Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в исследовании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть, что собой представляют доходы федерального бюджета;
Выяснить, какие существуют виды доходов федерального бюджета;
Проанализировать доходы федерального бюджета за прошедший 2012 год;
Проанализировать структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год;
Выявить пути оптимизации доходов федерального бюджета.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы доходов федерального бюджета......................5
1.1 Понятие доходов федерального бюджета.......................................................5
1.2 Виды доходов федерального бюджета............................................................9
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета...........15
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012 год...................................15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год..................................................................................................................25
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета.....................................30
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................39
Неналоговые доходы могут иметь форму,
как обязательных, так и добровольных
платежей. В нормативно-правовых актах указывается возможно
Неналоговые доходы составляют около 5% всех поступлений в федеральный бюджет. К этим доходам бюджетов разного уровня относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся:
Следующий по своему финансовому значению
доход бюджета — го
Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга, который тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых
Кроме того, можно выделить два дополнительных основания классификации доходов.
В зависимости от степени окончательности зачисления доходов в федеральный бюджет можно выделить:
Подобная классификация имеет важное значение при бюджетном планировании, поскольку позволяет реально оценить роль и значение отдельных видов доходов.
В зависимости от реальности зачисления дохода в бюджет можно выделить:
Выпадающие или потенциальные доходы не являются доходами в собственном смысле этого слова, поскольку они не зачисляются в бюджет. Данная категория приобретает значение в процессе выработки государственной финансовой политики при бюджетном и налоговом планировании и позволяет, с одной стороны, оценить потенциал для дальнейшего роста доходов бюджета (в случае отмены каких-либо льгот), а с другой, – оценить возможности для снижения фискального бремени плательщиков налогов, сборов и иных платежей (в случае предоставления дополнительных льгот отдельным категориям плательщиков).7
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета в Российской Федерации
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012 год
Анализ доходов федерального бюджета показал следующее.
На формирование доходной части федерального бюджета в 2012 году повлияли следующие изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации: индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на спирт этиловый из всех видов сырья, табачную продукцию, автомобили легковые и мотоциклы, нефтепродукты); индексация ставки НДПИ на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (с 1 января 2012 года увеличение по сравнению с 2011 годом на 272 рубля, или на 14,8%); установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в размере 60% (в 2011 году 100 % зачислялось в доходы бюджетов Российской Федерации); зачисление в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в 2011 году 100% зачислялось в местные бюджеты); снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65% до 60%; установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% ставок пошлин на нефть (постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 716 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155); отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири; введение нового порядка получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1539-р).
В связи с уточнением ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году федеральными законами от 5 июня 2012г. № 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ увеличены доходы федерального бюджета на 2012 год.8
При корректировке прогнозируемого объема доходов федерального бюджета помимо влияния факторов, связанных с изменением величины макроэкономических показателей (изменение цены на нефть марки «Юралс» и на природный газ, объемов ВВП, экспорта и импорта, изменение курса доллара США по отношению к рублю и др.), были учтены изменения налогового и таможенного законодательства, повышение собираемости НДС, налога на прибыль организаций и НДПИ, изменение структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций, а также увеличение доходов от перечисления части прибыли Банка России в связи с продажей пакета акций ОАО «Сбербанк России» и поступления дополнительных дивидендов от ОАО «Роснефтегаз».
Федеральными законами от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ доходы федерального бюджета увеличены на 897151,6 млн. рублей и на 237590,4 млн. рублей, или на 7,6 % и на 1,9% соответственно.
В результате изменений, внесенных уточненным и прогнозами поступлений доходов к федеральным законам от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ, увеличены объемы поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за счет увеличения НДПИ на нефть), НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, государственной пошлине, налогу на прибыль организаций (за счет увеличения налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
Указанными прогнозами увеличен объем поступлений неналоговых доходов: вывозных таможенных пошлин (за счет увеличения вывозных таможенных пошлин на нефть и продукты нефтепереработки); доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации; доходов в виде прибыли, приходящихся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния и средствами Резервного фонда; доходов от продажи материальных и нематериальных активов (в основном за счет доходов от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений); доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении СРП; таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, и других неналоговых доходов. Указанными прогнозами увеличен также объем безвозмездных поступлений.
Уточненным прогнозом к Федеральному закону от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ дополнительно учтены поступления акцизов на спиртосодержащую продукцию, НДПИ в виде угля, поступления по отдельным видам госпошлины, не учтенным в первоначальном прогнозе, а также ряд неналоговых доходов: отдельные вывозные таможенные пошлины, отдельные виды платежей за пользование природными ресурсами, от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, от продажи материальных и нематериальных активов, а также безвозмездные поступления в федеральный бюджет от бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы федерального бюджета от возврата иными организациями остатков субсидий прошлых лет. Кроме того, детализирован прогноз по видам доходов от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, по видам платы за негативное воздействие на окружающую среду.9
Уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г № 247-ФЗ дополнительно (по сравнению с прогнозом к Федеральному закону от 5 июня 2012 г. № 48 -ФЗ) учтены: акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9% (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год; отдельные виды госпошлины, платежей при пользовании природными ресурсами (утилизационный сбор), доходов от продажи материальных и нематериальных активов, штрафов, санкций, возмещения ущерба, безвозмездных поступлений.
Уточненными прогнозами поступления доходов к федеральным законам от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ уменьшены поступления доходов от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (за счет акцизов на табачную продукцию и прямогонный бензин), акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, отдельных видов налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (в том числе НДПИ на некоторые виды полезных ископаемых).
Указанными прогнозами уменьшен объем поступлений неналоговых доходов, в том числе ввозных таможенных пошлин; отдельных видов доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платы за использование лесов, прочих доходов от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета, отдельных видов доходов от продажи материальных и нематериальных активов, а также уменьшен прогноз по прочим безвозмездным поступлениям в федеральный бюджет. Федеральными законами от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ внесены изменения в приложение 4 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, в соответствии с которыми в перечень главных администраторов доходов федерального бюджета вошли 93 федеральных государственных органа и организации (первоначально–89). Конкретные коды классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее –классификация доходов) закреплены за 58 администраторами доходов федерального бюджета (первоначально–57). При этом предусмотрено, что администрирование иных доходов федерального бюджета (45 кодов классификации доходов) может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета в пределах их компетенции (первоначально – 44).