Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 01:47, курсовая работа
Финансы - это система экономических отношений в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями.
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.
В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.
В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Влияние государственных расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций. И подобно инвестициям государственные расходы обладают мультипликационным эффектом.
В основе бюджетной политики государства могут лежать различные теоретические концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой лежит идея функциональных финансов.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.
1. Введение 1
2. Единая система органов государственного финансового управления.
Краткая характеристика……………………………………………………..4
3. Налоги, их сущность. Прямые налоги, косвенные налоги………………...7
4. Анализ бюджета города Санкт-Петербурга на 2008 год………………….14
7. Заключние 14
8. Список использованной литературы 15
(пункт 1 ст. 53). Налоговый кодекс предоставляет Минфину России полномочия по принятию решений об изменении срока уплаты налога и сбора
(ст. 63). Госналогслужба России утверждает форму заявления о постановке на учет в налоговые органы, форму свидетельства о постановке на учет, порядок и условия присвоения идентификационных номеров (ст. 84), формы расчетов по налогам и налоговых деклараций, устанавливают порядок их заполнения (ст. 80). Полномочия Минфина России и Госналогслужбы России изложены в статьях 31, 42, 54 Налогового кодекса. Таким образом, Налоговый кодекс четко определяет компетенцию органов исполнительной власти. С принятием
Налогового кодекса ни Правительство РФ, ни Минфин России, ни Госналогслужба России не смогут принять и ввести ни один нормативный акт в области налогообложения, кроме поименованных в Налоговом кодексе.
Налоговый кодекс определяет перечень федеральных, региональных налогов и сборов. В статье 12 речь идет об их законодательном регулировании.
В Налоговом кодексе вводится новая для налоговой системы норма о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (пункт 7 ст. 3). В статье 8 определяется понятие налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Анализ бюджета города Санкт-Петербурга
Наименование доходов | 2008 год | |
Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | |
Налоговые и неналоговые доходы | 253 533 486,2 | 87,62 |
Налоговые доходы | 220 633 740,3 | 76,25 |
Налоги на прибыль, доходы | 178 691 266,3 | 80,99 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 11 583 271,4 | 5,25 |
Налоги на совокупный доход | 8 075 194,9 | 3,66 |
Налоги на имущество | 2 228 407,7 | 10,1 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 4412,7 | 0,002 |
Государственная пошлина | 110 316,9 | 0,05 |
Неналоговые доходы | 30 382 351,1 | 10,5 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 24488174,9 | 80,6 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 713985,3 | 2,35 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 780826,4 | 2,57 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 3691455,6 | 12,15 |
Административные платежи и сборы | 288632,3 | 0,95 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 230905,8 | 0,76 |
Прочие неналоговые доходы | 188370,5 | 0,62 |
Безвозмездные поступления | 12 384 425 | 4,28 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 23 437 813,8 | 8,1 |
Всего доходов | 289 355 725 |
По объему доходов территориального бюджета среди субъектов РФ Санкт-Петербург находится на втором месте после Москвы, опережая таки крупнейшие регионы, как Московская область, Ханты-мансийский автономный округ, Красноярский край, Свердловская и Тюменская области. Позитивная динамика доходов бюджета обеспечена за счет устойчивого роста экономики города, роста оплаты труда и потребительского спроса населения, ускорения роста инвестиций и ввода в действие новых производственных мощностей и объектов инфраструктуры.
Основную часть доходов бюджета Санкт-Петербурга занимают налоги (87,62%).Остальную часть доходов составляют поступления от
предпринимательской деятельности (8,1%) и безвозмездные поступления (4,28%).
Доля неналоговых поступлений составляет – 6,18 %
Наименование расходов | 2008 год | |
Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | |
Общегосударственные вопросы | 20 345 078,2 | 6,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 6 527 621 | 2,1 |
Национальная экономика | 49 521 852,7 | 16,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 48 476 092,3 | 16,01 |
Образование | 50 823 678,2 | 16,7 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 17 694 512,9 | 5,8 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 46 200 364,7 | 15,2 |
Социальная политика | 40 264 235,4 | 13,2 |
Межбюджетные трансферты | 15 053 687,3
| 4,9 |
Национальная оборона | 525 265,4
| 0,17 |
Охрана окружающей среды | 7 328 545
| 2,4
|
Всего расходов | 302 760 933,1 |
Основная часть расходов распределилась на национальную экономику – 16,3 %, на жилищно-коммунальное хозяйство – 16,1 %, на образование – 16,7 %, на здравоохранение – 15,2 и на социальную политику – 13,2 %. Что касаемо остальных расходов, то их значение не сильно повлияло на данные.
К основным причинам недоисполнения бюджета Санкт-Петербурга можно отнести:
1. невостребованность ассигнований главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными им бюджетными учреждениями;
2. позднее поступление доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на лицевые счета бюджетных учреждений;
3. непоступление доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в объеме,запланированном бюджетными учреждениями;
4. экономия по результатам проведения конкурсных процедур;
5. неисполнение в запланированном объеме расходов, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с Адресной инвестиционной программой, в связи с поздними сроками разработки и длительными сроками согласования проектно-сметной документации, отсутствием технических условий на инженерное обеспечение проектируемых
объектов, неисполнением подрядчиками обязательств по государственным контрактам;
6. позднее поступление средств из федерального бюджета.
В 2008 году в краевой бюджет Приморского края поступило доходов на сумму 36 718 194 тыс. руб.. Кассовое обслуживание расходов составило 34 770 037,38 тыс. руб.. Дефицит бюджета составил 1 948 156,62 тыс. руб.
Сравнительный анализ бюджетов
Наименование доходов | Удельный вес, % | |
Приморский край | Санкт-Петербург | |
Налоговые и неналоговые доходы | 41,1 | 87,62 |
Налоговые доходы | 35,52 | 76,25 |
Налоги на прибыль, доходы | 96,52 | 80,99 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | - | 5,25 |
Налоги на совокупный доход | 2,50 | 3,66 |
Налоги на имущество | 0,58 | 10,1 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | - | 0,002 |
Государственная пошлина | 0,40 | 0,05 |
Неналоговые доходы | 6,18 | 10,5 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 83,80 | 80,6 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 7,58 | 2,35 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 1,58 | 2,57 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 1,02 | 12,15 |
Административные платежи и сборы | 0,17 | 0,95 |
|
|
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 4,32 | 0,76 |
Прочие неналоговые доходы | 1,53 | 0,62 |
Безвозмездные поступления | 38,08 | 4,28 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 20,82 | 8,1 |
Основное поступление денежных средств в бюджет приходится на налоговые поступления: в Приморском крае – 41,1 %; а в Санкт-Петербурге – 87,62 %.Из этого видно, что для Санкт-Петербурга это играет большую роль. Если сравнивать безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской деятельности, то можно сделать вывод, что доходы Приморского края (38,08 % и 20,82 % соответственно) в данном пункте
значительнее выше, чем в Санкт-Петербурге (4,28 % и 8,1 % соответственно). В свою очередь в Санкт-Петербурге присутствует поступление денежных средств которых не наблюдается в Приморском крае – это налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, которые составляют 5,25%.Еще одна значительно наблюдаемая разница это доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в Санкт-Петербурге составляют 12,15 %, а в Приморском крае совсем малую часть 1,02%.Что касаемо остальных поступлений в бюджет, то они играют второстепенную роль и незначительно отличаются.
Наименование расходов | Удельный вес, % | |
Приморский край | Санкт-Петербург | |
Общегосударственные вопросы | 2,9 | 6,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 10,7 | 2,1 |
Национальная экономика | 17,6 | 16,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 6,2 | 16,01 |
Образование | 6,5 | 16,7 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 1,6 | 5,8 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 15,7 | 15,2 |
Социальная политика | 16,2 | 13,2 |
Межбюджетные трансферты | 22,5 | 4,9 |
Национальная оборона | 0,001 | 0,17 |
Охрана окружающей среды | 0,059 | 2,4
|