Эффективность
использования налогового механизма
зависит от того, как государство
учитывает внутреннюю сущность налогов,
законы их движения, противоречивость.
Разграничение налогов и их функций
с одной стороны, налоговой политики
и налогового механизма, с другой,
дает возможность понять объективность
налогов и субъективную деятельность
государства.
Налоговая
политика и налоговый механизм определяют
роль налогов в обществе, которая
тесно связано с деятельностью
государства. Они находятся в
постоянном движении и зависят от
экономической политики государства.
Современная
налоговая система развитых государств
разделяет прямые (на доход и имущество)
и косвенные (на товары и услуги) налоги.
Для выяснения
роли и значения бюджетных доходов
в экономической жизни общества
их классифицируют по определенным признакам.
В теории и практике финансов существуют
несколько признаков классификации
доходов бюджета.
1.2 Налоговые
доходы регионального бюджета
Согласно БК РФ к доходам бюджета
субъектов РФ относятся следующие виды
доходов:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные перечисления [1, гл. 6. ст. 41.п. 1].
Решающее
значение в доходах бюджета имеют
налоги. Налоги - обязательный и
безвозмездный платеж, взимаемый
государством (центральными и местными
органами власти) с физических и
юридических лиц.
Государство
без налогов существовать не может,
так как они главный метод
мобилизации доходов в условиях
государства частной собственности
и рыночных отношений [16, c. 98].
В бюджеты
субъектов Российской Федерации
подлежат зачислению налоговые доходы
от следующих региональных налогов:
- налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
- налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
- транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
В бюджеты
субъектов Российской Федерации
подлежат зачислению налоговые доходы
от следующих федеральных налогов
и сборов, в том числе предусмотренных
специальными налоговыми режимами налогов:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 процентов;
- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 40 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
- по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
- за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
- за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
- за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
- за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
- за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
- за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
- за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
- за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
- за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Налоговые доходы
от региональных налогов, установленных
органами государственной власти края
(области), в состав которого входит
автономный округ, подлежат зачислению
в бюджет края (области). Налоговые
доходы от региональных налогов, установленных
органами государственной власти автономного
округа, подлежат зачислению в бюджет
автономного округа.
1.3 Неналоговые
доходы регионального бюджета
Бюджетный
кодекс Российской Федерации выделяет
довольно многочисленную группу доходов
бюджетов, которую именует неналоговыми
доходами.
В эту
группу включаются довольно разнородные
платежи, получение которых бюджетом
имеет самые различные основания.
Поэтому дать обобщающее определение
данной группе доходов бюджетов весьма
затруднительно. Все их объединяет,
пожалуй, лишь одно – все они не
являются налогами.
Неналоговые
доходы имеют довольно много разновидностей.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
выделяет основные из них:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- прочие неналоговые доходы.
Доходы
от имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности.
К ним относятся:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В составе
доходов от имущества, находящегося
в государственной и муниципальной
собственности, учитываются также
доходы:
- от продажи квартир;
- от государственных производственных и непроизводственных фондов, иного оборудования и материальных ценностей;
- от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения и кладов.
Доходы
от внешнеэкономической деятельности
зачисляются исключительно в доходы федерального
бюджета. В доходы включаются: поступления
от централизованного экспорта, таможенные
сборы и другие.
Такие виды
неналоговых доходов, как административные
платежи и штрафные санкции, могут
зачисляться во все звенья бюджетной
системы в зависимости от уровня
органа, применяющего данные санкции.
Суммы денежных взысканий (штрафов),
применяемых в качестве санкций,
предусмотренных ч.1 Налогового кодекса
РФ за налоговые правонарушения и
нарушения банками обязанностей,
установленных законодательством
о налогах и сборах, также подлежат
зачислению в соответствующие бюджеты
по нормативам и в порядке, принятым
федеральным законодательством. В
случае если указанные взыскания
невозможно отнести к соответствующему
налогу и сбору, то они подлежат зачислению
в бюджет конкретного уровня бюджетной
системы Омской области в порядке, определяемом
федеральным законом о бюджете на очередной
финансовый год.
Неналоговые
доходы в виде штрафных санкций и
возмещения ущерба включают:
- санкции за нарушение порядка применения цен;
- административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения;
- суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.
Таким образом,
неналоговые доходы являются достаточно
весомым источником доходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы [15, c. 456].
К безвозмездным поступлениям
относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [1, гл. 6. ст. 41. п. 4].
2. ХАРАКТЕРИСТИКА
ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА
ЗА 2010-2012 ГОДЫ
2.1. Общая
характеристика динамики бюджета
Омской области за 2010-2012 годы
Структура доходов бюджета каждого
уровня позволяет судить об устойчивости
бюджета, отражает степень реализации
концептуальных основ финансово-бюджетной
политики, характеризует уровень
отношений центрального бюджета. В
данной главе проанализируем динамику
доходов бюджета Омской области за 2010-2012
годы.
Рис. 1. Динамика прогноза доходов
бюджета Омской области в 2010-12гг.
Из данной
диаграммы видно, что в 2011 году по сравнению
с 2010 годом доходы бюджета Омской области
увеличились на 10181009,5 тыс. руб., а в 2012 году
уменьшились на 486384,5 тыс.руб.. Темп роста
доходов в 2011 году по отношению к 2010 составил
123,5%, в 2012 году – 122,3%. Однако, величина
доходов в 2012 году снизилась на 1% по
сравнению с 2011 годом.
Рис. 2. Динамика прогноза налоговых,
неналоговых доходов и безвозмездных
поступлений в 2010-12гг.
Данная диаграмма показывает,
что большую долю в структуре доходов
бюджета Омской области занимают налоговые
доходы: в 2010 году их доля в общем объеме
доходов составила 70,85%, в 2011 году – 68,58%,
в 2012 году – 84,00%. Второе место по занимаемой
доле – безвозмездные поступления (27,19%,
30,15% и 15,13%) и на последнем месте – неналоговые
доходы (1,96%, 1,28% и 0,87% соответственно в
2010, 2011, 2012 годах).
2.2. Структура
бюджета Омской области за 2010-2012
гг
Большую долю в структуре налоговых
доходов в 2010-2012 годах занимают налоги
на прибыль, доходы: в налоговых доходах
их доля составила в 2010 году – 55,33%, в 2011
– 56,05%, в 2012 – 58,43%, причем из них налог
на прибыль организаций в 2010 году – 26,11%,
в 2011 – 29,07%, в 2012 – 33,26%, а налог на доходы
физических лиц 29,22% а 2010 году, 26,98% в 2011
и 25,17% в 2012 году. На втором месте налоги
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории РФ: 29,60% в 2010 году, 26,77% в 2011
и 26,30% в 2012 в общем объеме налоговых доходов
бюджета Омской области.
Рис. 3. Структура налоговых
доходов в 2010 году
В структуре
неналоговых доходов бюджета
Омской области преобладают в 2010
году доходы от оказания платных услуг,
работ и компенсации затрат государства
– 31,97%, а в 2011 и 2012 годах доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной
собственности: 34,06% и 40,81% в 2011 и 2012 годах
соответственно.
Рис. 4. Структура неналоговых
доходов в 2011 году
Структура безвозмездных
поступлений такова: дотации бюджетам
субъектов РФ и муниципальных
образований, субсидии бюджетам субъектов
РФ и муниципальных образований
(межбюджетные субсидии), субвенции
бюджетам субъектов РФ и муниципальных
образований и прочие, процентная
доля первых трех из которых приближается
к 30% - 31, 38%, 22, 88% и 35,19% в 2010 году; 27,34%, 30,25%
и 27,74% в 2011 году и 29,59%, 30,93% и 33,40% в 2012 году
соответственно.
Рис. 5. Структура безвозмездных
поступлений в 2012 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги к курсовой работе
можно сделать вывод о том,
что, в целом, в доходах бюджета
Омской области до сих пор имеются
существенные недостатки:
1. Низкая
эффективность использования бюджетных
средств
2. Широко
распространена практика доходов
средств
3. Непропорциональное
финансирование отдельных направлений
доходов в условиях не выполнения
плана по расходам.
Несмотря на снижение доходов областного
бюджета налоговые и неналоговые
доходы повышаются, а безвозмездные
поступления значительно уменьшаются.
В настоящее время большое внимание
уделяется налогооблагаемой базе. Ежемесячно
органы местного самоуправления проводят
мониторинг поступления налоговых
и неналоговых доходов в бюджет Омской
области, проводят анализ недоимки. Эта
работа проводится совместно с инспекциями
Федеральной налоговой службы.
Бюджетные доходы не решают насущные
проблемы социальной политики субъектов
РФ, что связано с постоянным увеличением
задолженности по выплатам населения.
До минимума сократились инвестиции
субъектов РФ в народное хозяйство,
что усугубляет экономический кризис
и уменьшает возможности быстрой
стабилизации финансового положения
в регионе.
Большое внимание уделяется работе
по обеспечению занятостью населения,
создания новых рабочих мест, ведь
именно от этого зависит поступление
налога на доходы физических лиц –
значимого источника доходов
бюджета Омской области.
Для совершенствования формирования
доходов, как для Омской области,
так и для других регионов РФ,
необходимо предусматривать мероприятия
по управлению дебиторской задолженностью,
рассроченными и отсроченными платежами
и налоговыми льготами.
Экономическая оценка финансовой
политики Омской области в этой части
должна, с одной стороны, создавать
стимулы для развития предпринимательства
и, с другой стороны, освободить областной
бюджет от функций "бесплатного кредитования"
предпринимательства в тех направлениях,
в которых достаточно развиты
рыночные механизмы. Поэтому работа
в направлении совершенствования
предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых
льгот, а также управление дебиторской
задолженностью должно включать механизмы
оценки экономических последствий
таких мероприятий.