Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Правительство приняло специальное решение, в котором определены основные направления бюджетной реформы (бюджетного процесса) в России, и одним из главных направлений назвало управление результатами бюджетного финансирования. Но более или менее четкое определение этих результатов важно не только само по себе, но и как предпосылка для перехода к систематическому определению эффективности бюджетных расходов. Надо стремиться к сопоставимости затрат и результатов, что в общем виде и составляет исходную базу для определения эффективности бюджетных расходов. Для России это достаточно новая постановка вопроса, но в других развитых странах подобные расчеты проводят уже лет двадцать (в разных странах по-разному).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный контроль в условиях бюджетной реформ……………………...4
1.1 Бюджетная реформа…………………………………………………………..4
1.2 Система органов бюджетного контроля Российской Федерации…………9
1.3 Органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие финансовый контроль в бюджетной сфере…………………………………….12
2. Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной реформы……….16
Заключение…………………………………………………………………...…..26
Список используемой литературы…………………………………………..….27

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный и муниципальный финансовый контроль.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Нетрудно заметить, что  финансовый контроль, осуществляемый органами, образованными законодательной властью, намного шире, чем тот, который проводится органами финансового контроля по линии исполнительной власти. Если основной задачей в системе контроля исполнительной власти является выявление нарушений в использовании финансовых средств, то контрольно-счетные органы не ограничиваются только этим. Они дают оценку, насколько эффективно были использованы финансовые ресурсы страны, конкретного региона, а значит, и оценивают деятельность органов исполнительной власти по их управлению. Кроме того, в ведении органов финансового контроля законодательной власти находятся вопросы использования государственной собственности и имущества казны, управление государственными пакетами акций. Такие функции также несвойственны органам финансового контроля исполнительной власти.

Роль контрольно-счетных  органов состоит не только и не столько в том, чтобы выявлять как можно больше финансовых нарушений, возвращать в бюджет неправильно  истраченные бюджетные средства, инициировать возбуждение уголовных дел против нарушителей финансовой дисциплины.

Во главу угла должны быть поставлены цели сведения финансовых нарушений к минимуму, достижения максимально рационального и  эффективного управления общественными  финансовыми и материальными  ресурсами. При этом важно контролировать не только процесс, ушедший в прошлое, но и моделировать будущее, предупреждать потери финансовых средств еще на стадии планирования бюджетов, осуществлять превентивный (упреждающий) контроль.

Муниципальные контрольно-счетные  органы должны не только выявлять нарушения в использовании средств местных бюджетов, но, прежде всего, помогать органам местного самоуправления оптимально концентрировать усилия и бюджетные ресурсы на действительно приоритетных направлениях своей бюджетной политики и за счет этого повышать эффективность и результативность своей деятельности при реализации вопросов местного значения.

Переход к программно - целевому бюджетированию требует  перестройки всей системы государственного финансового контроля. Главное направление такой перестройки – внедрение в практику работы внешних органов финансового контроля аудита эффективности, позволяющего оценить не только законность расходования бюджетных средств, но и результативность использования государственных финансов для достижения целей социально-экономического развития.

Программно-целевое бюджетирование неразрывно связано с такими понятиями, как прозрачность и подконтрольность любой деятельности, и это необходимо не только общественности, но и самим  органам власти для совершенствования процесса управления. Это, в свою очередь, влечет увеличение роли и влияния контрольно-счетных органов.

Помимо осуществления  контроля за соблюдением финансовой дисциплины, целевым использованием бюджетных средств, контрольно-счетные  органы осуществляют оценку эффективности использования средств бюджета, достижения показателей целевых программ, в том числе их промежуточных этапов.

Результаты данных контрольных  мероприятий позволяют органам  местного самоуправления при необходимости  оперативно осуществлять корректировку целевых программ.

Как отмечалось ранее, на современном этапе развития контрольно-счетных  органов перспективным направлением их деятельности стало повсеместное внедрение и расширение такой  формы контроля, как аудит эффективности. В международной практике он давно уже апробирован и широко применяется в работе органов внешнего государственного финансового контроля. Он основывается на анализе использования государственных средств с точки зрения эффективности их расходования, достижения конкретных результатов и поставленных целей. Таким образом, контрольный орган должен дать оценку дальнейшей оптимизации расходов государственных ресурсов с точки зрения возможностей повышения результативности.

Реализация указанного метода предусматривает и проверку внутренних систем финансового контроля бюджетополучателей, обеспечение единообразия осуществления финансового контроля на всех уровнях формирования и использования бюджетных средств.

Кроме того, аудит эффективности  позволяет более реально определять, насколько эффективно, результативно и рационально были использованы бюджетные средства. Применение данного метода в осуществлении финансового контроля вызвано необходимостью повышения результативности, действенности и эффективности.

Внедрение аудита эффективности в деятельность органов государственного финансового контроля является необходимой частью их работы, важным инструментом повышения авторитета государственных контролеров. Аудит эффективности уже доказал свою жизненность, полезность и созидательность.

Результаты и выводы, сделанные в ходе осуществления  аудита эффективности должны обязательно  использоваться на стадии составления  бюджета на очередной финансовый год и плановый период, поскольку  это позволит предотвратить нецелевое  и неэффективное использование бюджетных средств в будущем.

Включение процедур контроля эффективности в бюджетный процесс  обуславливает проведение контрольно-счетными органами аудита эффективности бюджетных  расходов на каждой стадии бюджетного процесса и является одним из рычагов в государственном управлении.

Такой подход отвечает одному из главных принципов бюджетной  системы, закрепленных статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, –  принципу эффективности и экономности  использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Дать финансовую оценку эффективности и экономности использования бюджетных средств в первую очередь призваны органы внешнего независимого государственного финансового контроля.

Статьей 157 Бюджетного кодекса  Российской в число функций контрольных органов, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти, включено проведение экспертизы проектов законов о бюджете, проектов законов об исполнении бюджета, долгосрочных целевых программ, правовых актов бюджетного законодательства.

Это закрепляет превентивную (предупредительную) функцию контрольно-счетных  органов, которая заключается в  предупреждении потерь финансовых средств  еще на стадии планирования. Важно  не только контролировать процесс, ушедший в прошлое, но и моделировать будущее.

Неэффективное использование  государственных средств зачастую связано с проявлениями коррупции. В связи с этим контрольно-счетные  органы должны уделять особо пристальное  внимание проблемным в плане коррупционных рисков нарушениям, связанным с неэффективным использованием бюджетных средств.

Учитывая, что неэффективные  расходы в соответствии с законодательством  не подлежат восстановлению в бюджет, их предупреждение и профилактика могут  дать большой экономический эффект. В ходе проводимых контрольных мероприятий серьезное внимание необходимо уделять тем сферам государственного управления, которые являются коррупционно привлекательными, в частности, сфера государственных закупок, предоставление различных видов государственной поддержки хозяйствующим субъектам (в частности, в сфере сельскохозяйственного производства, развития среднего и малого предпринимательства и т.д.), предоставление государственных гарантий.

Проводя экспертизу проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ, контрольно-счетные органы оказывают влияние на принятие управленческих решений на этапе планирования бюджетных расходов, предупреждая возможные потери бюджетных средств.

Существенна роль контрольно-счетных  органов в предупреждении, выявлении и пресечении коррупционных правонарушений.

Следующая важная функция  контрольно-счетных органов –  обеспечение общества достоверной  информацией о деятельности органов  власти, об эффективности использования  бюджетных средств на решение  государственных вопросов. Вместе с тем, получение точной и полной информации о состоянии государственных финансов необходимо и органам государственной власти, поскольку объём и достоверность исходной информации определяют качество приятия управленческих решений.

Качественное выполнение контрольно-счетными органами своих функций является вкладом в социально-экономическое развитие территорий, поэтому огромное значение в настоящее время придается четкой и профессиональной организации работы контрольно-счетных органов, внедрению новых форм и методов контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы, направленных на защиту экономических интересов, в том числе на максимальную мобилизацию доходов бюджетов всех уровней, повышение эффективности, целесообразности бюджетных расходов и использования государственной и муниципальной собственности.

На сегодняшний день за нецелевое использование бюджетных  средств, выражающееся в направлении  и использовании их на цели, не соответствующие  условиям получения указанных средств, предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с административным, а при наличии состава преступления - и уголовным законодательством. Однако, за неэффективное использование государственных финансов практически нет нормативно определенной ответственности. Таким образом, за то, что огромные финансовые ресурсы используются неэффективно, т.е. не обеспечивают в полном объеме достижение тех результатов, которые должны были бы быть получены при определенных условиях, ответственность руководителей - получателей бюджетных средств нигде законодательно не прописана.

В связи с вышесказанным  особое значение для контрольных  органов, созданных законодательными органами, приобретает контроль над  исполнением бюджета и усиление роли предварительного контроля, оказание методологической помощи получателям бюджетных средств. Необходимо анализировать выявленные нарушения и причины их допущения, что позволит выработать предложения и рекомендации, а в отдельных случаях и сформировать законодательную инициативу с целью улучшения бюджетного процесса и порядка расходования бюджетных средств.

В период укрепления государственности  в Российской Федерации стало  очевидным, что эффективный и  действенный контроль является необходимым  условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере - это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.

Контрольно-счётные органы представляют собой серьезный резерв повышения эффективности бюджетных  расходов, достижения государственных  целей, выполнения государственных  программ.

Как уже говорилось выше, главным в работе Контрольно-счётных органов должны быть осознание того, что контрольная деятельность начинается не с проверки после исполнения того, что сделано, а что не сделано. Она начинается с того, что мы хотим запланировать за счет тех средств, которые мы имеем. Правильное определение задач и конечной эффективности еще до начала всей работы позволит потом определить эффективность результатов этой работы. Качество планирования становится ключевым принципом. И только при соблюдении данного условия повысится эффективность использования бюджетных средств - средств налогоплательщиков.

Необходимость создания контрольно-счётных органов, важность и значимость их работы не оставляет  сомнений. Развитие общества и экономики, и можно так сказать, что сама жизнь подвела к необходимости осуществления серьёзного муниципального финансового контроля за использованием общественных денежных ресурсов. В настоящее время контрольно-счётные органы уже внесли свой весомый вклад в рациональное, эффективное использование бюджетных средств. Однако без реализации исполнительной властью результатов работы органов внешнего финансового контроля, без учёта предложений и рекомендаций, устранения и недопущения в дальнейшей работе установленных нарушений - роль контрольно-счётных органов в повышении эффективности бюджетных расходов будет лишь формальной. Вне зависимости от работы органов исполнительной власти органы внешнего контроля могут реально реализовать лишь функцию гласности. Кроме того, ограничение полномочий контрольно-счётных органов в мерах воздействия и принуждения к нарушителям финансовой дисциплины также отрицательно сказывается на реализации результатов работы. Перед контрольно-счётными органами стоит очень важная задача - завоевать доверие, уважение общественности, исполнительной власти к своей работе. С учётом решения указанных выше проблем роль контрольно-счётных органов в повышении эффективности расходов бюджета станет более весомой и ощутимой. Сотрудникам контрольно-счётных органов необходимо осознать действительную важность и значимость своей работы, занимать чёткую и принципиальную гражданскую позицию. В то же время, сотрудникам контрольно-счётных органов необходимо выработать в себе умение находить компромиссы и в каждом конкретном случае исходить из принципов разумности и соблюдения интересов общества.

То, что главную роль в повышении эффективности расходов местных бюджетов играют именно контрольно-счётные  органы муниципальных образований, является бесспорным. В настоящее  время таким комплексом полномочий в отношении именно бюджетов местного уровня не наделён ни один орган финансового контроля. Контрольно-счётные органы муниципальных образований осуществляют все виды контроля за ходом исполнения местного бюджета- предварительный, текущий и последующий, вследствие чего именно они обладают наиболее полной информацией о результатах от распоряжения средствами бюджета. Только контрольно-счётные органы, на основании проведенного ими комплекса работ, могут установить причинно-следственную связь с теми или иными негативными фактами неэффективного расходования средств бюджета и дать рекомендации органам исполнительной власти по предотвращению и недопущению в дальнейшем подобных фактов. Кроме того, как уже отмечалось выше, и аудит эффективности предстоящих расходных мероприятий местного бюджета наиболее полно и объективно сможет провести только орган внешнего муниципального контроля, что поможет избежать в дальнейшем неэффективного, неэкономного расходования средств бюджета.

Информация о работе Значение бюджетного контроля в условиях бюджетной