Софинансирование способствует
ознакомлению международных рынков
капитала и коммерческих кредиторов
с заемщиками в странах операций и привлекает
прямые иностранные инвестиции. Для многих
заемщиков доступ к коммерческому софинансированию,
предоставляемому международным финансовым
учреждением, является первым шагом на
пути к получению самостоятельного выхода
на рынки коммерческого капитала.
Внешнее финансирование
поступает из коммерческих и
официальных источников. Основными
партнерами ЕБРР по софинансированию,
помимо частных компаний, являются
коммерческие банки (например, в
качестве участников консорциумов ЕБРР),
другие международные финансовые организации,
двусторонние финансовые учреждения или
государственные программы содействия
развитию, а также экспортно-кредитные
агентства, занимающиеся прямым кредитованием.
ЕБРР на
протяжении всего периода своей
деятельности установил хорошие
рабочие отношения с ведущими
коммерческими банками и другими
организациями и компаниями, действующими
в регионе.
Долевое участие
в инвестиционных фондах. ЕБРР принимает
участие в инвестиционных фондах, которые в
свою очередь вкладывают капитал в частные
средние компании, нуждающиеся в расширении.
Содействие
торговле. С помощью своих программ
содействия торговле ЕБРР стремится
помочь местным банкам приобрести надежную
репутацию и получить более широкий выход на международные
финансовые рынки. В рамках этих программ
ЕБРР обычно выдает гарантии частичной
оплаты организуемых участвующими местными
банками сделок, расчеты по которым осуществляются
с помощью аккредитивов.
Причины привлечения других инвесторов
Распределение
рисков — ЕБРР хочет убедиться
в готовности организаций, имеющих
непосредственный опыт работы
по этому профилю, рисковать
своими деньгами в поддержку
проекта, считая его обоснованным.
Стимул —
ЕБРР хочет привлечь другие
финансирующие организации к
участию в проекте либо путем предоставления
кредитных средств, либо путем приобретения
пая в акционерном капитале проекта.
Привлечение
софинансирования является важным
методическим подходом к достижению
основной цели Банка. В документах ЕБРР выделяют следующие
формы софинансирования: «Совместное
финансирование – осуществляется в тех
случаях, когда кредиты, предоставленные
ЕБРР и участниками софинансирования
используются … для финансирования одного
и того же набора… товаров и услуг, требуемых
для проекта. Параллельное финансирование
– осуществляется…, когда кредиты ЕБРР
и участников софинансирования используются
для финансирования отдельных комплектов
товаров и услуг. Синдицирование - привлечение
других финансовых учреждений к кредитованию
на основании подготовленных Банком документов
на условиях, … сходных с теми, на которых
готов существлять кредитование сам Банк.
Синдицированное участие - осуществляется
в тех случаях, когда ЕБРР обязуется финансировать
весь кредит и во время или после оформления
кредита продает участие в нем другому
банку или банкам… ЕБРР по-прежнему несет
обязательство за всю сумму, но часть своего
обязательства фондирует за счет покупателя
(покупателей) доли (долей) участия».
Политика в
отношении охраны окружающей среды
Экологический
мандат ЕБРР: соглашение об учреждении
ЕБРР предписывает Банку «содействовать
во всей своей деятельности
экологически здоровому и устойчивому
развитию». ЕБРР — первая международная
финансовая организация, которую
учредители наделили таким инициативным экологическим
мандатом.
Экологический
мандат отражает недавнюю историю
региона операций ЕБРР. Ухудшение
состояния окружающей среды в
странах Центральной и Восточной
Европы и бывшего Советского
Союза является в основном
результатом осуществлявшейся в прошлом неверной
и несбалансированной политики и практики.
Это оказывало разрушающее воздействие
как на экономику, так и на окружающую
среду.
Проводя
экологические аттестации, ЕБРР
обеспечивает экологическую обоснованность
своих проектов и наблюдение за их природоохранными
показателями. В рамках своих проектов
он стремится обеспечить дополнительные
экологические преимущества, особенно
если эти проекты дают и экономические
преимущества.
ЕБРР придает
особое значение проектам, способствующим повышению энерго- и ресурсоэффективности,
уменьшению отходов, возмещению и утилизации
использованных ресурсов, использованию
более чистых технологий, расширению использования
возобновляемых ресурсов, а также другим
проектам, имеющим в основном природоохранные
задачи. ЕБРР играет значительную роль
в финансировании ликвидаций серьезных
экологических проблем.
Реализация
приоритетов экологической политики
Банка обеспечивается на всех
этапах процесса оценки проекта.
К процедурам Банка в этой
области относятся отбор, исследования, такие
как проводимые спонсором экологические
оценки и ревизии, обзор состояния окружающей
среды, включение экологических условий
в юридические документы, а также экологический
надзор за проектами и оценка их. Действующая
в Банке секция экологической экспертизы
устанавливает, в какой форме экологические
обследования должны проводиться спонсорами
или учредителями до прохождения этапа
утверждения концепции проекта, а также
требования в отношении опроса общественного
мнения. Особое значение придается мерам,
уменьшающим неблагоприятные с экологической
точки зрения последствия выполнения
проектов или улучшающим состояние окружающей
среды, или гигиену труда и технику безопасности
на производстве.
3. Фонд поддержки
малого бизнеса в России при ЕБРР
ЕБРР делит
проекты на две группы: проекты,
финансируемые Банком напрямую,
и проекты, финансируемые через
посредников. Через них Банк
в основном осуществляет финансирование
мелких и средних предприятий
– если размеры проекта слишком
малы, чтобы Банку было целесообразно
работать непосредственно с ним. Чтобы
предоставить частным предпринимателям,
малым и средним предприятиям доступ к
финансовым ресурсам, разрабатываются
специальные программы кредитования.
При этом ЕБРР сотрудничает как с существующими
организациями (в частности с коммерческими
банками), так и создает специализированные
учреждения кредитования.
Одним из
таких учреждений является фонд
поддержки малого бизнеса в
России (ФПМБ) созданный Европейским
банком реконструкции и развития
(ЕБРР) в 1994 году для оказания финансовой
поддержки сектору малого бизнеса России.
При содействии стран Большой Семерки
и Швейцарии был организован фонд в размере
300 млн. долларов США, половину из которых
предоставил ЕБРР, а вторая половина поступила
от стран Большой Семерки. В июле 2001 года
размер фонда был увеличен на 150 млн. долларов
США с целью дальнейшего расширения операций
ФПМБ.
Целями ФПМБ
являются:
предоставление
финансирования микро- и малым
предприятиям, которые, как правило,
не имеют возможности получить кредит из других
источников;
расширение
возможностей российских банков
по кредитованию микро- и малых
предприятий с целью создания
для последних устойчивого долговременного
доступа к финансированию.
Для осуществления
поставленных задач ЕБРР напрямую выделяет кредитные
ресурсы российским банкам-партнерам,
которые затем выдают кредиты конечным
заемщикам – предприятиям малого бизнеса.
В настоящее время Программа ФПМБ осуществляется
в сотрудничестве со следующими банками-партнерами:
Банк «УралСиб», МДМ – Банк, Абсолют Банк,
Пробизнесбанк, Транскапиталбанк.
Следующие
банки-партнеры, получившие поддержку
в создании направления кредитования
малого бизнеса, в настоящее
время работают самостоятельно
в рамках ФПМБ: Банк Кредитования
Малого Бизнеса (КМБ-Банк), Нижегородский Банкирский
Дом (НБД-Банк), Челиндбанк, Сибакадембанк,
Уралтрансбанк, Уралвнешторгбанк.
В первые
годы работы Фонда операции
стабильно развивались и достигли
своего пика в 1998 году. В это
время в рамках Программы работало
13 банков-партнеров, и число отделений,
в которых внедрялась технология кредитования
микро- и малых предприятий (ММП), неуклонно
росло.
После финансового
кризиса в августе 1998 года команда
ФПМБ была вынуждена скорректировать
планы расширения Программы, и
прием заявок от потенциальных банков-партнеров
был временно приостановлен. Все усилия
были направлены на развитие кредитных
операций через существующие банки-партнеры,
среди которых особое место отводилось
Сбербанку и вновь организованному КМБ-Банку.
Сбербанк сыграл наиважнейшую роль в
расширении Программы благодаря обширной
филиальной сети, охватывающей всю территорию
России. Это позволило запустить Программу
в многочисленных малых городах (так называемых
«городах-спутниках»), расположенных вблизи
более крупных региональных проектов.
КМБ-Банк
был создан в конце 1998 года
путем реорганизации Российского
банка проектного финансирования.
Новый банк получил название
«Банк кредитования малого бизнеса»,
или КМБ-Банк. С момента своего
создания КМБ-Банк вырос в одно из ведущих кредитно-финансовых
учреждений в сфере кредитования ММП как
по своему географическому охвату, так
и по объемам выдач. КМБ-Банк создал обширную
сеть региональных офисов во многих городах
и продолжает неуклонно наращивать объем
операций.
В 2002 году началось сотрудничество
с двумя региональными партнерами – Челиндбанком
и Уралтрансбанком, а в начале 2003 года
к программе присоединился Сибакадембанк.
В декабре 2003 года был подписан договор
о сотрудничестве с Банком «Уралсиб»,
одним из крупнейших банков России, обладающим
обширной филиальной сетью.
В настоящее
время кредиты выдаются в больших
и малых городах предпринимателям,
работающим в самых разных
отраслях экономики – от мелких
торговых точек до производства
высокотехнологичного медицинского оборудования, и география операций
охватывает практически все административные
регионы России.
К середине
2006 года Фонд поддержки малого
бизнеса выдал более 300.000 кредитов
на сумму свыше 2,5 миллиардов
долл. США.
Эффективность
кредитной технологии, применяемой в рамках Программы,
подтверждается устойчиво низким уровнем
просрочек по кредитам (около 1% сальдо
кредитной задолженности) и большим числом
выдаваемых кредитов. В настоящее время
по Программе ФПМБ выдается ежемесячно
более 5.000 кредитов. Цель ФПМБ – 6.000 кредитов,
выдаваемых ежемесячно всеми региональными
проектами Фонда.
ФПМБ способствовал
созданию и сохранению нескольких
сотен тысяч рабочих мест.
Успехи ФПМБ
в России в области кредитования
малых предприятий послужили
примером для программ микрофинансирования в Болгарии,
Казахстане, Кыргызстане, Молдове и Украине.
Финансовую
поддержку Фонду поддержки малого
бизнеса в России также оказывают
через свои организации-доноры
Европейский Союз, США, Германия,
Франция, Япония, Италия, Великобритания, Канада и Швейцария. Успех
институционального строительства стал
возможным благодаря программе технического
содействия для банков-партнеров. Участие
в Программе не только открыло им доступ
к новому источнику средств, но, что еще
более важно, дало им в руки технологию
кредитования малого бизнеса, консультационную
поддержку и инструменты, необходимые
для кредитования через ФПМБ.
Клиенты
ФПМБ занимаются всеми видами
деятельности типичными для ММП.
Это и индивидуальные предприниматели,
владельцы небольших торговых точек, и юридические
лица, например, общества с ограниченной
ответственностью, занимающиеся торговлей,
производством или услугами. Большинство
из них никогда ранее не имели дела с официальной
банковской системой и финансировали
свою деятельность только за счет собственных
средств или занимали у родственников,
друзей или частных кредиторов. Кредит
ФПМБ часто является первым шагом к тому,
чтобы осознать преимущества получения
доступа к надежному долгосрочному источнику
финансирования своего бизнеса. Однако
получение кредита это только начало пути
по установлению долгосрочных отношений,
ведь растущий бизнес часто заставляет
клиента обращаться за другими банковскими
услугами, которые банки-партнеры всегда
готовы им предоставить.
Существуют
следующие критерии отбора потенциальных
заемщиков:
1)По Программе
ФПМБ финансирование предоставляется
предприятиям, работающим в сфере
производства, услуг и торговли,
на цели пополнения оборотного
капитала и приобретения или
модернизации основных средств.
2)Максимальная численность сотрудников
предприятия, желающего получить кредит
– 150 человек. Однако для трудоемких видов
деятельности может быть сделано исключение.
Микропредприятия обычно имеют не более
30 сотрудников; численность сотрудников
малых предприятий, как правило, выше и
может варьироваться в зависимости от
вида деятельности.
3)Не менее
51% капитала предприятия должно
быть в частной собственности.
Компании с иностранным капиталом
могут претендовать на кредит,
если они делают долгосрочные
вложения в свой бизнес и, таким образом, создают
рабочие места для российской экономики.
4)Предприятие должно проработать не менее
трех месяцев. В зависимости от сложности
бизнеса, этот срок может варьироваться.
Виды деятельности,
которые не финансируются по Программе ЕБРР:
производство
и торговля оружием и другими
изделиями военного назначения;
торговля
редкими и исчезающими видами
животных и растений и изделиями
из них согласно конвенции
CITES;
производство
табачных изделий;
производство
крепких спиртных напитков;
казино, игорный
бизнес;
обменно-валютные
операции;
операции
с ценными бумагами.
Все проекты
должны соответствовать требованиям
действующего федерального экологического
законодательства и муниципальных
нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды.