Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:26, курсовая работа
Цель данной работы - изучение земных источников финансирования коммерческих организаций.
Задачи:
Изучить и раскрыть сущность такого понятия как заемные средства.
Рассмотреть и изучить различные виды заемных источников финансирования коммерческих организаций.
Рассмотреть критерии определения эффективности использования заемного капитала.
Введение. . . . . . . . . . . 3 1. Понятие и сущность заемных средств. . . . . . . 5
2. Источники и формы привлечения заемных средств. . . . 14
3. Преимущества и недостатки использования заемного капитала.. . 44
4. Критерии определения эффективности использования заемного капитала.50
Заключение. . . . . . . . . . 54
Литература. . . . . . . . . . . 55
• Косвенный лизинг характеризует лизинговую операцию, при которой передача арендуемого имущества лизингополучателю осуществляется через посредников (как правило, лизинговую компанию). В виде косвенного лизинга осуществляется в настоящее время преобладающая часть операций финансового лизинга.
По лизингуемому объекту выделяют лизинг движимого и недвижимого имущества.
• Лизинг движимого имущества является основной формой лизинговых операций, законодательно регулируемых в нашей стране. Как правило, объектом такого вида финансового лизинга являются машины и оборудование, входящее в состав операционных основных средств.
• Лизинг недвижимого имущества заключается в покупке или строительстве по поручению лизингополучателя отдельных объектов недвижимости производственного, социального или другого назначения с их передачей ему на условиях финансового лизинга. Этот вид лизинга пока еще не получил распространения в нашей стране.
По формам лизинговых платежей различают денежный, компенсационный и смешанный виды лизинга.
• Денежный лизинг характеризует платежи по лизинговому соглашению исключительно в денежной форме. Этот вид лизинга является наиболее распространенным в системе осуществления предприятием финансового лизинга.
• Компенсационный лизинг предусматривает возможность осуществления лизинговых платежей предприятием в форме поставок продукции (товаров, услуг), производимой при использовании лизингуемых активов.
• Смешанный лизинг характеризуется сочетанием платежей по лизинговому соглашению как в денежной, так и в товарной форме (форме встречных услуг).
С учетом изложенных основных видов финансового лизинга организуется процесс управления им на предприятии. Основной целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.21
ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЙМ
Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.
Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.
Как кредитный инструмент облигационный займ имеет определенные преимущества и недостатки.
Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:
а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);
б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;
в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.22
г) длительность срока привлечения;
д) возможность трансформации заемного капитала в собственный (размещение облигаций, конвертируемых в акции);
е) эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением обществом (как в случае с выпуском акций);
ж) большая устойчивость на фондовом рынке по сравнению с акциями, т.к. облигации меньше подвержены изменению из-за конъюнктуры рынка.
з) значительная способность к распространению, т.к. меньший уровень риска для инвесторов объясняется обеспеченностью облигаций имуществом предприятия.
Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:
а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);
б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;
в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;
г) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.23
Эмитируемые предприятием облигации могут иметь различные виды. Классификация облигаций предприятия по основным признакам приведена на рисунке 3.
С учетом потребностей предприятия в заемном капитале и рассмотренной классификации облигаций строится процесс управления облигационным займом.
ВИДЫ ОБЛИГАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ | |||||
По особенностям регистрации и обращения | |||||
Именные облигации | |||||
|
Облигации на предъявителя | ||||
По формам выплаты доходов | |||||
Процентные облигации | |||||
|
Дисконтные облигации | ||||
|
По сроку погашения | ||||
|
Краткосрочные (до 1 года) | ||||
|
Долгосрочные (свыше 1 года) | ||||
По возмо жности досрочного выкупа | |||||
Отзывные облигации | |||||
Безотзывные облигации |
Рисунок 3 Классификация облигаций, эмитируемых предприятием, по основным признакам
Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.24
Выбор облигационного займа в качестве альтернативного источника привлечения предприятием заемных средств может быть продиктован в первую очередь низкой стоимостью этого вида заемного капитала и условиями быстрого размещения предполагаемой эмиссии облигаций на фондовом рынке. Оба эти условия связаны с состоянием конъюнктуры рынка и уровнем инвестиционной привлекательности намечаемых к эмиссии облигаций. Поэтому принципиальное решение об эмиссии облигаций может быть принято лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих облигаций.
Оценка инвестиционной привлекательности своих облигаций проводится с позиций возможных условий их эмиссии и возможного их кредитного рейтинга на фондовом рынке. В процессе оценки определяются минимальные параметры условий эмиссии облигаций предприятия, обеспечивающие высокий уровень их инвестиционной привлекательности в сравнении с обращающимися на фондовом рынке долговыми ценными бумагами других эмитентов.
К облигационному займу предприятие прибегает, как правило, в целях финансирования своего стратегического развития при ограниченном доступе к другим альтернативным источникам привлечения долгосрочного заемного капитала. Основными из этих целей могут быть:
• региональная диверсификация операционной деятельности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реализации продукции;
• реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т.п.), обеспечивающие быстрый возврат вложенного капитала за счет прироста чистого денежного потока;
• иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции заемного капитала, привлечение которого из других источников затруднено.
Потенциал размещения облигационного займа и его стоимость существенно зависят от кредитного рейтинга предприятия, определяющего реальный уровень его кредитоспособности с позиций возможного кредитного риска для инвесторов. Уровень кредитного рейтинга предприятия (а соответственно и эмитируемой им облигации) формирует на фондовом рынке соответствующий размер "кредитного спрэда ", т.е. разницу в уровне доходности и ценах котировки между эмитируемой и так называемой "базисной облигацией" (в качестве базисной принимается обычно государственная облигация, эмитированная на аналогичный период).
Высокий уровень кредитоспособности предприятия и его надежная репутация как заемщика позволяют свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент дополнительно платит за размещение облигационного займа. И наоборот — низкая кредитоспособность предприятия (а соответственно и низкий кредитный рейтинг его облигаций) определяет необходимость увеличения размера кредитного спрэда для обеспечения реализации облигационного займа. Только в этом случае будет обеспечена инвестиционная привлекательность облигации для инвестора, доход которого формируется как совокупность доходности базисной облигации и кредитного спрэда.
При определении объема эмиссии облигаций следует исходить из ранее рассчитанной общей потребности предприятия в заемном капитале и возможностей его формирования из альтернативных источников. В процессе определения этого объема необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательными нормами предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда.
Формирование условий эмиссии является наиболее сложным и ответственным этапом управления облигационным займом. Эти условия определяют уровень удовлетворения целей привлечения заемных средств, степень инвестиционной привлекательности (а соответственно и реализуемости) облигаций предприятия на фондовом рынке, стоимость привлечения облигационного займа и т.п.
Преимущества финансирования за счет эмиссии облигаций по сравнению с банковским кредитом.
1. Возможность получения больших объемов денежных
средств.
2. Независимость от одного кредитора (заем у всего рынка).
3. Управление своим портфелем долгов.
4. Более дешевые заимствования в серии облигационных зай мов.
5. Возможность рефинансирования выпуском новых займов.
6. Дополнительная реклама для компании.
7. Диверсификация источников заемных средств.
8. Возникновение публичной
9. Более привлекательные условия банковского кредитования.
10. Возможность привлечения средств на более длительный срок.
Недостатки финансирования за счет эмиссии облигаций по сравнению с банковским кредитом.
1. Необходимость раскрытия
2. Дополнительные издержки, связанные с облигационным займом (2-3% от объема первого займа, 1,5-2% от объема пос ледующих займов).
3. Затраты времени на