г. Грязновой –  М.: Финансы и статистика, 2002 г.; 

7. Финансы: Учебник  /Под ред. Ковалева В.В. –  ТК Велби. Проспект, 2005 г.; 

8. Ковалева А.М.  Финансы и кредит: Учебное пособие.  М.: Финансы и статистика, 2005 г.; 

9. Ковалев А.И., Колбачев  Е.Б. Финансы и кредит: Учебное  пособие. Феникс, 2005 г.; 

10. Горегляд В.П.  Бюджет как финансовый регулятор  экономического развития. – М.: Экономика, 2002 г.; 

11. Христенко В.Б.  Межбюджетные отношения и управление  региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело, 2002 г.; 

12. Семенов В.В.  Модели обеспечения бюджетной  устойчивости муниципальных образований  // Муниципальная власть, 2009. – №  4. – С. 24-26; 

13. Лукша П.О. Выбор  наилучшего сценария в бюджетном  процессе на муниципальном и  региональном уровне // Бизнес, 2009. –  № 2. – С. 19-21; 

14. Подобряев С.  В. Управление рисками потери  финансовой устойчивости региональных  бюджетных систем на современном  этапе бюджетной реформы// Финансы  и кредит, 2008 №35 – С. 26-31; 

15. Шикунова Л.  Н. К вопросу об устойчивости  бюджетов административно-территориальных  образований //Финансы и кредит, 2007– №35 – С. 41-47; 

16. Баранников А.А.  Условия обеспечения статической  и динамической бюджетной устойчивости // Научные Исследования. Серия гуманитарные  науки, 2009 – №17; 

17. http://lib.mabico.ru/236.html


Информация о работе Доходы муниципальных бюджетов