Заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Практически во всех странах государство является на рынке важнейшим закупщиком продукции. Значительные объемы госзакупок (до 50 % национального бюджета) делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. В современной смешанной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Мировой финансово-экономический кризис дал толчок развитию нового витка процесса трансформации экономических систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..3
Мировой опыт государственных закупок…………………………….4
Место и роль государственных закупок в рыночной экономике…..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..15

Вложенные файлы: 1 файл

КР Заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

В Германии нередки  случаи, когда заказчики путем  «творческого» толкования отдельных  положений законодательства о госзакупках  пытаются уйти из его сферы действия, а значит, и от дополнительных обязательств. Некоторые потенциальные подрядчики не брезгуют использовать приемы недобросовестной конкуренции вплоть до попыток подкупа представителей заказчика.

 

 

  1. Место и роль государственных закупок в рыночной экономике

Беря на себя ответственность  и расходы за обеспечение общественными  и общественно-производственными  частными товарами, государство может производить их самостоятельно, финансируя эксплуатационные затраты организациям общественного сектора, а может закупать их у негосударственного сектора (предпринимателей). Производство общественных благ, сосредоточенное в основном в общественном секторе, ныне во все более крупных размерах осуществляется либо за его пределами, либо в партнерстве с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями. На смену сугубо распределительному механизму обеспечения общества общественными благами приходит механизм купли-продажи. Каждый партнер берет на себя функции, которые он способен реализовать наилучшим образом. Государство чаще определяет цели и приоритеты программ, их параметры, выступает в роли движущей силы и организатора, осуществляет мониторинг и контроль, несет ответственность за результаты сотрудничества, создает финансовую основу кооперации. Негосударственные структуры в большей мере осуществляют само производство общественных благ. 
По своей экономической сущности категория «государственный заказ» отражает общественные потребности, выраженные через государственный спрос, «государственная закупка» по своей сущности является удовлетворенной (обеспеченной) государственной потребностью. Соответственно под государственным заказом следует понимать обоснованную и оформленную потребность в товарах, работах и услугах для государственных нужд, под размещением государственного заказа понимаются действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.  
В свою очередь, термин «государственная закупка», характеризуя суть рыночной контрактации, отражает стадию выполнения государственного заказа. То есть государственная закупка выступает результатом, заключительной стадией процесса обеспечения общественных потребностей, несущей на себе отпечаток всех предшествующих стадий, и одновременно − формой обеспечения общественных потребностей, так как обмен товарами между производителями и потребителями осуществляется в процессе

купли-продажи на товарном рынке. Таким образом, система государственных закупок − это организованная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обладающих целостностью и единством. Системе государственных закупок, как и любой другой экономической системе, присуща целесообразность. Деятельность ее субъектов в лице государственных уполномоченных органов и хозяйственных субъектов различных форм собственности в конечном итоге направлена на достижение свойственных данной системе цели, а именно − удовлетворение общественных потребностей. Целесообразность предполагает согласованность, а также соответствующую организацию на основе общих экономических и правовых принципов функций по планированию, формированию, размещению государственных заказов, выполнению государственных контрактов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд.  Так как единой экономической системе свойственно взаимодействие и взаимозависимость отдельных элементов этой системы, различные формы хозяйствования, экономические отношения не возникают и не функционируют в рамках данной системы сами по себе, вне связи с другими компонентами. Однако для начального периода становления экономической системы характерным является состояние, когда отдельные элементы уже образовались, другие находятся в стадии формирования, при этом существуют элементы старой экономической системы, а в результате возникают сложности при взаимодействии отдельных элементов или подсистем как единого целого. В настоящее время система государственных закупок в России представляет собой именное такое сложное образование, в котором отдельные элементы и подсистемы находятся на разных стадиях развития. Процесс формирования институциональных основ государственных закупок, адекватных рыночным условиям хозяйствования, приходит в противоречие со сложившимися процедурами, принципами установления и реализации экономических связей государства-заказчика с хозяйствующими субъектами. Государство, увеличивая расходы на закупки, создает дополнительный спрос на товары и услуги, что вызывает рост ВВП. Получив оплату от государства за поставленную продукцию (товары, работы, услуги) хозяйствующие субъекты увеличивают свои расходы на основе собственной предельной склонности к потреблению. Тем самым они способствуют увеличению общего спроса и ВВП. За счет этого механизма рост государственных расходов запускает процесс мультипликации национального дохода, аналогичный тому, который возникает при увеличении частных инвестиций, то есть государственные закупки выступают в качестве стимулирующего фактора для повышения макроэкономических показателей государства и регионов, как справедливо отмечается, «государственные закупки являются важным фактором формирования совокупного спроса и влияют на динамику роста экономики и обеспечение занятости населения». Государство как субъект экономической деятельности, осуществляя значительные объемы закупок для удовлетворения общественных потребностей, способствует росту экономики, ее инновационному развитию, улучшению качества оказываемых социальных услуг. 

Таким образом, государственные  закупки по своему влиянию на экономику  носят комплексный характер. Реализуя указанные функции, система государственных  закупок решает не только задачу обеспечения  государственных нужд, но и выступает  в качестве одного из основополагающих институтов государственного регулирования, в качестве важнейшего инструмента экономической политики государства. 
            Можно выделить несколько направлений осуществления бюджетных закупок, обеспечивающих нормальное функционирование государства и удовлетворение общественных потребностей:

- закупки для нужд обороны и безопасности страны вооружений и военной техники, автотранспорта и спецтехники, горюче-смазочных материалов, продовольствия, медицинской техники и медикаментов; работы по возведению зданий и сооружений оборонного характера, осуществление строительно-монтажных работ (СМР);

- закупки для госучреждений и бюджетных организаций вычислительно-телекоммуникационного оборудования, мебели, полиграфической продукции, канцелярско-офисных товаров, возведение зданий и сооружений, осуществление СМР и строительно-ремонтных услуг;  
- закупки в порядке строительство государственного жилья;  
- закупки и поставки продукции в государственные резервы; создание мобилизационных запасов; закупки для ликвидации стихийных бедствий и техногенных катастроф; 

- поставки товаров для экспорта в порядке выполнения межгосударственных обязательств России; 

- закупки и поставки товаров для реализации государственных целевых программ, частично или полностью финансируемых за счет бюджетных средств. 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Централизованная модель госзакупок предполагает совмещение функций  планирования, размещения и координации  проведения закупок продукции для  государственных нужд в пределах компетенции одного органа исполнительной власти.

Наиболее эффективным  оказывается комбинирование моделей, когда, например, общее руководство  закупочной деятельностью (разработка нормативно-правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики, в частности и путем формирования бюджета, а конкретные закупки проводятся специализированными закупочными  структурами (отделами). Именно такую  структуру имеет система государственных  закупок в Великобритании, когда  помимо главного координирующего ведомства  — Казначейства, действуют специализированные «отраслевые» закупочные службы, такие, как National Health Service Supplies — служба закупок  для системы национального здравоохранения. Анализ мирового опыта использования  различных закупочных процедур показывает, что одной из наиболее эффективных  форм организации крупных закупок  товаров и услуг является проведение открытых конкурсов (тендеров). Если рассматривать  основные мировые тенденции, то можно  констатировать постепенную децентрализацию  закупок в развитых странах. Следует  отметить, что данный опыт приводит к положительным результатам  лишь при относительно невысоком  уровне коррупции. Например, в некоторых  странах, таких, как Иран, система  госзакупок, по сути, полностью децентрализована (каждый заказчик закупает самостоятельно и по своим правилам и процедурам), но ее эффективность, увы, оставляет  желать лучшего.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Афанасьева М.В., Афанасьева Н.В., Кныш В.А. Государственные закупки в рыночной экономике. − СПб.: СПбГУЭФ, 2004. − 102 с.
  1. Виссарионов А.Б. Определение заказчиком ориентировочных цен при проведении торгов // Конкурсные торги. 2008. №14. С.28-29. - 158

3.   Дежкина Т.Г. Теоретические основы государственного предпринимательства // Проблемы современной экономики, 2008.  
4.   Симкина Л.Г. Экономическая политика России: федеральный и региональный компоненты / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова, Г.Е. Алпатова. − СПб.: ОЦЭиМ, 2002. − 238 с. 
5.   Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в Российской экономике: Автореф. дисс. док. экон. наук. − М.: 2009. − 56 с.

 


Информация о работе Заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд