Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:19, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучение актуальных вопросов социально-психологических методов управления и их значения. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать характеристику современных социально-психологических теорий управления;
- рассмотреть структуру социально-психологических методов управления;
- проанализировать социально – психологическая роль руководителя;- проанализировать специфику применения социально – психологических методов управления в организации;
- в заключении сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Современные социально-психологические методы управления….. 4
1.1. Характеристика современных социально-психологических теорий управления…………………………………………………………………… 5
1.2. Структура социально-психологических методов управления ……………7
Глава 2. Применение социально-психологических методов управления на современном этапе………………………………………………………… ……15
2.1. Социально – психологическая роль руководителя…………………. …...15
2.2. Специфика применения социально – психологических методов управления в организации………………………………………………… .….22
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложение 1……………………………………………………………………35
Иерархия человеческих потребностей по Маслоу……………………………35
Приложение 2…………………………………………………………………..36
Сравнение различных методов влияния………………………………………36
Мотивация по потребностям. Концепция мотивации А. Маслоу, представлена в приложении 1.
Концепции мотивации по потребностям основываются на том, что ведущим мотивационным фактором является удовлетворение определенных потребностей.
Наиболее известная среди таких концепций — теория А. Маслоу, которая может помочь разобраться в том, что же мотивирует личность и как это знание может быть использовано.
Маслоу определил, что все потребности личности врожденные и что организованы они в виде определенной иерархии, которую принято изображать в виде пирамиды (приложение 1).
Рассмотрим потребности в порядке их очередности.
Физиологические потребности. Это самые сильные и неотложные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Сюда включают потребности в пище и питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных природных явлений (жары, мороза, ветра) и т.д.
Потребности безопасности и защиты. В эту группу Маслоу включил потребности в организации, стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий, ситуаций и действий окружающих, в свободе от угрозы болезни, хаоса, страха. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.
Социально-коммуникационные
потребности или потребности
принадлежности и любви. Эти потребности
отражают стремление устанавливать
отношения привязанности с
Потребности в уважении и самоуважении (статусные потребности). Сюда относятся такие потребности, как:
компетентность, уверенность, свобода и независимость (это все — самоуважение);
престиж, признание, репутация, статус, оценка и признание (это — уважение со стороны других).
Удовлетворение этих потребностей ведет к появлению чувства уверенности, достоинства и осознания своей полезности миру. И, наоборот, их неудовлетворение вызывает чувство неполноценности, бессмысленности жизни, слабости и зависимости, пассивности.
Потребности в самовыражении (самоактуализации). По Маслоу, это желание человека стать тем, кем он потенциально может стать. Другими словами, это стремление делать то, что делаешь наилучшим образом, и не только на свое благо, но и на благо окружающих.
В основе теории Маслоу лежит допущение, что потребности низших уровней должны быть в определенной степени удовлетворены до того, как человек осознает и мотивируется потребностями более высоких уровней. Удовлетворение потребностей низших уровней делает возможным осознание высших и их участие в мотивации.
Расположение основных потребностей в иерархии — главный принцип, лежащий в основе организации мотивации человека. Маслоу исходил из того, что иерархия распространяется на всех людей и, что чем выше человек в иерархии, тем более он индивидуален и развит психически и нравственно.
Важнейшие прикладные аспекты теории А. Маслоу заключаются в следующем:
чтобы стимулировать и эффективно мотивировать работника, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить важнейшие его потребности;
потребности высших уровней
могут служить лучшими
система потребностей динамична: нельзя надеяться на то, что мотивация и стимулы, сработавшие однажды, будут эффективны всегда.
Классификация стумулов дана в приложении 2.
Основные формы и методы стимулирования9:
Материальное стимулирование:
заработная плата;
различные премиальные системы;
бонусы;
участие в прибылях;
участие в акционерном капитале;
комиссионные;
льготы и компенсации;
страхование;
льготное кредитование;
справедливое распределение фонда заработной платы.
Стимулирование
объяснение всех аспектов политики организации, особенно изменений и инноваций;
высокая оценка преданности, стажа работы на фирме;
предоставление возможности быстрого доступа к руководителю;
фирменные пенсии;
делегирование полномочий;
карьерное продвижение.
Стимулирование
направление на обучение, повышение квалификации;
карьерный рост;
предоставление возможности проявить себя на новых задачах;
дифференциация работ с учетом профессиональных качеств работников;
предоставление подписки на профессиональную периодику и литературу;
возведение в ранг наставника молодых специалистов;
поощрение разумной инициативы;
обеспечение знаниями о фирме;
создание атмосферы
разработка фирменного имиджа и формирование надлежащего отношения к нему;
формирование и проведение четкой и понятной всем идеологии фирмы.
Стимулирование конкуренции и соревновательности10:
использование рейтинговых систем;
ощутимые призы;
публичное подведение итогов соревнования.
Стимулирование на основе выражения признания:
вручение разнообразных знаков отличия;
публичные поощрения;
присвоение различных званий, титулов и т.д.;
допуск работников в «клуб»;
оценка работы;
предоставление допуска к ранее недоступным благам.
Санкции:
материальные стимулы (снижение выплат);
нематериальные стимулы — все вышеперечисленные с приставкой не;
взыскания;
замалчивание и игнорирование.
Итак, Окружающий человека современный
мир предстает сложнейшей системой
взаимоперекрещивающихся
Глава 2. Применение социально-психологических методов управления на современном этапе
2.1. Социально – психологическая роль руководителя
В процессе социализации личность приобретает черты, присущие жизнедеятельности особых социальных общностей — социальных групп, членами которых они являются.
Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, психологических механизмов, необходимых для функционирования в данном обществе, в конкретных организациях.
Влияние ролей велико. При первой встрече с людьми, или придя на новую работу, мы можем весьма неловко играть свою роль. По мере привыкания к роли это чувство исчезает.
Исполнение тех или иных ролей может оказывать на человека то или иное воздействие. В том случае, когда кто-то сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам. Это может положительно повлиять на всю его жизнь.
Однако в повседневной жизни любой человек (и руководитель, и рядовой работник) в конкретной системе управления выполняют одни и те же базисные социальные роли: потребителя, труженика, собственника, гражданина, семьянина и т.д.
Общность в том, что у каждого из них объективно складываются взаимные ожидания — личности и системы. И руководитель, и работник должны оправдывать ожидания системы.
Принципиальное же различие лишь в том, что руководитель занимает особый статус в системе в качестве главного элемента в алгоритме процесса управления. Этим объясняется особый интерес к личности руководителя.
Власть — важнейшее
средство управленческого труда. Рассматривая
руководителя как пользователя властными
полномочиями, необходимо сказать о
развитости чувства и сознания меры
властвования, об искусстве и профессионализме
использования власти с учетом конкретных
управленческих ситуаций, в том числе
индивидуальности каждого человека
и его ситуационного
Характеристика руководителя как субъекта управленческого труда включает важную составляющую — структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения.
Каждая объективно предписанная и ожидаемая роль предполагает наличие у руководителя определенных способностей, навыков и умений для эффективного ее исполнения.
Представительская роль. Обязывает обеспечивать благоприятные взаимоотношения с внешней средой, достойно представлять свою организацию (и ее коллектив), и себя в том числе. Особо значимые качества: культура общения, умение слушать, говорить, убеждать.
Роль генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления. Эти функции руководителя — исходные в процессе управления системами любого масштаба. Необходимые качества: способность к творческому мышлению (креативность), широкий мировоззренческий диапазон, профессионализм в управлении
Роль аналитика. Объективная неизбежность иметь дело с управленческими ситуациями (экономическими, технологическими, правовыми, социально-психологическими и др.) требует развитых способностей к аналитической работе, умений организовать и свою, и коллективную деятельность, предвидеть возможные последствия.
Роль принимающего решения и ответственность за их последствия. Принятие решения — ключевая и ответственная задача руководителя, определяющая многое в жизнедеятельности системы управления. Необходимые качества: сдержанность, взвешенность, предусмотрительность, объективность, развитая воля, мужество, решительность.
Роль организатора объективна и естественна, поскольку само управление определяется как организующая деятельность в целом. Управление включает, в том числе, организацию исполнения принятых решений. Соответственно требуется наличие развитых организаторских способностей, личная организованность. Неорганизованный «организатор» — нонсенс в теории и практике управления.
Роль коммуникатора выполняет важную социальную функцию — ориентирует поведение людей вообще и в рамках конкретной организации в частности. Из этого следуют следующие требования к способностям человека12:
быстро и безошибочно воспринимать, анализировать услышанное;
владеть словом, уметь построить, создать организующую, мотивирующую речь;
умение осторожно пользоваться доверительной информацией о сотрудниках;
свободно владеть техникой и методами общения.
Роль выразителя и защитника интересов членов управляемой организации. Руководитель любого ранга может реализовываться эффективно только тогда, когда у него создана широкая и устойчивая социальная база. Основные требуемые качества: гуманизм, личная нравственная привлекательность, профессионализм, культурная просвещенность.
Роль «пахаря и сеятеля»
предопределена тем объективным
фактом, что и руководитель, и
сотрудники функционируют в системе
— конкретном социальном и культурном
поле, в котором формируется и
самореализуется генотип
Роль инноватора расширяет
ролевую структуру личности руководителя
и, в то же время, очерчивает более
четко грани его
Роль критика определяется
спецификой собственно управленческого
труда. Поскольку руководитель призван
критически оценивать результаты индивидуального
и группового труда, общее состояние
системы управления и реальное организационное
поведение каждого сотрудника, то
он наделяется правовыми полномочиями,
которые обязательно должны дополняться
нравственно-этическими личными достоинствами
и умением осторожно
Роль эксперта-арбитра
— органическая составляющая повседневной
деятельности руководителя для согласования
различных точек зрения, идей, предложений
по различным проблемам
Роль психотерапевта обусловлена
психологической составляющей всех
занятых в конкретной системе
управления, их формального и неформального
взаимодействия, разнообразием их психического
состояния и, соответственно, характером
и направленностью их организационного
поведения. Забота о психическом
здоровье индивида и различных групп
в системе, здоровом социально-психологическом
климате в системе требует
глубоких знаний о психике человека
— самом тонком и сложном предмете
управленческого труда. Умение не только
использовать, но и обеспечивать приращение
психологического потенциала каждого
отдельно и всех сотрудников вместе
свидетельствует о высокой
Роль педагога-воспитателя, хотя объективна, как и другие, однако в жизни и реальной практике управления далеко не всеми признается и реализуется. Предпочтение отдается приказам, а не умению объяснить, убедить в необходимости, социальной значимости той или иной управленческой задачи, цели. Неумение транслировать исполнителям свои намерения, цели управления свидетельствует о кризисе управленческого труда.