Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:40, контрольная работа
Правительство приняло специальное решение, в котором определены основные направления бюджетной реформы (бюджетного процесса) в России, и одним из главных направлений назвало управление результатами бюджетного финансирования. Но более или менее четкое определение этих результатов важно не только само по себе, но и как предпосылка для перехода к систематическому определению эффективности бюджетных расходов. Надо стремиться к сопоставимости затрат и результатов, что в общем виде и составляет исходную базу для определения эффективности бюджетных расходов. Для России это достаточно новая постановка вопроса, но в других развитых странах подобные расчеты проводят уже лет двадцать (в разных странах по-разному).
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный контроль в условиях бюджетной реформ……………………...4
1.1 Бюджетная реформа…………………………………………………………..4
1.2 Система органов бюджетного контроля Российской Федерации…………9
1.3 Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере…………………………………….12
2. Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..26
Список используемой литературы…………………………………………..….27
В систему органов бюджетного контроля входят органы всех уровней публичной власти - федеральные, субъектов РФ и местные (муниципальные).
Одни из элементов рассматриваемой системы являются органами общей компетенции, т.е. для них осуществление бюджетного контроля не выступает основным и единственным видом деятельности (например - Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство финансов и др.), а другие являются органами специальной компетенции (например - Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.).
В зависимости от формы осуществляемого бюджетного контроля можно выделить органы, в компетенцию которых в основном входит предварительный, текущий или же последующий бюджетный контроль. Однако здесь следует отметить, что большинство государственных и муниципальных органов - участников финансового контроля в бюджетной сфере - в большей или меньшей степени проводят бюджетный контроль в нескольких формах. Например, Счетная палата РФ, которая имеет статус юридического лица и является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Это контрольно-аналитический орган Парламента в сфере функционирования финансов, находящихся в федеральной собственности.
Практика формирования и организации деятельности Счетной палаты показала необходимость конкретизации и законодательного регулирования порядка ее формирования, предусмотренного в Конституции. Задача состояла в том, чтобы повысить независимость членов высшего контрольного органа страны при осуществлении ими профессиональной деятельности и оградить их от влияния возможных узко корпоративных интересов отдельных депутатов или групп парламентариев при назначении на должность.
В связи с этим
в Федеральный закон «О
Хотя Счетная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Согласно Федеральному закону от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167. она в процессе осуществления возложенных на нее задач осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (ст. 9 Федерального закона «О Счетной палате»). Тем не менее, основным видом деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность, экспертно-аналитическая, информационная и все иные виды деятельности Счетной палаты РФ являются дополнительными и вспомогательными по отношению к деятельности контрольно-ревизионной.
Так, в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате РФ» одними из поставленных перед Счетной палатой РФ задач являются:
1) организация и осуществление
контроля за своевременным
2) определение эффективности
и целесообразности расходов
государственных средств и
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) анализ выявленных
отклонений от установленных
показателей федерального
Таким образом, все виды деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой РФ как специализированным государственным контрольным органом. Однако именно такой вид деятельности Счетной палаты РФ, как контрольно-ревизионная деятельность, обеспечивает непосредственное выполнение этим органом возложенных на него функций.
В случаях выявления
при проведении проверки или ревизии
хищения государственных
Важной мерой, позволяющей организовывать эффективный бюджетный контроль является принятие нормативных актов, направленных на согласование действий различных контрольных органов. В частности, 18 апреля 2006 года было заключено соглашение между Счетной палатой РФ и Федеральной налоговой службой РФ о порядке взаимодействия этих органов № С-5/САЭ-25-12/3@ Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.
1.3 Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере
Группа рассматриваемых органов является самой многочисленной. В нее входя как отраслевые органы - Министерство финансов РФ, так и специальные органы - Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля. Также бюджетный контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Федеральное казначейство относится к числу федеральных служб, обладающих расширенными функциями Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 49. - Ст. 4908.. Применительно к федеральному бюджету можно выделить две основные функции Федерального казначейства: 1) кассовое исполнение федерального бюджета; 2) осуществление финансового контроля за расходованием средств федерального бюджета.
В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль доходов и контроль расходов государства. Причем полномочия в сфере контроля исполнения доходной части бюджета значительно уже по сравнению с полномочиями при контроле за расходной частью. При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи, с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Федеральное казначейство осуществляет контроль над:
1) непревышением лимитов
бюджетных обязательств, распределенных
главными распорядителями (
2) непревышением бюджетных
ассигнований, распределенных главными
администраторами источников
3) непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
4) непревышением кассовых выплат,
осуществляемых
5) соответствием содержания
проводимой операции коду
6) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств Статья 267 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г..
Однако функциональные возможности казначейского контроля в РФ используются не в полной мере.
Таким образом, Федеральное казначейство РФ является основной государственной структурой, осуществляющей предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета.
Еще одним органом, осуществляющим бюджетный контроль, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (далее - ФСБН, Росфиннадзор). Она была образована в ходе административной реформы на базе Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих территориальных органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных органов валютного контроля). Цели данной реорганизации состояли в разделении нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций в системе органов исполнительной власти, а также в сокращении численности работников этих органов.
Действительно, отделение
органов, осуществляющих финансовый контроль,
представляется прогрессивным шагом
в целях более эффективного осуществления
контрольно-надзорных
Также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Итак, ФСФБН в настоящее
время является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
контрольно-надзорные
Важной характеристикой Службы является то, что ее деятельность распространяется на отношения в финансово-бюджетной и валютной сферах.
2. Значение
бюджетного контроля в
реформы.
Роль контрольно-счётных
органов в повышении
Контрольно-счетные органы
являются неотъемлемым элементом системы
государственного управления, их роль
в социально-экономическом
Независимый государственный
и муниципальный финансовый контроль
играет особую роль в системе управления
государственными и муниципальными
ресурсами и обеспечении
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стимулировало процесс реформирования местного самоуправления, и, как следствие, именно муниципальный финансовый контроль приобрел особую актуальность и практическую значимость, что определяет необходимость разработки новых подходов к развитию системы муниципального финансового контроля и оценки его эффективности.
В ходе реформы местного
самоуправления на местный уровень
передан большой объем
Реформа местного самоуправления
выдвинула ряд актуальных задач,
связанных с укреплением
В связи с проводимой в стране бюджетной реформой функции контрольно-счетных органов значительно расширились, а роль данных органов в управлении социально-экономическим развитием региона возросла.
Информация о работе Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной