Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Правительство приняло специальное решение, в котором определены основные направления бюджетной реформы (бюджетного процесса) в России, и одним из главных направлений назвало управление результатами бюджетного финансирования. Но более или менее четкое определение этих результатов важно не только само по себе, но и как предпосылка для перехода к систематическому определению эффективности бюджетных расходов. Надо стремиться к сопоставимости затрат и результатов, что в общем виде и составляет исходную базу для определения эффективности бюджетных расходов. Для России это достаточно новая постановка вопроса, но в других развитых странах подобные расчеты проводят уже лет двадцать (в разных странах по-разному).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный контроль в условиях бюджетной реформ……………………...4
1.1 Бюджетная реформа…………………………………………………………..4
1.2 Система органов бюджетного контроля Российской Федерации…………9
1.3 Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере…………………………………….12
2. Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..26
Список используемой литературы…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный и муниципальный финансовый контроль.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

В систему органов бюджетного контроля входят органы всех уровней публичной власти - федеральные, субъектов РФ и местные (муниципальные).

Одни из элементов рассматриваемой системы являются органами общей компетенции, т.е. для них осуществление бюджетного контроля не выступает основным и единственным видом деятельности (например - Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Министерство финансов и др.), а другие являются органами специальной компетенции (например - Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.).

В зависимости от формы осуществляемого бюджетного контроля можно выделить органы, в компетенцию которых в основном входит предварительный, текущий или же последующий бюджетный контроль. Однако здесь следует отметить, что большинство государственных и муниципальных органов - участников финансового контроля в бюджетной сфере - в большей или меньшей степени проводят бюджетный контроль в нескольких формах. Например, Счетная палата РФ, которая имеет статус юридического лица и является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Это контрольно-аналитический орган Парламента в сфере функционирования финансов, находящихся в федеральной собственности.

Практика формирования и организации деятельности Счетной  палаты показала необходимость конкретизации  и законодательного регулирования  порядка ее формирования, предусмотренного в Конституции. Задача состояла в том, чтобы повысить независимость членов высшего контрольного органа страны при осуществлении ими профессиональной деятельности и оградить их от влияния возможных узко корпоративных интересов отдельных депутатов или групп парламентариев при назначении на должность.

 В связи с этим  в Федеральный закон «О Счетной  палате Российской Федерации»  в 2004 г. и в 2007 г. были внесены  изменения, в соответствии с  которыми Председатель Счетной  палаты, его заместитель и аудиторы теперь назначаются, хотя и также палатами Федерального Собрания, но уже по представлению Президента Российской Федерации.

Хотя Счетная палата РФ является специализированным контрольным  органом, она вправе осуществлять и  другие виды деятельности. Согласно Федеральному закону от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 167. она в процессе осуществления возложенных на нее задач осуществляет также экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (ст. 9 Федерального закона «О Счетной палате»). Тем не менее, основным видом деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность, экспертно-аналитическая, информационная и все иные виды деятельности Счетной палаты РФ являются дополнительными и вспомогательными по отношению к деятельности контрольно-ревизионной.

Так, в соответствии с  Федеральным законом «О Счетной палате РФ» одними из поставленных перед Счетной палатой РФ задач являются:

1) организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Таким образом, все виды деятельности, осуществляемые Счетной  палатой РФ, тесно связаны между  собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач  и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой РФ как специализированным государственным контрольным органом. Однако именно такой вид деятельности Счетной палаты РФ, как контрольно-ревизионная деятельность, обеспечивает непосредственное выполнение этим органом возложенных на него функций.

В случаях выявления  при проведении проверки или ревизии  хищения государственных денежных или материальных средств, а также  иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы  проверки или ревизии в правоохранительные органы.

Важной мерой, позволяющей  организовывать эффективный бюджетный  контроль является принятие нормативных  актов, направленных на согласование действий различных контрольных органов. В частности, 18 апреля 2006 года было заключено  соглашение между Счетной палатой РФ и Федеральной налоговой службой РФ о порядке взаимодействия этих органов № С-5/САЭ-25-12/3@ Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.

 

 

1.3 Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере

 

Группа рассматриваемых  органов является самой многочисленной. В нее входя как отраслевые органы - Министерство финансов РФ, так  и специальные органы - Федеральное  казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля. Также бюджетный контроль осуществляется главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Федеральное казначейство относится к числу федеральных  служб, обладающих расширенными функциями Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 49. - Ст. 4908.. Применительно к федеральному бюджету можно выделить две основные функции Федерального казначейства: 1) кассовое исполнение федерального бюджета; 2) осуществление финансового контроля за расходованием средств федерального бюджета.

В контрольной деятельности казначейства можно выделить два  направления: контроль доходов и  контроль расходов государства. Причем полномочия в сфере контроля исполнения доходной части бюджета значительно уже по сравнению с полномочиями при контроле за расходной частью. При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали. Казначейский контроль за исполнением бюджета имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется в различных формах, в связи, с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия. По критерию времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансовых операций он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Федеральное казначейство осуществляет контроль над:

1) непревышением лимитов  бюджетных обязательств, распределенных  главными распорядителями (распорядителями)  средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

2) непревышением бюджетных  ассигнований, распределенных главными  администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

3) непревышением кассовых  расходов, осуществляемых получателями  средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

4) непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами  источников финансирования дефицита  федерального бюджета, над доведенными  до них бюджетными ассигнованиями;

5) соответствием содержания  проводимой операции коду бюджетной  классификации Российской Федерации,  указанному в платежном документе,  представленном в Федеральное  казначейство получателем средств  федерального бюджета;

6) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов РФ, возникновение у него денежных обязательств Статья 267 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г..

Однако функциональные возможности казначейского контроля в РФ используются не в полной мере.

Таким образом, Федеральное казначейство РФ является основной государственной  структурой, осуществляющей предварительный  и текущий контроль за исполнением  федерального бюджета.

Еще одним органом, осуществляющим бюджетный контроль, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации (далее - ФСБН, Росфиннадзор). Она была образована в ходе административной реформы на базе Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих территориальных органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных органов валютного контроля). Цели данной реорганизации состояли в разделении нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций в системе органов исполнительной власти, а также в сокращении численности работников этих органов.

Действительно, отделение  органов, осуществляющих финансовый контроль, представляется прогрессивным шагом  в целях более эффективного осуществления  контрольно-надзорных мероприятий. Однако нельзя забывать, что ФСФБН  находится в ведении Министерства финансов РФ, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности. В связи с этим нередко возникает вопрос о степени независимости ФСФБН и самостоятельности реализации ее функций.

Также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Итак, ФСФБН в настоящее  время является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия в  финансово-бюджетной сфере.

Важной характеристикой  Службы является то, что ее деятельность распространяется на отношения в финансово-бюджетной и валютной сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Значение  бюджетного контроля в условиях  бюджетной

реформы.

 

Роль контрольно-счётных  органов в повышении эффективности  бюджетных расходов следует рассматривать  через призму полномочий, возложенных на них Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», причем в различном временном контексте: как с точки зрения уже достигнутого результата, так и с учётом перспектив развития методов финансового контроля.

Контрольно-счетные органы являются неотъемлемым элементом системы  государственного управления, их роль в социально-экономическом развитии регионов всегда отличалась особой значимостью. Основной целью деятельности контрольно-счетных органов является не только осуществление контроля за эффективностью управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, но и активное содействие государственной власти в организации эффективного государственного управления.

Независимый государственный  и муниципальный финансовый контроль играет особую роль в системе управления государственными и муниципальными ресурсами и обеспечении устойчивого  экономического развития, являясь одним из важнейших условий формирования современных экономических отношений. Создание адекватной и действенной системы государственного и муниципального финансового контроля является одним из непременных условий экономического развития.

Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стимулировало процесс реформирования местного самоуправления, и, как следствие, именно муниципальный финансовый контроль приобрел особую актуальность и практическую значимость, что определяет необходимость разработки новых подходов к развитию системы муниципального финансового контроля и оценки его эффективности.

В ходе реформы местного самоуправления на местный уровень  передан большой объем государственных  полномочий, соответствующих финансовых средств, государственного имущества. Многие вопросы отнесены к исключительной компетенции местной власти. Сегодня муниципальные районы и городские округа – это, по сути, «маленькие государства» с собственным бюджетом, имуществом, представительной и исполнительной властью. И, конечно же, все это должно быть дополнено по настоящему сильным внешним муниципальным финансовым контролем.

Реформа местного самоуправления выдвинула ряд актуальных задач, связанных с укреплением института  местного самоуправления. Важнейшая из них - повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств, управлением муниципальной собственностью. В процессе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и после завершения очередного финансового года контрольно-счетные органы контролируют полноту и своевременность поступлений финансовых средств в доходную часть бюджетов. Они осуществляют проверки законности и эффективности расходования бюджетных ассигнований по всем статьям местных бюджетов.

В связи с проводимой в стране бюджетной реформой функции контрольно-счетных органов значительно расширились, а роль данных органов в управлении социально-экономическим развитием региона возросла.

Информация о работе Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной