Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:22, реферат
Практически во всех странах государство является на рынке важнейшим закупщиком продукции. Значительные объемы госзакупок (до 50 % национального бюджета) делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. В современной смешанной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Мировой финансово-экономический кризис дал толчок развитию нового витка процесса трансформации экономических систем.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..3
Мировой опыт государственных закупок…………………………….4
Место и роль государственных закупок в рыночной экономике…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..15
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
образования «Российский
гуманитарный университет» в г. Воскресенске Московской области
(Филиал РГГУ в г. Воскресенске)
Экономический факультет
Тамм Оксана Вячеславовна
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В МИРЕ
Контрольная работа по дисциплине
«Заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд»
Студента 3 курса группы ЗЭиУП – 3/3,5
Научный руководитель:
Воскресенск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..15
ВВЕДЕНИЕ
Практически во всех странах
государство является на рынке важнейшим
закупщиком продукции. Значительные объемы
госзакупок (до 50 % национального бюджета)
делают задачу обеспечения их эффективности
первостепенной. В современной смешанной
экономике система государственных закупок
является обязательным элементом управления
государственными финансами и другими
ресурсами общественного сектора экономики
и призвана выполнять не только функции
обеспечения общественных потребностей,
но и функции государственного регулирования
экономики. Мировой финансово-экономический
кризис дал толчок развитию нового витка
процесса трансформации экономических
систем. Главное для нынешнего этапа трансформации
экономики России – сформировать институциональные условия для преодоления последствий
кризиса и перехода к инновационной модели
социально-экономического развития. Для
адекватного ответа на стратегический
инновационный вызов, стоящий перед нашей страной, требуется
качественное изменение институтов государственного
регулирования, инструментов и технологий
реализации государственных функций,
в том числе институтов и механизмов системы
государственных закупок в целях развития
ее как неотъемлемой части общественного
регулирования, обеспечивающей эффективное
управление государственными ресурсами. Система государственных закупок
должна стать эффективным инструментом
экономического регулирования, стабилизации
экономики и концентрации материальных,
трудовых ресурсов, научного и промышленного
потенциалов для реализации стратегических
целей социально-экономического развития
страны до 2020 года.
Существующий ныне порядок госзакупок России - результат сложных преобразований и изменений, отразивших все коллизии истории Государства Российского.
Сами по себе государственные закупки имеют давнюю историю в России.
Ещё в 1654 году царь Алексей Михайлович
издал указ о подрядной цене на
доставку в Смоленск муки и сухарей,
что и стало началом истории
государственных закупок в
После 1917 года, в период гражданской
войны и становления Советской
власти до 1921 года не было никакой необходимости
в публичных торгах на государственные
поставки и подряды. В некоторых
областях экономики, была провозглашена
Новая экономическая политика (НЭП),
которая вскоре свернулась в связи
с созданием жёсткой
Вновь конкурсные торги начинают проводиться лишь через 70 лет. В 1997 году был принят Указ Президента от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», который утвердил «Положение об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд». В соответствии с этими документами определялся способ, порядок и процедуры закупок для государственных нужд, а также вводились понятия государственных заказчиков и технология проведения конкурсных и внеконкурсных процедур для размещения государственного заказа, а также требования к обеспечению доступности всей относящейся к закупкам информации для всех потенциальных участников, а также общественности, включая обязательные публикации соответствующих нормативных актов, извещений о закупках, условиях конкурсов, информации об их результатах и т.п.
Однако, свойственная данной эпохе
разрозненность правил и процедур закупок
на каждом уровне государственного управления,
возможность устанавливать
Руководителем ФАС И. Артемьевым и министром экономического развития и торговли Г. Грефом была инициирована следующая реформа госзакупок, которая получила большую политическую поддержку и привела к принятию Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Закон № 94-ФЗ принципиально изменил систему госзаказа и в первую очередь был нацелен на борьбу с коррупцией.
Ключевыми характеристиками данного Закона являлись:
- открытость и прозрачность, выражающаяся
в обязательности размещения
в сети Интернет всей
- создание условий для
Первые экономические эффекты от принятия таких решений – это резкое снижение стоимости закупок.
В первое время действия Закона 94-ФЗ заказчики определяли победителей, исходя из своих субъективных предпочтений и оценок, поскольку к тому времени не были установлены предельные значения критериев оценки заявок на участие в конкурсе. Данная проблема была решена путем введения процедуры проведения аукциона на размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Одно из значимых достижений законодательства – развитие информационной инфраструктуры госзаказа, которое позволяет любому заинтересованному лицу отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта. Создание официального сайта для размещения информации о госзаказах zakupki.gov.ru обеспечивает один из важнейших принципов Закона 94-ФЗ – открытость и прозрачность госзаказа. Благодаря данному сайту также стала общедоступна информация и о процедуре обжалования действий заказчиков, и о недобросовестном исполнении обязательств поставщиками. Однако до сих пор не разработан функционал, который позволял бы анализировать накопленную на сайте информацию о проводимых торгах, об участниках, о динамике цен на закупаемые товары и услуги.
Законом № 94-ФЗ предусмотрена жесткая
экономическая мотивация
По мере накопления правоприменительной практики КоАП РФ в части ответственности за нарушения Закона 94-ФЗ был существенно усовершенствован, в т.ч. были введены дифференцированные санкции за нарушения в зависимости от размера размещаемого заказа или в зависимости от степени грубости нарушения.
Такова краткая хронология развития государственных закупок в РФ.
За рубежом наибольший
опыт информационного обеспечения
госзакупок накоплен в Соединенных
Штатах Америки. Первый закон по регулированию
федеральной системы
В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.
В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration – Управления общих услуг (УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, служащего для обеспечения жизнедеятельности УОУ. Закупки на нужды национальной обороны осуществляет министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами, такими как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и т.п.
Опыт США был использован и при создании единой системы закупок Европейского союза. В странах Евросоюза создана единая система наднационального законодательства. Ее основными целями являются:
– оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов;
– обеспечение равных
условий конкуренции при
– соблюдение требования публичности;
– содействие осуществлению честного и открытого бизнеса;
– помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов.
Американский опыт был использован также при разработке в Евросоюзе процедур, способов и методов проведения закупок для государственных нужд, основ построения их информационного обеспечения. Подобные работы в Европе начались позднее, и создание наднационального законодательства по этим вопросам здесь является более сложной проблемой из-за существующих различий в законодательствах стран, входящих в Евросоюз.
По мнению российских
экспертов, наиболее интересным опытом
организации электронной
Федеративная Республика
Германия как член ЕС обязана неукоснительно
исполнять все без исключения
положения европейского законодательства
о государственных закупках, в
противном случае велик риск принятия
дисциплинарных мер со стороны Европейской
комиссии и последующих разбирательств
в Европейском суде. Германии удалось
сравнительно легко адаптировать свое
законодательство в сфере размещения
государственных заказов к
Система контроля процедуры
госзакупок, действующая в Германии,
отвечает требованиям ЕС, но имеет
определенную специфику. В сферу
ее действия попадают все организации,
приравненные к государственным
заказчиками в соответствии с
дефиницией Евросоюза. Таким образом,
госзаказчиком считается и
1) апелляционную –
в форме независимого
2) судебную – в форме судебного органа.
Возможность оспаривать решение о размещении госзаказа в суде стала в Германии успешным нововведением. Постановления, выносимые обеими инстанциями, публикуются и служат дальнейшему развитию права в сфере госзакупок. Поскольку законом для этих инстанций установлен ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика, обжалование не приводит к задержке инвестирования средств.
Кроме того, в Германии давно и успешно действует общественная организация экспертов и ученых «Форум госзаказа», в рамках которой происходит обмен мнениями, формируется отношение к новым явлениям в сфере госзакупок внутри страны и за рубежом. Точка зрения специалистов и ученых, сформулированная в рабочих органах форума, регулярно доводится до сведения правительства. Кроме того, форум ежегодно присуждает премию за лучшую научную работу в сфере государственных закупок (Public Procurement Award).
Информация о работе Заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд