Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в исследовании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть, что собой представляют доходы федерального бюджета;
Выяснить, какие существуют виды доходов федерального бюджета;
Проанализировать доходы федерального бюджета за прошедший 2012 год;
Проанализировать структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год;
Выявить пути оптимизации доходов федерального бюджета.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы доходов федерального бюджета......................5
1.1 Понятие доходов федерального бюджета.......................................................5
1.2 Виды доходов федерального бюджета............................................................9
Глава 2 Особенности формирования доходов федерального бюджета...........15
2.1 Анализ доходов федерального бюджета за 2012 год...................................15
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013–2015 год..................................................................................................................25
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета.....................................30
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................39
В целом необходимо отметить важность возвращения к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что в кризис действие соответствующих норм Бюджетного кодекса было приостановлено. Также можно оценить положительно отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Однако следует отметить, что выбранный период ее определения (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований. Определенные вопросы вызывает также установленная нормативная величина Резервного фонда в 7% ВВП, что на 3% меньше аналогичного показателя, установленного в 2008 г. при создании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Спорность данной законодательной нормы наглядно иллюстрирует опыт финансово-экономического кризиса 2009–2010 гг. За эти два года из Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета было израсходовано по данным Минфина России около 4138,3 млрд. руб. или как раз 10% ВВП 2008 г. Таким образом, если бы Резервный фонд был сформирован к концу 2008 г. в размере 7% ВВП, то накопленных в нем средств не хватило бы на финансирование антикризисной программы правительства в полном объеме. При этом внешнеэкономическая конъюнктура позволила уже в 2011 г. не только не продолжать расходовать средства Резервного фонда, а наоборот по итогам 2011 г. (уже в январе 2012г.) перечислить на счета по учету средств фонда 1 090,4 млрд. руб. В результате, средства фонда расходовались лишь в течение 2 лет, что может оказаться недостаточным в условиях более масштабного и продолжительного кризиса.15
Прогнозируемые изменения в структуре налоговых доходов представлены в приложение 2.
Как видно из приложения бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2012 г. до 36,2% в 2015 г. и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г. Это обусловлено, прежде всего, снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс» и соответственно уменьшением объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением России в ВТО. На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Бюджетными проектировками предусмотрено некоторое увеличение доли налога на прибыль с 3,2 до 3,8%.
Глава 3 Оптимизация доходов федерального бюджета
Поскольку налоговые доходы составляют приблизительно 84% всех доходов Федерального бюджета, перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит главнейшая задача формирования такого налогового режима, при котором бы обеспечился совершенный и своевременный сбор налогов и, в то же время, создавались бы подходящие условия для стабилизации экономики, раскручивания производства и повышения благосостояния населения. Функционирующая же в настоящий момент налоговая система не в состоянии полностью выполнить данную задачу. Основная причина данного заключается в нежелании разработчиков и субъектов управления налоговым процессом уйти от стандартных подходов к налоговой политике.
Налогообложение имеет направленность, в общем, на повышение налоговых поступлений, что приводит к формированию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которое не может нести даже среднестатистический налогоплательщик. Это одна из причин того, что приблизительно половина промышленных организаций являются убыточными, а ещё столько же прибыльных предприятий - низкорентабельными.16
Не менее большое налоговое давление оказывается и на граждан, хотя формально оно представлено только ставкой подоходного налога величиной 13%. Однако необходимо учитывать скрытую форму обложения доходов населения посредством косвенных налогов.
Нездоровая направленность
российской налоговой системы на
косвенные формы
Вследствие этого большие косвенные налоги также оказывают воздействие на финансовое положение предприятий-производителей, вынуждая данные предприятия совершенно или отчасти уходить в сферу теневой экономики, от которой государство не получает абсолютно никаких налоговых поступлений.
Предпринимателям приходится скрывать действительные масштабы собственного бизнеса, продаж, доходов и применять противозаконные схемы именно из-за чрезмерного общего бремени начисленных налогов. Следовательно, при неблагоприятном налоговом режиме происходит увеличение теневого и льготного секторов экономики, не участвующих в формировании государственных доходов.
Общее налоговое давление на денежные доходы граждан, учитывая и косвенные налоги, составляет приблизительно 45%. Ещё хуже дело обстоит с уровнем налоговых начислений на оплату труда, даже не учитывая косвенные налоги, в настоящее время он составляет 43%, включая: 13% - налог на доходы физических лиц и 30% - которые необходимо перечислять в качестве страховых взносов. Данное является одной из главнейших причин того, что отечественные налогоплательщики стремятся всеми возможными и невозможными методами занизить фактически уплаченную заработную плату, применяя разнообразные противоправные схемы оплаты труда. В особенности часто это можно наблюдать в малом бизнесе, в котором прибыль и заработная плата, довольно часто не обладают чёткими границами.
Таким образом, для того, чтобы перейти к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, нужно одновременно найти решение двум казалось бы взаимоисключающим задачам: с одной стороны, увеличить налоговые доходы, которые поступают в бюджет в целях усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снизить налоговую нагрузку до уровня, который создавал бы заинтересованность в увеличении инвестиций и производства.17
Теневой сектор экономики является абсолютно или отчасти свободным от налогового бремени. Нелегальный экспорт капитала за рубеж оценивается десятками миллионов долларов в год. Следовательно, имеется потенциальная возможность для того, чтобы существенно увеличить налоговые поступления в бюджет при параллельном ослаблении налогового давления на отечественных товаропроизводителей.
Наряду с этим нужно сформировать условия, которые позволили бы на деле осуществить данную возможность. Первое, необходима политическая воля в последовательном проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, которая в состоянии разрушить отрицательные налоговые стереотипы. Второе, нужна последовательная реформа налоговой системы в целом, а не выравнивание некоторых налоговых инструментов из общего налогового контекста. Третье, необходимо полностью переориентировать систему налогового льготирования на стимулирование инвестиционной производственной деятельности с тем, чтобы массовые отмены функционирующих и введение новых льгот не привели к разрушению приоритетных для государства звеньев товаропроизодящей и социальной сфер.
Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Обширное распространение приобрела практика предоставления личных и групповых льгот, что приводит к увеличению коррупции, вызывает цепочку налоговых послаблений через использование льготных прав одного налогоплательщика иными налогоплательщиками.
Далеки от идеальности
система и порядок
На мой взгляд, основными путями к эффективной налоговой политике, которая способствовала бы повышению доходов федерального бюджета являются:
Для осуществления данных стратегических направлений эффективной бюджетной политики в сфере доходов нужно найти решение целому комплексу задач, среди которых:
Второй путь для повышения доходов федерального бюджета и уменьшения налоговой нагрузки заключается в оптимизации системы неналоговых поступлений в бюджет.
Резерв для пополнения
неналоговых доходов связан в
основном с увеличением эффективности
использования собственности
В Российской Федерации государству принадлежит около 50 тысяч юридических лиц, представляющих приблизительно 40% экономики. Из них больше 35 тысяч юридических лиц находятся практически на абсолютном бюджетном финансировании (школы, больницы, вузы, НИИ, федеральные казённые предприятия оборонного значения).
Итоги деятельности государственных предприятий показывают их экономическую неэффективность. По сведениям Счётной палаты Российской Федерации, каждый год вследствие неэффективного использования государственной собственности страна недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд. рублей. В промышленно развитых странах неналоговые доходы (доходы от использования имущества) составляют около 5% ВВП, а в Российской Федерации – меньше 1% ВВП.
Один из методов оптимизации сети федеральных государственных учреждений заключается в их приватизации или продаже. Другое направление увеличения эффективности неналоговых доходов в Российской Федерации заключается в управлении собственностью, а не избавлении от неё. В настоящее время являются практически не задействованными подобные формы управления имуществом, как аренда, трастовое доверительное управление, вклады уставных капиталов акционерных обществ, выпуск акций под конкретный проект. Продавать имущество можно и даже необходимо в крайних случаях, когда его никак нельзя результативно использовать.
Одним из действенных способов управления государственной собственностью, как показывает мировой опыт, является передача его в концессию. Главное различие передачи имущества по договору концессии от аренды состоит в том, что концессионеру передаётся право осуществления деятельности или предоставления услуг, которые относятся к функциям государства. И уже для обеспечения подобной деятельности передаётся государственное имущество. При помощи механизма концессии в общественный сектор привлекаются частные инвестиции.
На мой взгляд, для того, чтобы успешно решить задачу по увеличению эффективности использования государственного и муниципального имущества необходимо предпринять следующие меры: