Доходы предприятия и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Доходы предприятий отраслей народного хозяйства являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход, основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния доходов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового состояния страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы предприятия и их классификация.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

2. Внереализационные доходы:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно;

- поступления в возмещение причиненных  организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная  в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской  задолженности, по которой истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов и  другое;

3. Чрезвычайные доходы - поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности ( стихийного бедствия, пожара, наводнения):

- страховое возмещение;

- стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных  к восстановлению активов.

С 01.01.2002 года доходы для целей налогообложения классифицируются следующим образом:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав;

- внереализационные доходы.

Налогового кодекса доходы от реализации имущественных прав признаются доходами от реализации. В 2001 году данные виды доходов относились согласно действующему законодательству к внереализационным доходам. При этом для отчисления налога на прибыль с 01.01.2002 года учитывается сумма превышения полученных материальных благ от реализации имущественных прав над расходами, связанными с получением этих благ.

С 01.01.2002 года с принятием налогового кодекса несколько изменилась структура доходов, а также состав внереализованных доходов (таблица 1).

Таблица 1

 Состав доходов предприятия для целей налогообложения с 01.01.2003 г.

 

Вид доходов

Состав доходов предприятия

А

Б

1. Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и

имущественных прав

Доходом от реализации для целей настоящей главы признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

2. Внереализационные доходы

- от долевого участия в других организациях;

- от операций купли-продажи иностранной валюты, возникает, когда курс продажи (покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки;

«Продолжение таблицы 1»

 

- в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

- от сдачи имущества в аренду (субаренду);

- от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

- в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета;

- в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;

- в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав;

- в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

- в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества;

- в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

- в виде использованных не по целевому назначению

«Продолжение таблицы 1»

 

имущества (в т.ч. денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности;

- в виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению;

- в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам (участникам) организации;

- суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

- доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

- стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.


 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ доходов предприятия

Эффективное функционирование предприятия достигается за счет рациональной организации текущей производственной, коммерческой, финансовой и организационно-управленческой видов деятельности.

Доля доходов разных видов, в том числе внереализационные, в общей сумме валовой выручки предприятия может быть достаточно большой, а в отдельных случаях – даже превышать выручку от реализации. Поэтому самую полную картину финансово – хозяйственной деятельности предприятия даст анализ всех его доходов.

Далее следует отметить, что важнейшими показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.

Для предприятия становится чрезвычайно важным знать, насколько его производственная деятельность эффективна. Это можно оценить на основе определения доходности его деятельности и способности использовать активы. Эта оценка делается с помощью показателей рентабельности и оборачиваемости активов.

Наиболее часто используемыми показателями являются:

- коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рентабельность активов);

- коэффициент рентабельности реализации (рентабельность продаж);

- рентабельность собственного капитала.

Также следует отметить, что модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счет каких факторов происходило изменение рентабельности, является  модель Дюпона.

Следовательно, показатели финансовых результатов (прибыли) составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи – повышение доходов – должны проводиться оценка анализ и планирование:

- выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах;

- ритмичности производства и продаж;

- достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности;

- эффективности ценовой политики;

- влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и так далее) на изменение величины продаж;

- сезонности производства и продаж,

- критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям.

Результаты планово – аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

Вторая задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль над исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

 

 

 

 

2.1. Методика анализа и экономическое обоснование доходов предприятия

Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа данного сегмента экономики и определить перечень задач решение, которых позволит достичь поставленных задач. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия. Целью анализа доходов является изучение и выявление основных источников формирования, и выявление резервов повышения доходности торгового предприятия.

Источниками информации для анализа доходов служат:

-         оперативные данные бухгалтерского учета;

-         статистическая  отчетность;

-         материалы документальных ревизий;

-         инвентаризации проверок, результаты наблюдений;

Этапы анализа:

1 этап – подготовительный. Он  подразумевает определение цели  анализа доходов – выявление резервов роста рентабельности и улучшения работы предприятия на основе комплексного анализа доходов.

2 этап – основной. Он включает  в себя:

- анализ общей суммы доходов торгового предприятия по сумме и по уровню;

- анализ дохода по видам;

- анализ валовой прибыли по сумме и по уровню;

- анализ структуры валовой прибыли (по отдельным товарным группам);

- факторный анализ валовой прибыли.

3 этап – заключительный.

- выявление тенденций развития доходов и рентабельности торгового предприятия;

- определение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей;

- выявление резервов роста доходов и увеличения рентабельности;

- разработка плана мероприятий по повышению доходности и рентабельности, и контроль за его осуществлением.

Для анализа валовой прибыли используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический метод цепных подстановок, балансовый.

Достоверность результатов анализа валовой прибыли находятся в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения.

Перед анализом необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.

В процессе анализа валовой прибыли устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнение заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины её роста или снижения. При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли. К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валовой прибыли, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен,  состав товарооборота и др.

Завершается анализ валовой прибыли расчетом упущенных возможностей в росте валовой прибыли и разработкой мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установлением мер ответственности за их реализацию.

Материалы анализа служат базой прогнозирования, и планирования валовой прибыли на будущий год.

Валовая прибыль как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли.

Валовая прибыль предприятия - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовая прибыль от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в торговле определяется как отношение суммы валовой прибыли от реализации к объему товарооборота.

Валовая прибыль - источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом, формирования прибыли предприятия - не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торгового предприятия.

В процессе анализа валовой прибыли устанавливается степень соответствия фактических значений прогнозным, определяется динамика валовой прибыли, устанавливаются причины ее роста или снижения, рассчитывается влияние основных факторов на сумму и уровень валовой прибыли.

При учете товаров по продажным ценам валовой прибыли от реализации определяется расчетным путем. Существует несколько способов такого расчета в зависимости от размера применяемых надбавок, частоты их изменения, возможностей учета реализации товаров по их видам и так далее. Основными из этих способов являются:

- по общему товарообороту;

- по ассортименту товарооборота;

- по ассортименту остатка товаров;

- по среднему проценту.

Величина доходов от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом учитывают не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала. Планирование представляет собой фундаментальную основу предпринимательской и менеджерской деятельности в любой сфере экономики при выполнении любой из присущих ей функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Этапы планирования доходов предприятия

1. Определение целей и  задач планирования:

Основная цель планирования – оптимизация размера и структуры доходов в соответствии с условиями работы предприятия.

Задачи планирования:

- максимизация доходов;

- экономическое обоснование размера доходов от обычной деятельности;

- расчёт прочих поступлений.

2. Изучение экономических предпосылок планирования доходов:

- изучение законодательных нормативных документов;

- анализ результатов деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет;

- анализ доходов предприятия за ряд лет;

- план товарооборота по общему объёму, составу и структуре;

- план издержек обращения предприятия;

- оценка выбранной стратегии и тактики деятельности предприятия;

- оценка возможностей предприятия.

3. Выбор методов планирования:

3.1. Количественные методы:

-  экономико-статистический метод;

- расчётно-аналитический метод;

- метод технико-экономических расчётов;

- экономико-математический метод;

- метод получения целевой прибыли.

3.2. Качественные методы:

- экспертных оценок;

- структурное планирование.

4. Расчёт объёма дохода  различными методами планирования.

- расчёт доходов от основной деятельности;

- расчёт прочих видов доходов.

5. Выбор проекта планов доходов:

- экономическая оценка разработанных планов доходов;

- выбор проекта плана доходов, исходя из целей и задач работы предприятия и возможности предприятия;

Информация о работе Доходы предприятия и их классификация