Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в исследовании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть, что собой представляют доходы федерального бюджета;
Выяснить, какие существуют виды доходов федерального бюджета;
Проанализировать доходы федерального бюджета за прошедший 2012 год;
Проанализировать структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год;
Выявить пути оптимизации доходов федерального бюджета.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы доходов федерального бюджета......................5
1.1 Понятие доходов федерального бюджета.......................................................5
1.2 Виды доходов федерального бюджета............................................................9
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета...........15
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012 год...................................15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год..................................................................................................................25
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета.....................................30
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................39
В 2012 году в связи с подготовкой проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и проектов федеральных законов о внесении изменений в него Минфином России подготовлены 3 прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет на 2012 год в разрезе кодов классификации доходов по главным администраторам доходов федерального бюджета. Общие суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета к федеральным законам от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ соответствуют объему доходов федерального бюджета, утвержденному статьей 1 указанных федеральных законов.10
По отчету и результатам проверки Счетной палаты, доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12 855 540,6 млн. рублей, что на 59 056,6 млн. рублей, или на 0,5%, меньше прогнозируемого объема доходов, утвержденного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями).
Налоговые доходы составили 6853223,7 млн. рублей, или 99,5% суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 5 937 667,2 млн. рублей, или 99,4%, безвозмездные поступления – 64 649,7 млн. рублей, или 109,4%.
Доходы федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 1 487 888,0 млн. рублей, или на 13,1%, и по отношению к объему ВВП (62 599 059,0 млн. рублей) составили 20,5%, что на 0,1 процентного пункта выше уровня 2011 года (20,4%).
Благоприятная макроэкономическая ситуация, изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, таможенного законодательства, совершенствование налогового и таможенного администрирования оказали положительное влияние на уровень исполнения доходов федерального бюджета по сравнению с 2011 годом.
В 2012 году доходы федерального бюджета в номинальном выражении превысили уровень докризисного 2008 года на 38,6%, нефтегазовые доходы – на 47%, ненефтегазовые доходы – на 31%.
Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжалось до 2010 года (с 22,5% в 2008 году до 17,9% в 2010 году) и было обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов экспорта, а также изменением законодательства о налогах и сборах. В 2011 году указанное соотношение увеличилось до 20,4%, в 2012 году – до 20,5%, что обусловлено ростом цены на нефть марки «Юралс» (109,3 доллара США за баррель в 2011 году и 110,5 доллара США за баррель в 2012 году), экспортной цены на газ природный (в 2010 году – 271,2 доллара США/тыс. куб. м, в 2011 году – 338,9 доллара США/тыс. куб. м, в 2012 году – 356 доллара США/тыс. куб. м), курса доллара США по отношению к рублю (в 2010 году – 30,4 рубля за доллар США, в 2011 году – 29,4 рубля за доллар США, в 2012 году – 31,1 рубля за доллар США), объемов ВВП и импорта, а также изменением законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства, однако оно не достигло уровня докризисного 2008 года.
Проведенный анализ поступления
нефтегазовых и не нефтегазовых доходов
федерального бюджета в 2008 – 2012 годах
свидетельствует о высокой
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (2 489 653,1 млн. рублей, или 38,6%) и НДПИ на нефть (2 132 569,8 млн. рублей, или 33%).
Объем нефтегазовых доходов в 2012 году составил 6 453 184,2 млн. рублей и на 900160,0 млн. рублей, или на 16,2%, превысил уровень, сверх которого в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями) они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, либо на иные цели, установленные указанным Федеральным законом (5 553 024,2 млн. рублей). На замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации направлено 186 684,6 млн. рублей; 713 475,4 млн. рублей перечислены в Резервный фонд согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2013г. № 68 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году».
Наиболее существенное
недопоступление отдельных
Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 247 –ФЗ составило: по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 6302,8 млн. рублей; по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 5 945,7 млн. рублей, в том числе по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, в том числе на напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления спирта этилового), производимую на территории Российской Федерации, – на 4072,0 млн. рублей; по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации,– на 2 606,1 млн. рублей.
По сравнению с 2011 годом
в общей сумме налоговых
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ имело место по вывозным таможенным пошлинам на газ природный (на 20146,5 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта газа); прочим доходам от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (на 15 271,4 млн.рублей); по вывозным таможенным пошлинам на нефть сырую (на 11 053,1 млн. рублей в связи со снижением объемов экспорта нефти и курса доллара США по отношению к рублю); по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета (на 2 682,1 млн.рублей); по прочим вывозным таможенным пошлинам (на 2 267,4 млн. рублей); по доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней 64 служба (в части реализации основных средств и материальных запасов по указанному имуществу) (на 1 950,8 млн. рублей).
Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (на 75 565,6 млн. рублей), что в основном обусловлено ростом физического объема экспорта товаров, выработанных из нефти, задекларированных с использованием временных деклараций в ноябре – декабре 2012 года, фактический вывоз по которым осуществляется в 2013 году, а также увеличением объема экспорта товаров, выработанных из нефти, по сравнению с показателями, учтенным при формировании уточненного прогноза.
Анализ структуры неналоговых
доходов в 2012 году по сравнению с
2011годом свидетельствует о
В 2012 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 64 649,7 млн. рублей, что на 5 529,4 млн. рублей, или на 9,4%, больше соответствующего показателя уточненного прогноза к Федеральному закону от 3 декабря 2012г. № 247-ФЗ, в основном за счет дополнительных поступлений межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету на мероприятия по модернизации государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.
Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации (без учета доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов) составили 19 479 868,6 млн. рублей, или 31,1% ВВП, что на 0,3 процентного пункта ниже уровня 2011 года. При этом налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 12 653 486,6 млн. рублей, или 20,2% объема ВВП, что соответствует уровню 2011 года, неналоговые доходы – 6 521 898,7 млн. рублей, или 10,4% объема ВВП, что на 0,2 процентного пункта ниже уровня 2011 года.12
Исполнение федерального бюджета по доходам администраторами доходов свидетельствует о неравномерности их поступления по сравнению с показателями уточненного в конце финансового года прогноза поступлений доходов федерального бюджета к Федеральному закону 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ.
Анализ исполнения доходов федерального бюджета показал, что из 79 администраторов доходов по 54 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2012 год. При этом у отдельных администраторов доходов превышение колеблется от 0,3% по ФНС России до 14,7 раза по МИД у России и до 452,2 раза по Минприроды России. Основной причиной превышения является поступление в федеральный бюджет доходов, которые администраторами не были предусмотрены в прогнозе. Не в полном объеме исполнили прогнозные показатели на 2012 год 25 администраторов доходов.
2.2 Анализ структуры
и динамики доходов
Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает постепенное снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП страны (Приложение 1). Налоговые доходы составляют 94–95% общих доходов федерального бюджета и, соответственно, именно их динамика является определяющей.13
Важно отметить, что бюджетные проектировки предусматривают снижение доли нефтегазовых доходов (НДПИ на углеводороды и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) в структуре налоговых доходов с 50,5% в 2012 г. до 44,4% в 2015 г. В соответствии с материалами пояснительной записки к проекту федерального бюджета данная динамика обусловлена следующими факторами:
В целом снижение доли нефтегазовых доходов можно рассматривать как положительный фактор, способствующий большей устойчивости доходной части федерального бюджета и некоторому снижению ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи важно также рассмотреть предлагаемые изменения бюджетного правила формирования доходной и расходной частей федерального бюджета с точки зрения использования нефтегазовых доходов.
Проект федерального закона № 102334-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» и материалы пояснительной записки к нему предусматривают следующие изменения. Новый вариант бюджетного правила основан на использовании базовой цены на нефть соответствующей некоторому долгосрочному уровню. При этом базовая цена на нефть определяет предельный объем расходов федерального бюджета: он равен расчетной величине доходов федерального бюджета при базовой цене на нефть, увеличенной на 1% ВВП. Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год понимается цена на нефть, рассчитанная как среднегодовая цена на нефть за пятилетний период, завершающийся текущим финансовым годом, с ежегодным увеличением указанного периода на один год до достижения им десяти лет. В случае если среднегодовая цена на нефть за трехлетний пер иод, завершающийся текущим финансовым годом, не превышает базовую цену на нефть, рассчитанную на соответствующий финансовый год, базовая цена на нефть принимается равной средней цене на нефть за этот трехлетний период. Когда фактическая цена на нефть и соответственно нефтегазовые доходы оказываются выше «базовой величины», дополнительные доходы направляются в Резервный фонд до достижения им нормативной величины в 7% ВВП. После достижения нормативного объема Резервного фонда предусматривается сбережение не менее половины «избытка» нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, а оставшиеся средства могут направляться на финансирование приоритетных проектов с ограниченным сроком действия (при этом расходы федерального бюджет, а могут быть увеличены на соответствующую величину сверх предельного объема, рассчитанного при базовой цене на нефть).14 Средства Фонда национального благосостояния должны направляться на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, а также на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Кроме того, в ходе исполнения федерального бюджета источники финансирования его дефицита могут быть замещены по решению Правительства РФ дополнительными нефтегазовыми доходами, подлежащими зачислению в Резервный фонд или Фонд национального благосостояния, без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.