Затраты предприятия и пути их оптимизации на примере ЧУП «АвтоБизнесПроект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 14:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение различных систем учета затрат, используемых в международной практике, выбор наиболее приемлемой из них внедрения в практику для отечественных предприятий с целью повышения эффективности учета; анализ и контроль затрат на производство, а также повышение эффективности процесса управления.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 938.50 Кб (Скачать файл)

то есть между приростом объема производства и изменением постоянных расходов нет никакой связи.

 

 

 

Затраты                                             Затраты


постоянные                                      постоянные

 

                        2


 


                                   Выпуск                                          Количество

 

Рис. 2.10. Постоянные затраты                Рис. 2.11. Постоянные затраты

               на весь объем производства.                на единицу продукции.

Постоянные затраты обусловлены производственно-экономическим

Потенциалом предприятия. Чем полнее используется потенциал, тем больше отдача от израсходованных средств, тем быстрее окупаются постоянные затраты.

Неиспользованный потенциал увеличивает неэффективность постоянных затрат, средства расходуются без пользы, а значит затраты можно квалифицировать как бесполезные.

 

Затраты


 

                            Полезные

                          Fn                      FH

                               Бесполезные

                 

Производственные мощности (x)

 

Рис. 2.12. Разделение постоянных расходов на полезные и бесполезные

Бесполезные (Fn) и полезные (FH) затраты можно рассчитать следующим образом:

Fn (x) = (0-x) * F/О;

FH (x) = x * F/О; где

 

F – общая величина постоянных затрат;

О – оптимальное использование производственных мощностей;

X – плановый уровень использования  производственных мощностей.

 

Данное деление затрат позволяет выявить неиспользованное оборудование и приняв меры по его устранению снизить постоянные расходы.

Подразделение затрат на постоянные и переменные незначительно использовалось до сих пор в отечественной учетной практике. Однако она имеет большое значение, так как является основой создания систем учета затрат, которые целесообразно использовать в настоящее время.

Развитие отечественного производственного учета, приближение его к международным стандартам предлагает изучение и анализ опыта организации учета затрат в странах с развитой рыночной экономикой.

В данной работе предложены к рассмотрению следующие системы учета затрат:

1.абзорпшен-костинг (Absorption costing);

2.система ABC (Activity – Boscol – Costing);

3.директ-костинг (Direct – Costing – Sistem).

Абзорпшен-костинг (absorption costing). Система абзорпшен-костинг предназначена для исчисления полных затрат. Она предпологает распределение всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции. При этом расходы подразделяются в зависимости от их функциональной роли на производственные, реализованные и административные.

Расчет финансового результата при этом методе выглядит следующим образом:

Выручка

Вычитаются производственные затраты на реализованную продукцию (включая постоянные производственные расходы).

Валовая прибыль или валовая маржа

Вычитается коммерческие и административные расходы.

Чистая прибыль

Метод абзорпшен-костинг имеет несколько вариантов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. Сравнение вариантов абзорпшен-костинга (absorption costing)

 

Статьи затрат

Фактический

Нормальный

Стандарт абзорпшен

 

Абзорпшен-костинг

абзорпшен-костинг

Костинг (standart

 

(normal absorption

(normal absorption

Absorption costing)

 

Costing)

costing)

 

Основные

Фактическое

Фактическое

Расходы по норме *

материалы

Потребление

потребление

фактический выпуск

 

*

*

*

 

фактическая цена

фактическая цена

нормативная цена

Заработная

Фактически

Фактически

Расход по норме *

плата

затрачено

затрачено

фактический выпуск

 

*

*

*

 

факт. расценка

факт. расценка

норм. расценка

Переменные об-

Фактическое

Фактическое

Расход по норме *

щепроизводствен-

потребление

потребление

фактический выпуск

ные расходы (ОПР)

*

*

*

 

Факт. Коэф-т (ОПР)

план.коэф-т (ОПР)

план.коэф-т (ОПР)

Постоянные ОПР

Фактическое

Фактическое

Расход по норме *

 

потребление

потребление

фактический выпуск

 

*

*

*

 

Факт. Коэф-т (ОПР)

план.коэф-т (ОПР)

план.коэф-т (ОПР)


 

При варианте абзорпшен-стандарт-костинг основное производство включает затраты, которые должны быть отнесены на продукт, а не те, которые на самом деле имели место.

При нормальном калькулировании коэффициент распределения ОПР умножается на фактический объем. При стандарт-костинг бюджетный коэффициент ОПР умножается на норматив, рассчитанный как произведение фактического объема на норму, например, трудовых затрат. При нормальном калькулировании собираются данные только о фактических затратах труда. При стандарт-костинг генерируются как фактические, так и нормативные данные.

Стандарт-костинг схож с отечественной системой нормативного учета и позволяет учитывать затраты с выделением отношений от норм с указанием их причин возникновения.

Система ABC (Activity-Boscol-Costing).

В общей системе управления затратами важное место занимает система учета затрат, основанная на деятельности, или калькулировании на основе деятельности.

Суть данного подхода такова:

Эффективным направлением снижения издержек является управление ресурсопотребляющей деятельностью с помощью ее побудителей (причин). Управление издержками должно обеспечить реальное сокращение затрат путем сокращения деятельности, не создающей добавленную стоимость, и совершенствование деятельности, ее создающей, то есть повышающей ценность изделия.

Коротко методологию системы ABC можно определить следующим образом:

  1. определение основных видов деятельности предприятия: основные (фондоемкие, трудоемкие) и вспомогательные (заказы материалов, их получение, переработка, административные расходы и др.);
  2. определение факторов себестоимости по конкретным видам деятельности (например, если плановые затраты на производство собираются по сериям составляющих элементов какой-либо установки, то основным фактором оказывающим влияние, будет количество этих серий;
  3. создание центров ответственности по каждому виду деятельности;
  4. перенесение затрат с видов деятельности на создание продуктов. В качестве базы распределения принимаются спрос на продукцию. Как измеритель процесса здесь выступают факторы себестоимости, оказывающие влияние по конкретному виду деятельности.

Метод калькуляции себестоимости по операциям обычно анализируется с точки зрения управленческого учета по таким параметрам, как: оценка запасов; принятие решения; контроль.

Основной особенностью системы ABC является выделение затрат, относимых на производство единицы продукции, партии изделий, общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы.

Данный метод имеет ряд достоинств:

  1. Он позволяет подробно анализировать накладные расходы, что имеет большое значение для управленческого учета.
  2. Метод ABC дает возможность более точно определить затраты на неиспользуемые мощности для периодического их списания на счет прибылей и убытков. Стоимость единицы продукции, оцененная с помощью данного метода, является наилучшей финансовой оценкой потребленных ресурсов, так как учитывает сложные альтернативные способы определения связей между продукцией и использованием ресурсов.
  3. Метод ABC позволяет косвенным образом оценить уровень производительности труда: отклонение от количества потребленных ресурсов, а следовательно, от выпуска или сравнения фактического уровня распределения затрат с тем объемом, который мог бы быть возможным при реальном обеспечении ресурсами.
  4. Метод ABC не только доставляет новую информацию о затратах, но и генерируют ряд показателей нефинансового характера, в основном измерителей объема производства и определение производственных мощностей предприятия.

Затраты по отдельным операциям и количество объектов распределения затрат представляют индивидуальные измерители производительности; в совокупности они могут дать коэффициенты распределения затрат, которые могут служить в качестве измерителей производительности каждого вида деятельности, контроля со стороны руководящего персонала.

Внедрение системы ABC в практику работы ЧУП «АвтоБизнесПроект» обеспечило бы достоверное исчисление себестоимости конкретных изделий, что значительно повысит объективность оценки рентабельности продукции. Проблема торгового предприятия при внедрении подобных систем заключается в сложности выделить определенные операции в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 

 

 

2.3 Сравнительный  анализ системы директ-костинг  с традиционными методиками управления  расходами

 

 

 

Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебание объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на колебании себестоимости изделий, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства.

Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) – разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделий или реализованной продукции в целом – и дает система “Директ-костинг”.

Учет затрат состоит из следующих элементов: учет по видам затрат, учет по местам возникновения затрат и учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия).

Все эти элементы присутствуют при любой конкретной организации учета затрат в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат. Поскольку учет затрат на отечественных предприятиях до сих пор представлял собой учет полной себестоимости и соответственно системное определение прибыли, то о такой организации учета, несмотря на различия построения у нас и за рубежом, мы имеем достаточно хорошее представление. Что касается “директ -костинга”, то, описывая отдельные элементы учета затрат по этой системе, обратим внимание на присущие данной системе особенности.

Рассмотрим организацию учета затрат в соответствии с системой “Директ-костинг” по перечисленным выше элементам.

Задачей первого элемента учета затрат является систематический учет затрат по видам за данный период. Он отражает вертикальную структуру затрат предприятия.

Важнейшими видами затрат, подлежащими учету, являются: Затраты на заработную плату; материальные затраты; затраты на энергию; затраты на ремонт; налоги, взносы, страхование; затраты на амортизацию; проценты, риски; прочие затраты.

Этот перечень может изменяться в зависимости от национальных особенностей учета и степени его детализации.

С точки зрения применения системы “Директ-костинг” здесь отсутствуют какие-либо принципиальные особенности по сравнению с системой учета полной себестоимости. Нужно только подчеркнуть, что необходимое для организации директ-костинга разделение затрат на постоянные и переменные не может быть произведено в учете по видам затрат, так как зачастую один и тот же вид затрат в разных местах возникновения затрат ведет себя по-разному по отношению к изменению объема производства.

Например, заработная плата вспомогательных рабочих в одном месте возникновения затрат может носить переменный характер, в другом – полупеременный, в третьем – практически не меняется с изменением загрузки мощностей или объема производства.

Таким образом, разграничение затрат на постоянные и переменные, а также их раздельный учет по видам может быть организован только в разрезе мест возникновения затрат.

Информация о работе Затраты предприятия и пути их оптимизации на примере ЧУП «АвтоБизнесПроект»