Заемный капитал, формы, цена и условия привлечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала белорусскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть способы привлечения капитала;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала;
- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Могилевский мясокомбинат»;
- предложить рекомендации по повышению эффективности использования заемным капиталом на рассматриваемом предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА 7
1.1 Понятие и формы заемного капитала 7
1.2 Способы привлечения заемных средств 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала 18
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 23
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия ОАО Могилевский мясокомбинат» 23
2.2 Анализ динамики, состава, структуры и цены источников заемного капитала предприятия 29
2.3 Анализ кредитоспособности предприятия 34
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ НА ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Giris_Anny в метод кабинет.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [12, с. 128]

 

Бланковый или необеспеченный кредит - это вид кредита, который выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора. В финансовой практике такая категория предприятий характеризуется специальным термином — «первоклассный заемщик»;

Обеспеченный кредит подразумевает в современной финансовой практике следующие виды кредитного обеспечения:

        1) поручительство (гарантия) — это обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом — «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией);

        2) залог — это способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;

         3) заклад — способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).

Основным способом привлечения заемных средств большинства белорусских фирм становятся банковские кредиты. Банковский кредит - кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд на конкретный срок и под определенный процент [12, с. 154].

В настоящее время существует большое многообразие форм и условий привлечения банковского кредита, что определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в заемном капитале (рисунок 1.2). В этом случае цели и политика привлечения заемных финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Формы банковских кредитов

Источник: [7, с. 16]

 

В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет) [18, с. 94].

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация).

Все большее распространение в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый по товарным операциям в форме отсрочки платежа. Для привлекающих его предприятий он является маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — запасов товарно-материальных ценностей [13, с. 56].

Кроме того, он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных финансовых средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов. Особенно возрастает роль коммерческого кредита при осуществлении предприятием внешнеэкономических товарных операций.

Формы привлечения коммерческого кредита, используемого в современной финансовой практике, представлены на рисунке 1.3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 – Формы коммерческого кредита

Источник: [7, с. 21]

 

С 2002 года отмечен растущий интерес не только крупных, но и средних по масштабу компаний к облигационным займам, в том числе размещаемым по закрытой подписке. [19, с. 16].

В соответствии с действующим законодательством, облигации предприятия могут выпускаться именными или на предъявителя (последние являются предметом обращения на фондовом рынке); процентными (в этом случае к облигации прилагается купонный лист на выплату процента) или беспроцентными (в этом случае предприятие рассчитывается при погашении облигации заранее обусловленными товарами или услугами); со свободным обращением или с ограниченным кругом обращения.

Облигация — ценная бумага на предъявителя, представляющая собой долговое обязательство, по которому кредитор получает годовой доход в виде фиксированного или «плавающего» процента [18, с. 204].

По сроку погашения эмитируемые облигации предприятия подразделяются на краткосрочные и долгосрочные, что позволяет удовлетворить соответствующие по срокам потребности в заемных финансовых ресурсах.

Облигации могут выпускаться предприятиями, созданными в форме акционерных или других видов хозяйственных обществ. Акционерные предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и только после того, как полностью оплачены все выпущенные акции. Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития [19, с.74].

Еще одним способом привлечения заемных средств является расширение практики финансового  лизинга.

Финансовый лизинг классифицируется по нескольким видам, которые представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Виды финансового лизинга

Классификационный признак

Вид финансового лизинга

По составу участников лизинговой операции

  • прямой;
  • косвенный;

По региональной принадлежности

  • внутренний;
  • внешний;

По формам лизинговых платежей

  • денежный;
  • компенсационный;
  • смешанный;

Вне зависимости от объекта лизинга

  • движимого имущества;
  • недвижимого имущества

 

Источник: собственная разработка на основании [7, с. 35]

 

Лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности [19, с.78].

Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что:

1) кредитные ресурсы направляются  на приобретение активной части  основных средств - оборудования, действительная  потребность в котором подтверждена  и гарантируется его использование  организацией-лизингополучателем;

2) организация-лизингополучатель  принимает решение заключать  договор лишь в том случае, если для организации производства  имеются все необходимые условия (произв. площади, рабочая сила, сырье и материалы), кроме оборудования.

Помимо выше рассмотренных способов привлечения заемных средств, существует еще ряд источников, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий. К числу таких источников относятся:

  1. Денежные ссуды небанковских учреждений. Хотя традиционными источниками привлечения заемных ресурсов в денежной форме является банковский кредит, они могут привлекаться и из альтернативных источников. Так, денежные ссуды на отдельные финансовые потребности (как правило, краткосрочные) могут быть получены от кредитных союзов, если предприятие является его членом, и некоторых других хозяйствующих субъектов. Порядок оформления, обслуживания и возврата долга в этом случае аналогичен банковскому кредиту. Как правило, стоимость привлечения заемных денежных средств в этом случае несколько ниже, чем по банковскому кредиту [21, с. 101].
  2. Средства государственных (правительственных) программ и фондов. К числу таких программ и фондов относятся фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, инновационный фонд, фонд конверсии, различные научно-технические программы. Средства данных фондов предоставляются предприятиям, как правило, на льготных условиях в виде беспроцентных займов со значительным периодом отсрочки выплаты долга. Следует при этом иметь в виду, что средства государственных программ и фондов, предоставленные в виде безвозвратной финансовой помощи, к числу заемных финансовых ресурсов не относятся [11, с. 241].
  3. Средства негосударственных программ и фондов. Эти программы и фонды создаются с целью различных форм поддержки предпринимательства. Средства этих программ и фондов, предоставленные предприятию на льготных условиях (за исключением безвозвратной финансовой помощи), также относятся к составу источников привлечения заемных финансовых ресурсов [16, с. 221].
  4. Налоговый кредит. Он представляет собой отсрочку налогового платежа, оформленную соответствующим кредитным соглашением на определенный период. Срок предоставления налогового кредита, цели его использования (как правило, связанные с инвестиционной деятельностью предприятия) и порядок возврата регулируются налоговым законодательством [16, с. 224].
  5. Нетоварные формы кредиторской задолженности предприятия.

Кредиторская задолженность по оплате труда, расчетам с бюджетом, с дочерними и другими предприятиями лишь условно может быть отнесена к заемным финансовым средствам (она носит скорее регулирующий характер). Тем не менее, по своему экономическому содержанию она представляет собой процесс использования заемных финансовых средств, так как не входит в состав собственного капитала. Соответственно любое увеличение суммы внутренней кредиторской задолженности по нетоварным операциям может рассматриваться как дополнительный источник удовлетворения потребности в заемных финансовых средствах [18, с. 76].

Использование перечисленных источников привлечения заемных финансовых средств (относимых к категории «прочих») позволяет снизить стоимость заемного капитала предприятия.

К альтернативным формам привлечения заемных средств относятся, прежде всего, облигации, факторинг и франчайзинг.

Облигации являются активным финансовым инструментом, расширяющим возможности увеличения капитала за счет привлечения средств других юридических и физических лиц. Такая форма привлечения заемных средств имеет ряд преимуществ как сравнительно дешевый способ привлечения во временное пользование дополнительных ресурсов. Предприятия, желающие выпустить облигации, должны заранее подсчитать расходы на их эмиссию, а также предполагаемые поступления от их реализации.

Особой формой привлечения на короткий период времени "чужих средств" является и факторинг, который во многих случаях рассматривается только как форма посредничества в осуществлении расчетов. По существу главной целью использования факторинга для предприятия является обеспечение непрерывных денежных потоков. Достигается это посредством перенесения задолженности покупателей на фактор, который перечисляет производителю (продавцу) сумму денежных ресурсов, отвечающую размерам принятых к оплате счетов. В факторинге выступают три субъекта: факторант — производитель, продавец; фактор — банк, фирмы факторинговые, которые осуществляют факторинговые услуги; должник — покупатель товаров или услуг. На основе договора, заключенного между факторантом и фактором (должники получают только письменное сообщение), осуществляется передача значительной части расчетов по оплате за отгруженные производителем товары или оказанные услуги. Фактор принимает на себя ответственность за регулирование этих финансовых обязательств, но, не дожидаясь их погашения, перечисляет факторанту соответствующую сумму. Она соответствует размеру задолженности покупателей, уменьшенной на установленную плату (комиссионные). Таким образом, банк (факторинговая фирма) освобождает предприятия от тяжелой обязанности взыскания задолженности (прошлой, текущей и будущей), гарантирует быстрое поступление денежных ресурсов, нормальную финансовую ликвидность. В связи с этим факторинг выступает как альтернативная форма краткосрочного кредита, обеспечивает непрерывное функционирование предприятия, ускорение его хозяйственного оборота.

Различают факторинг полный и неполный. Сущность полного факторинга характеризуется в основном тем, что риск непогашения задолженности покупателя принимает на себя фактор. При неполном факторинге в случае неплатежеспособности плательщика задолженность, переданная фактору, возвращается к производителю (продавцу). Практика использования факторинга для ускорения расчетов, оборота денежных ресурсов положительно оценивает данный метод привлечения заемных средств на короткий период времени.

Информация о работе Заемный капитал, формы, цена и условия привлечения