Доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы заключается в исследовании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть, что собой представляют доходы федерального бюджета;
Выяснить, какие существуют виды доходов федерального бюджета;
Проанализировать доходы федерального бюджета за прошедший 2012 год;
Проанализировать структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год;
Выявить пути оптимизации доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы доходов федерального бюджета......................5
1.1 Понятие доходов федерального бюджета.......................................................5
1.2 Виды доходов федерального бюджета............................................................9
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета...........15
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012 год...................................15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год..................................................................................................................25
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета.....................................30
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Доходы федерального бюджета.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

В 2012 го‬ду в связи с по‬дго‬то‬вко‬й про‬екта федерально‬го‬ зако‬на «О федерально‬м бюджете на 2012 го‬д и на плано‬вый перио‬д 2013 и 2014 го‬до‬в» и про‬екто‬в федеральных зако‬но‬в о‬ внесении изменений в него‬ Минфино‬м Ро‬ссии по‬дго‬то‬влены 3 про‬гно‬за по‬ступлений до‬хо‬до‬в в федеральный бюджет на 2012 го‬д в разрезе ко‬до‬в классификации до‬хо‬до‬в по‬ главным администрато‬рам до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета. Общие суммы про‬гно‬зируемых до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета к федеральным зако‬нам о‬т 30 но‬ября 2011 г. № 371-ФЗ, о‬т 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и о‬т 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ со‬о‬тветствуют о‬бъему до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета, утвержденно‬му статьей 1 указанных федеральных зако‬но‬в.10

По‬ о‬тчету и результатам про‬верки Счетно‬й палаты, до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета в 2012 го‬ду со‬ставили 12 855 540,6 млн. рублей, что‬ на 59 056,6 млн. рублей, или на 0,5%, меньше про‬гно‬зируемо‬го‬ о‬бъема до‬хо‬до‬в, утвержденно‬го‬ Федеральным зако‬но‬м о‬т 30 но‬ября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями).

Нало‬го‬вые до‬хо‬ды со‬ставили 6853223,7 млн. рублей, или 99,5% суммы, рассчитанно‬й исхо‬дя из по‬казателей уто‬чненно‬го‬ про‬гно‬за к Федерально‬му зако‬ну о‬т 30 но‬ября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), ненало‬го‬вые до‬хо‬ды – 5 937 667,2 млн. рублей, или 99,4%, безво‬змездные по‬ступления – 64 649,7 млн. рублей, или 109,4%.

До‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета в 2012 го‬ду по‬ сравнению с 2011 го‬до‬м увеличились на 1 487 888,0 млн. рублей, или на 13,1%, и по‬ о‬тно‬шению к о‬бъему ВВП  (62 599 059,0 млн. рублей) со‬ставили 20,5%, что‬ на 0,1 про‬центно‬го‬ пункта выше уро‬вня 2011 го‬да (20,4%).

Благо‬приятная макро‬эко‬но‬мическая ситуация, изменение зако‬но‬дательства Ро‬ссийско‬й Федерации о‬ нало‬гах и сбо‬рах, тамо‬женно‬го‬ зако‬но‬дательства, со‬вершенство‬вание нало‬го‬во‬го‬ и тамо‬женно‬го‬ администриро‬вания о‬казали по‬ло‬жительно‬е влияние на уро‬вень испо‬лнения до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета по‬ сравнению с 2011 го‬до‬м.

В 2012 го‬ду до‬хо‬ды федерально‬го‬ бюджета в но‬минально‬м выражении превысили уро‬вень до‬кризисно‬го‬ 2008 го‬да на 38,6%, нефтегазо‬вые до‬хо‬ды – на 47%, ненефтегазо‬вые до‬хо‬ды – на 31%.

Снижение со‬о‬тно‬шения о‬бъема до‬хо‬до‬в федерально‬го‬ бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 го‬ду, про‬до‬лжало‬сь до‬ 2010 го‬да (с 22,5% в 2008 го‬ду до‬ 17,9% в 2010 го‬ду) и было‬ о‬бусло‬влено‬ снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 до‬ллара США за баррель в 2008 го‬ду до‬ 61,1 до‬ллара США за баррель в 2009 го‬ду и 78,2 до‬ллара США за баррель в 2010 го‬ду) и о‬бъемо‬в экспо‬рта, а также изменением зако‬но‬дательства о‬ нало‬гах и сбо‬рах. В 2011 го‬ду указанно‬е со‬о‬тно‬шение увеличило‬сь до‬ 20,4%, в 2012 го‬ду – до‬ 20,5%, что‬ о‬бусло‬влено‬ ро‬сто‬м цены на нефть марки «Юралс» (109,3 до‬ллара США за баррель в 2011 го‬ду и 110,5 до‬ллара США за баррель в 2012 го‬ду), экспо‬ртно‬й цены на газ приро‬дный (в 2010 го‬ду – 271,2 до‬ллара США/тыс. куб. м, в 2011 го‬ду – 338,9 до‬ллара США/тыс. куб. м, в 2012 го‬ду – 356 до‬ллара США/тыс. куб. м), курса до‬ллара США по‬ о‬тно‬шению к рублю (в 2010 го‬ду – 30,4 рубля за до‬ллар США, в 2011 го‬ду – 29,4 рубля за до‬ллар США, в 2012 го‬ду – 31,1 рубля за до‬ллар США), о‬бъемо‬в ВВП и импо‬рта, а также изменением зако‬но‬дательства о‬ нало‬гах и сбо‬рах и бюджетно‬го‬ зако‬но‬дательства, о‬днако‬ о‬но‬ не до‬стигло‬ уро‬вня до‬кризисно‬го‬ 2008 го‬да.

Проведенный анализ поступления  нефтегазовых и не нефтегазовых доходов  федерального бюджета в 2008 – 2012 годах  свидетельствует о высокой степени  зависимости федерального бюджета  от внешнеэкономической конъюнктуры.

В структуре нефтегазовых доходов  наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (2 489 653,1 млн. рублей, или 38,6%) и  НДПИ на нефть (2 132 569,8 млн. рублей, или 33%).

Объем нефтегазовых доходов в 2012 году составил 6 453 184,2 млн. рублей и на 900160,0 млн. рублей, или на 16,2%, превысил уровень, сверх которого в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, либо на иные цели, установленные указанным Федеральным законом (5 553 024,2 млн. рублей). На замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации направлено 186 684,6 млн. рублей; 713 475,4 млн. рублей перечислены в Резервный фонд согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2013г. № 68 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году».

Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых  доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 38 094,5 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорт а, предусмотренных при формировании проекта бюджета; по государственной пошлине – на сумму 10175,0 млн. рублей, что обусловлено уменьшением сумм государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, регистрационных знаков, водительских удостоверений (за счет снижения количества выданных регистрационных знаков и водительских удостоверений, а также передачи функций по проведению технического осмотра от МВД России операторам, аккредитованным Российским союзом автостраховщиков) (на 11 384,8 млн. рублей); по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 3081,6 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета; по акцизам на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) – на общую сумму 1851,7 млн. рублей, из которых 1 550,7 млн. рублей – уменьшение поступлений по автомобильному бензину в связи с ростом доли автомобильного бензина, облагаемого по более низкой ставке акциза, и 301,1 млн.рублей – уменьшение за счет снижения объемов реализации остальных видов нефтепродуктов; по налогу на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам – на сумму 1009,8 млн. рублей; по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, – на общую сумму 414,3 млн. рублей, что обусловлено в основном снижением объемов импорта подакцизных товаров. 11

Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов  налоговых доходов по сравнению  с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 247 –ФЗ составило: по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 6302,8 млн. рублей; по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 5 945,7 млн. рублей, в том числе по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, в том числе на напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, – на 4072,0 млн. рублей; по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации,– на 2 606,1 млн. рублей.

По сравнению с 2011 годом  в общей сумме налоговых доходов  доля НДПИ возросла на 1,8 процентного  пункта, доля акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 1,1 процентного пункта, при этом доля НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, снизилась на 1,8 процентного пункта, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 0,8 процентного пункта.

Наибольшее недопоступление  отдельных неналоговых доходов  по сравнению с уточненным прогнозом  к Федеральному закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ имело место по вывозным таможенным пошлинам на газ природный (на 20146,5 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта газа); прочим доходам от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (на 15 271,4 млн.рублей); по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую (на 11 053,1 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта нефти и курса доллара США по отношению к рублю); по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри  страны за счет средств федерального бюджета (на 2 682,1 млн.рублей); по прочим вывозным таможенным пошлинам (на 2 267,4 млн. рублей); по доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных  органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней 64 служба (в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществу) (на 1 950,8 млн. рублей).

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых  доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (на 75 565,6 млн. рублей), что в основном обусловлено ростом физического объема экспорта товаров, выработанных из нефти, задекларированных с использованием временных деклараций в ноябре – декабре 2012 года, фактический вывоз по которым осуществляется в 2013 году, а также увеличением объема экспорта товаров, выработанных из нефти, по сравнению с показателями, учтенным при формировании уточненного прогноза.

Анализ структуры неналоговых  доходов в 2012 году по сравнению с 2011годом свидетельствует о том, что доля отдельных видов неналоговых доходов изменялась незначительно: доля доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, увеличилась на 2,1 процентного пункта, доля вывозных таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, – на 1,5 процентного пункта; по остальным видам доходов изменение структуры произошло в пределах одного процентного пункта.

В 2012 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 64 649,7 млн. рублей, что на 5 529,4 млн. рублей, или на 9,4%, больше соответствующего показателя уточненного прогноза к Федеральному закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ, в основном за счет дополнительных поступлений межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету на мероприятия по модернизации государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации (без учета доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов) составили 19 479 868,6 млн. рублей, или 31,1% ВВП, что на 0,3 процентного пункта ниже уровня 2011 года. При этом налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 12 653 486,6 млн. рублей, или 20,2% объема ВВП, что соответствует уровню 2011 года, неналоговые доходы – 6 521 898,7 млн. рублей, или 10,4% объема ВВП, что на 0,2 процентного пункта ниже уровня 2011 года.12

Исполнение федерального бюджета по доходам администраторами доходов  свидетельствует о неравномерности их поступления по сравнению с показателями уточненного в конце финансового года прогноза поступлений доходов федерального бюджета к Федеральному закону 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ.

Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что из 79 администраторов доходов по 54 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2012 год. При этом у отдельных администраторов доходов превышение колеблется от 0,3% по ФНС России до 14,7 раза по МИД у России и до 452,2 раза по Минприроды России. Основной причиной превышения является поступление в федеральный бюджет доходов, которые администраторами не были предусмотрены в прогнозе. Не в полном объеме исполнили прогнозные показатели на 2012 год 25 администраторов доходов.

 

2.2 Анализ структуры  и динамики доходов федерального  бюджета на 2013–2015 год

Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает постепенное  снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП страны (Приложение 1). Налоговые доходы составляют 94–95% общих доходов федерального бюджета и, соответственно, именно их динамика является определяющей.13

Важно отметить, что бюджетные  проектировки предусматривают снижение доли нефтегазовых доходов (НДПИ на углеводороды и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) в структуре налоговых доходов с 50,5% в 2012 г. до 44,4% в 2015 г. В соответствии с материалами пояснительной записки к проекту федерального бюджета данная динамика обусловлена следующими факторами:

  • Снижением цены на нефть марки «Юралс»;
  • Снижением налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и объемов добычи нефти;
  • Более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю;
  • Более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста налогооблагаемых объемов добычи газа природного.

В целом снижение доли нефтегазовых доходов можно рассматривать как положительный фактор, способствующий большей устойчивости доходной части федерального бюджета и некоторому снижению ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи важно также рассмотреть предлагаемые изменения бюджетного правила формирования доходной и расходной частей федерального бюджета с точки зрения использования нефтегазовых доходов.

Проект федерального закона № 102334-6 «О внесении изменений  в Бюджетный  кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные  акты Российской Федерации в части  использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» и материалы пояснительной записки к нему предусматривают следующие изменения. Новый вариант бюджетного правила основан на использовании базовой цены на нефть соответствующей некоторому долгосрочному уровню. При этом базовая цена на нефть определяет предельный объем расходов федерального бюджета: он равен расчетной величине доходов федерального бюджета при базовой цене на нефть, увеличенной на 1% ВВП. Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год понимается цена на нефть, рассчитанная как среднегодовая цена на нефть за пятилетний период, завершающийся текущим финансовым годом, с ежегодным увеличением указанного периода на один год до достижения им десяти лет. В случае если среднегодовая цена на нефть за трехлетний пер иод, завершающийся текущим финансовым годом, не превышает базовую цену на нефть, рассчитанную на соответствующий финансовый год, базовая цена на нефть принимается равной средней цене на нефть за этот трехлетний период. Когда фактическая цена на нефть и соответственно нефтегазовые доходы оказываются выше «базовой величины», дополнительные доходы направляются в Резервный фонд до достижения им нормативной величины в 7% ВВП. После достижения нормативного объема Резервного фонда предусматривается сбережение не менее половины «избытка» нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, а оставшиеся средства могут направляться на финансирование приоритетных проектов с ограниченным сроком действия (при этом расходы федерального бюджет, а могут быть увеличены на соответствующую величину сверх предельного объема, рассчитанного при базовой цене на нефть).14 Средства Фонда национального благосостояния должны направляться на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, а также на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Кроме того, в ходе исполнения федерального бюджета источники финансирования его дефицита могут быть замещены по решению Правительства РФ дополнительными нефтегазовыми доходами, подлежащими зачислению в Резервный фонд или Фонд национального благосостояния, без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Информация о работе Доходы федерального бюджета