Задачи и цели антимонопольных органов. Их полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Полномочия федерального антимонопольного органа определяются Законом от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих полномочий вправе создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральным антимонопольным органом в России является Федеральная антимонопольная служб.

Вложенные файлы: 1 файл

антимоноп.упр..docx

— 25.82 Кб (Скачать файл)

Таким образом, действующим  законодательством антимонопольный  орган наделен полномочиями по выдаче обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе.

С 1 июля 2002 года вступил в  силу Кодекс об административной ответственности  Российской Федерации, который упорядочил порядок привлечения к административной ответственности юридических, физических лиц, а также должностных лиц, систематизировал материально-правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, ранее включенные в различные нормативные акты: законы, указы и т.д.

Административная ответственность  за неисполнение законного предписания  органа, осуществляющего государственный  надзор, установлена статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материально-правовая норма, устанавливающая ответственность  за неисполнение предписания, включает в себя три состава административного  правонарушения, с установлением  различных размеров административного  штрафа как вида административной ответственности.

Так, частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ установлена  административная ответственность  в виде штрафа, налагаемого на граждан, в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ, за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Объективной стороной административного правонарушения является невыполнение законного требования органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор, контроль, об устранении нарушений. В качестве органа, неисполнение требований которого влечет ответственность на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, может выступать любой орган, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля, в том числе главный санитарный врач, органы стандартизации, метрологии, сертификации, органы государственного архитектурно-строительного надзора и т.д., за исключением антимонопольного органа и органа регулирования естественных монополий, поскольку неисполнение предписаний данных органов влечет административную ответственность, установленную частями 2 и 3 ст. 19.5 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный  срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от двух до пяти тысяч МРОТ. В отличие от состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ, граждане не являются субъектами правонарушения, выразившегося в невыполнении предписания антимонопольного органа. К административной ответственности могут быть привлечены только должностные лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица.

При рассмотрении антимонопольными органами дел об административных правонарушениях, выразившихся в невыполнении в установленный  срок предписания антимонопольного органа, имеет место различная  квалификация правонарушения.

Так, невыполнение в установленный  срок предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения  законодательства о защите прав потребителей квалифицируется в некоторых  случаях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а невыполнение в установленный срок предписания  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства квалифицируется  по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ устанавливается  ответственность за неисполнение предписания  антимонопольного органа об устранении нарушений любого законодательства, исполнение которого контролируется антимонопольными органами, в том числе законодательства о рекламе, о защите прав потребителей. Квалифицирующим признаком части 2 ст. 19.5 КоАП РФ является именно тот  факт, что предписание, не исполненное  в установленный срок, выдано антимонопольным  органом. Объектом данного правонарушения являются публичные правоотношения, охраняемые законом, в отношении  которых правом надзора и контроля наделены антимонопольные органы.

Таким образом, при невыполнении в установленный срок предписания  антимонопольного органа правонарушитель  может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной только частью 2 ст. 19.5 КоАП РФ.

Административным наказанием за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ является административный штраф.

Статьей 3.5 КоАП РФ установлены предельные размеры административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, не может превышать пятьдесят МРОТ, на юридических лиц - одну тысячу МРОТ.

При этом невыполнение в  установленный срок законного предписания  антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от двух до пяти тысяч МРОТ.

 

 

 

Список литературы

1. Кодекс об административных  правонарушениях Российской Федерации.

2. Закон РФ "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 №948-1

3. Закон РФ "О защите  прав потребителей" от 07.02.92.

4. Федеральный закон "О  рекламе" от 18.07.95.

5. Постановление Правительства  РФ «Об утверждении Положения  о Федеральной антимонопольной  службе» от 30.06.04 №331

6. Приказ ФАС РФ «Об  утверждении Положения о территориальном  органе Федеральной антимонопольной  службы» от 13.10.04 №135

7. О.В. Горбачева. Административная ответственность за невыполнение требований антимонопольного органа// Арбитражный и гражданский процесс, 2006 г. №2

8. Чижова О.В. Предпринимательское право. – М.: Юрайт-Издат, 2006

9 . Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. -2007. - №6. - С. 3-12

10. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. - // Вопросы экономики. – 2006. -№ 10. –С.55-64  
11. Князева -И. В. Антимонопольная политика в России Издатель -Омега-Л, 2007г.  
12. Кругман П.Р. Международная экономика. Теория и политика. // Пер. с англ. – М.: Экономич. фак-т МГУ, ЮНИТИ, 2007. – 799 с.  
13. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М. : Дело, 2006  
14. Набиев Р.А.Финансовая политика России, Издатель -Финансы и статистика, 2007г.

 


Информация о работе Задачи и цели антимонопольных органов. Их полномочия