Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов привлечения заемного капитала белорусскими предприятиями, разработка рекомендаций по выбору заемного источника финансирования.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать сущность заемного капитала предприятия;
- рассмотреть способы привлечения капитала;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала;
- провести анализ использования заемных средств в ОАО «Могилевский мясокомбинат»;
- предложить рекомендации по повышению эффективности использования заемным капиталом на рассматриваемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА 7
1.1 Понятие и формы заемного капитала 7
1.2 Способы привлечения заемных средств 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование привлечения и использования заемного капитала 18
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 23
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия ОАО Могилевский мясокомбинат» 23
2.2 Анализ динамики, состава, структуры и цены источников заемного капитала предприятия 29
2.3 Анализ кредитоспособности предприятия 34
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ НА ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Источник: [12, с. 128]
Бланковый или необеспеченный кредит - это вид кредита, который выдается, как правило, предприятию, которое хорошо зарекомендовало себя своевременным возвратом и выполнением всех условий кредитного договора. В финансовой практике такая категория предприятий характеризуется специальным термином — «первоклассный заемщик»;
Обеспеченный кредит подразумевает в современной финансовой практике следующие виды кредитного обеспечения:
1) поручительство (гарантия) — это обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом — «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией);
2) залог — это способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;
3) заклад — способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).
Основным способом привлечения заемных средств большинства белорусских фирм становятся банковские кредиты. Банковский кредит - кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд на конкретный срок и под определенный процент [12, с. 154].
В настоящее время существует большое многообразие форм и условий привлечения банковского кредита, что определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в заемном капитале (рисунок 1.2). В этом случае цели и политика привлечения заемных финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.
Рисунок 1.2 – Формы банковских кредитов
Источник: [7, с. 16]
В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет) [18, с. 94].
Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация).
Все большее распространение в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый по товарным операциям в форме отсрочки платежа. Для привлекающих его предприятий он является маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — запасов товарно-материальных ценностей [13, с. 56].
Кроме того, он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных финансовых средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов. Особенно возрастает роль коммерческого кредита при осуществлении предприятием внешнеэкономических товарных операций.
Формы привлечения коммерческого кредита, используемого в современной финансовой практике, представлены на рисунке 1.3:
Рисунок 1.3 – Формы коммерческого кредита
Источник: [7, с. 21]
С 2002 года отмечен растущий интерес не только крупных, но и средних по масштабу компаний к облигационным займам, в том числе размещаемым по закрытой подписке. [19, с. 16].
В соответствии с действующим законодательством, облигации предприятия могут выпускаться именными или на предъявителя (последние являются предметом обращения на фондовом рынке); процентными (в этом случае к облигации прилагается купонный лист на выплату процента) или беспроцентными (в этом случае предприятие рассчитывается при погашении облигации заранее обусловленными товарами или услугами); со свободным обращением или с ограниченным кругом обращения.
Облигация — ценная бумага на предъявителя, представляющая собой долговое обязательство, по которому кредитор получает годовой доход в виде фиксированного или «плавающего» процента [18, с. 204].
По сроку погашения эмитируемые облигации предприятия подразделяются на краткосрочные и долгосрочные, что позволяет удовлетворить соответствующие по срокам потребности в заемных финансовых ресурсах.
Облигации могут выпускаться предприятиями, созданными в форме акционерных или других видов хозяйственных обществ. Акционерные предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и только после того, как полностью оплачены все выпущенные акции. Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития [19, с.74].
Еще одним способом привлечения заемных средств является расширение практики финансового лизинга.
Финансовый лизинг классифицируется по нескольким видам, которые представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Виды финансового лизинга
Классификационный признак |
Вид финансового лизинга |
По составу участников лизинговой операции |
|
По региональной принадлежности |
|
По формам лизинговых платежей |
|
Вне зависимости от объекта лизинга |
|
Источник: собственная разработка на основании [7, с. 35]
Лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности [19, с.78].
Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что:
1) кредитные ресурсы
2) организация-лизингополучатель
принимает решение заключать
договор лишь в том случае,
если для организации
Помимо выше рассмотренных способов привлечения заемных средств, существует еще ряд источников, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий. К числу таких источников относятся:
Кредиторская задолженность по оплате труда, расчетам с бюджетом, с дочерними и другими предприятиями лишь условно может быть отнесена к заемным финансовым средствам (она носит скорее регулирующий характер). Тем не менее, по своему экономическому содержанию она представляет собой процесс использования заемных финансовых средств, так как не входит в состав собственного капитала. Соответственно любое увеличение суммы внутренней кредиторской задолженности по нетоварным операциям может рассматриваться как дополнительный источник удовлетворения потребности в заемных финансовых средствах [18, с. 76].
Использование перечисленных источников привлечения заемных финансовых средств (относимых к категории «прочих») позволяет снизить стоимость заемного капитала предприятия.
К альтернативным формам привлечения заемных средств относятся, прежде всего, облигации, факторинг и франчайзинг.
Облигации являются активным финансовым инструментом, расширяющим возможности увеличения капитала за счет привлечения средств других юридических и физических лиц. Такая форма привлечения заемных средств имеет ряд преимуществ как сравнительно дешевый способ привлечения во временное пользование дополнительных ресурсов. Предприятия, желающие выпустить облигации, должны заранее подсчитать расходы на их эмиссию, а также предполагаемые поступления от их реализации.
Особой формой привлечения на короткий период времени "чужих средств" является и факторинг, который во многих случаях рассматривается только как форма посредничества в осуществлении расчетов. По существу главной целью использования факторинга для предприятия является обеспечение непрерывных денежных потоков. Достигается это посредством перенесения задолженности покупателей на фактор, который перечисляет производителю (продавцу) сумму денежных ресурсов, отвечающую размерам принятых к оплате счетов. В факторинге выступают три субъекта: факторант — производитель, продавец; фактор — банк, фирмы факторинговые, которые осуществляют факторинговые услуги; должник — покупатель товаров или услуг. На основе договора, заключенного между факторантом и фактором (должники получают только письменное сообщение), осуществляется передача значительной части расчетов по оплате за отгруженные производителем товары или оказанные услуги. Фактор принимает на себя ответственность за регулирование этих финансовых обязательств, но, не дожидаясь их погашения, перечисляет факторанту соответствующую сумму. Она соответствует размеру задолженности покупателей, уменьшенной на установленную плату (комиссионные). Таким образом, банк (факторинговая фирма) освобождает предприятия от тяжелой обязанности взыскания задолженности (прошлой, текущей и будущей), гарантирует быстрое поступление денежных ресурсов, нормальную финансовую ликвидность. В связи с этим факторинг выступает как альтернативная форма краткосрочного кредита, обеспечивает непрерывное функционирование предприятия, ускорение его хозяйственного оборота.
Различают факторинг полный и неполный. Сущность полного факторинга характеризуется в основном тем, что риск непогашения задолженности покупателя принимает на себя фактор. При неполном факторинге в случае неплатежеспособности плательщика задолженность, переданная фактору, возвращается к производителю (продавцу). Практика использования факторинга для ускорения расчетов, оборота денежных ресурсов положительно оценивает данный метод привлечения заемных средств на короткий период времени.
Информация о работе Заемный капитал, формы, цена и условия привлечения