Доходы регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5
1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11
1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19
2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19
2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Сат Лена.docx

— 97.19 Кб (Скачать файл)

Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, как государство  учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функций  с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, дает возможность понять объективность  налогов и субъективную деятельность государства.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая  тесно связано с деятельностью  государства. Они находятся в  постоянном движении и зависят от экономической политики государства.

Современная налоговая система развитых государств разделяет прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги.

Для выяснения  роли и значения бюджетных доходов  в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации  доходов бюджета.

 

1.2 Налоговые  доходы регионального бюджета

 

Согласно БК РФ к доходам бюджета субъектов РФ относятся следующие виды доходов:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные перечисления [1, гл. 6. ст. 41.п. 1].

Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги. Налоги -  обязательный и  безвозмездный платеж, взимаемый  государством (центральными и местными органами власти) с физических и  юридических лиц.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод  мобилизации доходов в условиях государства частной собственности  и рыночных отношений [16, c. 98].

В бюджеты  субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
  • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты  субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, в том числе предусмотренных  специальными налоговыми режимами налогов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 40 процентов;
  • акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: 
    - по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации; 
    - за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий; 
    - за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов; 
    - за государственную регистрацию региональных отделений политических партий; 
    - за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации; 
    - за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов; 
    - за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 
    - за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования; 
    - за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования; 
    - за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования; 
    - за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных  органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые  доходы от региональных налогов, установленных  органами государственной власти автономного  округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Неналоговые  доходы регионального бюджета

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов  бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

В эту  группу включаются довольно разнородные  платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение  данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей. Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет основные из них:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • прочие неналоговые доходы.

Доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. К ним относятся:

  • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В составе  доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, учитываются также  доходы:

  • от продажи квартир;
  • от государственных производственных и непроизводственных фондов, иного оборудования и материальных ценностей;
  • от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения и кладов.

Доходы  от внешнеэкономической деятельности зачисляются исключительно в доходы федерального бюджета. В доходы включаются: поступления от централизованного экспорта, таможенные сборы и другие.

Такие виды неналоговых доходов, как административные платежи и штрафные санкции, могут  зачисляться во все звенья бюджетной  системы в зависимости от уровня органа, применяющего данные санкции. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных ч.1 Налогового кодекса  РФ за налоговые правонарушения и  нарушения банками обязанностей, установленных законодательством  о налогах и сборах, также подлежат зачислению в соответствующие бюджеты  по нормативам и в порядке, принятым федеральным законодательством. В  случае если указанные взыскания  невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в бюджет конкретного уровня бюджетной  системы Омской области в порядке, определяемом федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы в виде штрафных санкций и  возмещения ущерба включают:

  • санкции за нарушение порядка применения цен;
  • административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения;
  • суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

Таким образом, неналоговые доходы являются достаточно весомым источником доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы [15, c. 456].

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [1, гл. 6. ст. 41. п. 4].

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ

2.1. Общая  характеристика динамики бюджета  Омской области за 2010-2012 годы

 

Структура доходов бюджета каждого  уровня позволяет судить об устойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной  политики, характеризует уровень  отношений центрального бюджета. В  данной главе проанализируем динамику доходов бюджета Омской области за 2010-2012 годы.

 

 

Рис. 1. Динамика прогноза доходов  бюджета Омской области в 2010-12гг.

Из данной диаграммы видно, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом доходы бюджета Омской области увеличились на 10181009,5 тыс. руб., а в 2012 году уменьшились на 486384,5 тыс.руб.. Темп роста доходов в 2011 году по отношению к 2010 составил 123,5%, в 2012 году – 122,3%. Однако, величина доходов в 2012 году снизилась на 1%  по сравнению с 2011 годом.

Рис. 2. Динамика прогноза налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных  поступлений в 2010-12гг.

 

 Данная диаграмма показывает, что большую долю в структуре доходов бюджета Омской области занимают налоговые доходы: в 2010 году их доля в общем объеме доходов составила 70,85%, в 2011 году – 68,58%, в 2012 году – 84,00%. Второе место по занимаемой доле – безвозмездные поступления (27,19%, 30,15% и 15,13%) и на последнем месте – неналоговые доходы (1,96%, 1,28% и 0,87% соответственно в 2010, 2011, 2012 годах).

 

 

 

2.2. Структура  бюджета Омской области за 2010-2012 гг

 

Большую долю в структуре налоговых доходов в 2010-2012 годах занимают налоги на прибыль, доходы: в налоговых доходах их доля составила в 2010 году – 55,33%, в 2011 – 56,05%, в 2012 – 58,43%, причем из них налог на прибыль организаций в 2010 году – 26,11%, в 2011 – 29,07%, в 2012 – 33,26%, а налог на доходы физических лиц 29,22% а 2010 году, 26,98% в 2011 и 25,17% в 2012 году. На втором месте налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ: 29,60% в 2010 году, 26,77% в 2011 и 26,30% в 2012 в общем объеме налоговых доходов бюджета Омской области.

 

 

Рис. 3. Структура налоговых доходов в 2010 году

В структуре  неналоговых доходов бюджета  Омской области преобладают в 2010 году доходы от оказания платных услуг, работ и компенсации затрат государства  – 31,97%, а в 2011 и 2012 годах доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности: 34,06% и 40,81% в 2011 и 2012 годах  соответственно.

 

Рис. 4. Структура неналоговых доходов в 2011 году

 

 

Структура безвозмездных  поступлений такова: дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований, субсидии бюджетам субъектов  РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии), субвенции  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований и прочие, процентная доля первых трех из которых приближается к 30% - 31, 38%, 22, 88% и 35,19% в 2010 году; 27,34%, 30,25% и 27,74% в 2011 году и 29,59%, 30,93% и 33,40% в 2012 году соответственно.

 

 

Рис. 5. Структура безвозмездных поступлений в 2012 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги к курсовой работе можно сделать вывод о том, что, в целом, в доходах бюджета  Омской области до сих пор имеются  существенные недостатки:

1. Низкая  эффективность использования бюджетных  средств 

2. Широко  распространена практика доходов  средств 

3. Непропорциональное  финансирование отдельных направлений  доходов в условиях не выполнения  плана по расходам.

Несмотря на снижение доходов областного бюджета налоговые и неналоговые  доходы повышаются, а безвозмездные  поступления значительно уменьшаются.

В настоящее время большое внимание уделяется налогооблагаемой базе. Ежемесячно органы местного самоуправления проводят мониторинг поступления налоговых  и неналоговых доходов в бюджет Омской области, проводят анализ недоимки. Эта работа проводится совместно с инспекциями Федеральной налоговой службы.

Бюджетные доходы не решают насущные проблемы социальной политики субъектов  РФ, что связано с постоянным увеличением  задолженности по выплатам населения. До минимума сократились инвестиции субъектов РФ в народное хозяйство, что усугубляет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой  стабилизации финансового положения  в регионе.

Большое внимание уделяется работе по обеспечению занятостью населения, создания новых рабочих мест, ведь именно от этого зависит поступление  налога на доходы физических лиц –  значимого источника доходов  бюджета Омской области.

Для совершенствования формирования доходов, как для Омской области, так и для других регионов РФ, необходимо предусматривать мероприятия  по управлению дебиторской задолженностью, рассроченными и отсроченными платежами и налоговыми льготами.

Экономическая оценка финансовой политики Омской области в этой части  должна, с одной стороны, создавать  стимулы для развития предпринимательства  и, с другой стороны, освободить областной  бюджет от функций "бесплатного кредитования" предпринимательства в тех направлениях, в которых достаточно развиты  рыночные механизмы. Поэтому работа в направлении совершенствования  предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых  льгот, а также управление дебиторской  задолженностью должно включать механизмы  оценки экономических последствий  таких мероприятий.

Информация о работе Доходы регионального бюджета