Изучение актуальных вопросов социально-психологических методов управления и их значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучение актуальных вопросов социально-психологических методов управления и их значения. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать характеристику современных социально-психологических теорий управления;
- рассмотреть структуру социально-психологических методов управления;
- проанализировать социально – психологическая роль руководителя;- проанализировать специфику применения социально – психологических методов управления в организации;
- в заключении сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Современные социально-психологические методы управления….. 4
1.1. Характеристика современных социально-психологических теорий управления…………………………………………………………………… 5
1.2. Структура социально-психологических методов управления ……………7
Глава 2. Применение социально-психологических методов управления на современном этапе………………………………………………………… ……15
2.1. Социально – психологическая роль руководителя…………………. …...15
2.2. Специфика применения социально – психологических методов управления в организации………………………………………………… .….22
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложение 1……………………………………………………………………35
Иерархия человеческих потребностей по Маслоу……………………………35
Приложение 2…………………………………………………………………..36
Сравнение различных методов влияния………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

В частности, неумение работать, используя педагогические и воспитательные методы с конкретным предметом управленческого  труда — психикой индивида или  группы исполнителей, — свидетельствует о низком профессионализме.

Роль лидера — потенциально общественно желаемая, интегрированная  роль из перечисленных качеств всех предыдущих социальных ролей. Лидер  появляется и утверждается по мере проявления умений управлять другими  людьми, их вниманием, настроением, желанием работать. Лидер должен уметь донести  до их сознания значение тех или  иных начинаний, уметь создавать  обстановку взаимного доверия между  собой и сотрудниками, являться примером умения управлять собой. Люди всегда хотят, чтобы ими управляли достойные  и профессионально квалифицированные  люди, которых они могут наделять своим доверием и уважением, воспринимать как своих лидеров. Люди ценят  успешного лидера, готовы помогать ему, поддерживают его.

Качества личности, позволяющие  успешно реализовать названные  роли, создают устойчивые предпосылки  для результативного выполнения еще одной стратегически важной социальной роли — роли преобразователя  условий жизнедеятельности людей.

Условия жизни людей —  это предмет управленческого  труда, а прогрессирующее развитие, улучшение этих условий рассматривается  обществом как результат, продукт  управленческого труда, как критерий оценки качества этого труда.

В нашей стране существует острый дефицит профессионализма в  управлении. Среди практикующих руководителей  мало людей с профессиональным управленческим образованием. Это объясняется отчасти  ментальными особенностями нашего населения, а также существующей у нас реальной практикой менеджмента.

Автором ролевой теории является Эрик Берн13. Эта психотерапевтическая методика проводится в русле психоанализа. Ее основная идея в том, что система  личности — это множественная  система, состоящая из множества  Я, постоянно находящихся в движении, взаимном переходе.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое  общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Человек — существо социальное, он должен общаться, чтобы идентифицировать себя с социумом, понимать свое место  в системе человеческих отношений.

Трансакция — акт взаимодействия, разбор взаимных ходов в общении. Ходы бывают скрытыми, дополнительными, перекрещивающимися. Ходы следуют друг за другом и образуют ритуалы, времяпрепровождение  и игры. Так можно для простоты охарактеризовать поведение людей  в разных ситуациях общения. Анализируя эти «ходы» внимательный наблюдатель  может сделать выводы об истинных причинах тех или иных поступков, а следовательно, и продумать, как  наилучшим образом решить стоящие  задачи14.

 

Трансактный анализ имеет  три позиции, связанные не с социальной ориентацией, а с онтогенезом, т.е. с развитием индивида. Онтогенез  психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного.

Представим себе человеческую личность как бы состоящую из подличностей.

У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний  Я, повторяющий состояния Я его  родителей (как он их воспринимал). Эти  родительские состояния Я при  некоторых обстоятельствах начинают активизироваться («каждый носит  в себе Родителя»).

Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку  информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я («в каждом человеке есть Взрослый»).

Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет  в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться («каждый  таит в себе маленького мальчика или девочку»).

Таким образом, можно представить, что в каждом человеке — три  позиции: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Одна из них на данный момент является доминирующей и определяет поведение и эмоции человека.

2.2. Специфика применения  социально – психологических  методов управления в организации

Управленческое общение  — деловое (деятельностное) общение, т.е. общение как вид деятельности.

Виды управленческого  общения15:

деловое совещание, конференция;

прием по личным вопросам и  др.

Любое общение — это  в той или иной форме управление людьми. Задача любого делового общения  — достижение взаимопонимания и  организация совместной работы.

Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что Вы предлагаете.

Стиль делового общения. Стиль  — качественная характеристика процесса. Стиль — соответствие между целями и способами достижения цели. Этапы формирования стиля16:

1) анализ ситуации;

2) адаптация;

3) оптимальный стиль деятельности.

Если нам необходимо приобрести друзей, давайте встречать людей  с воодушевлением и радостью.

 

Самый верный путь к сердцу собеседника — это разговор с  ним на тему, которую он знает  лучше всего.

 

Спор — это словесное  состязание, в котором каждый отстаивает свою точку зрения. В основе спора  лежат доказательство и опровержение. В структуре спора опровержение противостоит доказательству и связано  с ним. Доказательство первого участника  спора превращается в опровержение доказательства второго участника  спора, и наоборот.

 

Структура доказательства:

 

1) тезис;

 

2) аргумент;

 

3) демонстрация;

 

4) фактический материал.

 

В споре характерны две  группы приемов:

 

1) обращение к делу;

 

2) обращение к человеку.

 

Возможны некоторые уловки, которые могут запутать собеседника:

 

софизм (применение словесных  ухищрений, вводящих в заблуждение);

 

парафраз (ведение спора, начиная с повторения сказанного собеседником, а затем, подстраиваясь  к его словам, высказывая свое мнение).

 

Научные данные утверждают, что в 90% споры заканчиваются тем, что каждый участвующий в них  убеждается в своей собственной  правоте. При этом тратится масса  времени и энергии, а результатом  может явиться даже разрыв отношений.

 

Цивилизованно прекратить спор можно только тактом, дипломатией, доброжелательностью  и искренним стремлением понять точку зрения собеседника.

 

 

Защищать свои ошибки может  любой глупец — большинство из них так и поступает — но тот, кто признает свои ошибки, оказывается  выше остальных, использует ситуацию и  торжествует.

 

Двенадцать правил, соблюдение которых дает возможность склонить людей к Вашей точке зрения17.

 

Единственный способ выиграть спор — это не спорить.

 

Проявляйте уважение к  мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

 

Если Вы неправы, признайте  это быстро и решительно.

 

С самого начала придерживайтесь  дружеского тона.

 

Заставьте собеседника сразу  же сказать Вам «да».

 

Пусть большую часть времени  говорит Ваш собеседник.

 

Пусть Ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит  ему.

 

Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения собеседника.

 

Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

 

Взывайте к наиболее благородным  мотивам.

 

Театрализуйте Ваши идеи, подавайте  их эффектно.

 

Бросайте вызов, задевайте  за живое.

 

Деловая беседа направлена на реализацию следующих задач18:

 

обмен информацией;

 

поиск новых направлений  и начало перспективных мероприятий;

 

контроль начатых мероприятий;

 

поиски и оперативная  разработка рабочих идей и замыслов;

 

поддержание деловых контактов  на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

 

Деловые совещания и оценка деловых качеств подчиненных. В  деловом совещании могут участвовать 7—9, максимум — 12 человек. Тема обсуждения должна быть заранее определена и  сообщена участникам. В целях снятия пассивности участников могут применяться:

 

1) высказывания по кругу;

 

2) метод «мозгового штурма».

 

Деловые переговоры — это  один из видов социальной практики. Переговоры — это, прежде всего, деятельность по обмену информацией (коммуникации), это спровоцированная встреча лиц, которых в данном случае можно  назвать главными действующими лицами.

 

Действующие лица представляют либо свои собственные интересы, либо интересы группы, они могут обладать отдельным мандатом либо входить  в состав делегации при участии  в переговорах («двойная принадлежность»). Действующие лица могут считать  себя противниками или партнерами. Ситуацию нельзя прогнозировать заранее: партнеры могут стать противниками и наоборот, в зависимости от развития ситуации. Соответственно различными будут и переговоры. Специфика  переговоров зависит и от решений, которые должны принять действующие  лица. Главное, чтобы действующие  лица верили в успех переговоров. Переговоры — это испытание, в  котором участвует каждая из сторон.

 

В динамику переговоров входят понятия расхождения и соглашения. Составляющие переговоров:

 

консультации;

 

дискуссии;

 

согласование.

 

Пример расположения участников (рассадка):

 

«круглый стол» позволяет  объединить людей и избежать создания подгрупп, хорош при необходимости  равноправного обмена мнениями;

 

«лицом к лицу» —  участники противостоят друг другу;

 

«треугольник» — участники  видят друг друга и могут легко  общаться между собой, положение  руководителя соответствует положению  «лидера».

 

Типы переговоров:

 

конфликт;

 

полное согласие;

 

зона уступок;

 

компромисс;

 

зона согласованности.

 

Некоторые модели конструктивных переговоров:

 

модель «Переговоры без  проигравших»;

 

модель «Разумные переговоры»;

 

модель «Постоянные переговоры».

 

Стратегия ведения переговоров:

 

«жесткий прессинг» —  каждая из сторон выбирает стратегию  победить любой ценой;

 

«взаимный компромисс» —  каждая из сторон видит сильные и  слабые стороны друг друга, идет на взаимные уступки;

 

«использование манипулятивных воздействий» — участник переговоров  пытается психологически воздействовать на оппонента с целью принятия им невыгодных для себя условий19.

 

Психологические ловушки, в  которые можно попасть при  переговорах:

 

ожидание, что другие ответят  нам так, как мы от них ожидаем;

 

игнорирование сигналов (не воспринимается вся поступающая  информация);

 

ложное понимание.

 

Некоторые общие правила  делового общения

 

Там, где это возможно, здоровайтесь за руку.

 

Если сидите за столом, и  к Вам пришел деловой партнер, лучше выйти из-за стола и пригласить его сесть.

 

Начав разговор, поинтересуйтесь  личными делами собеседника, которые  волнуют его.

 

Улыбайтесь, будьте открыты  собеседнику.

 

Ищите «зону общих интересов».

 

Уступайте собеседнику в  мелочах.

 

Заканчивая деловой разговор, «перекиньте мостик» на следующую  встречу.

 

Постарайтесь, чтобы собеседник ушел от Вас с хорошим настроением.

 

Умение выступить перед  большей или меньшей группой  сотрудников — часть профессиональной деятельности менеджера. По своему положению  менеджер должен уметь выступать.

 

Умение выступать можно  приобрести в результате систематических  занятий по искусству речи. Подобные занятия развивают и характер. Успешный оратор должен доставить слушателю  наслаждение, а потом повести  за собой.

 

Выступления бывают импровизированными или специально подготовленными.

 

Виды речи в зависимости  от целей:

 

развлекательная речь;

 

информационная речь;

 

воодушевляющая речь;

 

убеждающая речь;

 

речь, призывающая к действию.

 

Важен внешний облик оратора  — зрительно воспринимаемые элементы речи — внешность, манеры, поза, жесты, одежда. Для аудитории важно:

 

как стоит оратор (красиво, устойчиво или раскачивается  и т.д.);

 

каковы выражение его  лица (плохо, когда во время речи лицо ничего не выражает), прическа;

 

что он делает с руками, пуговицами, бумагами.

 

Говоря о пространственной организации выступления, можно  выделить четыре психологических расстояния20:

 

1) интимное — менее  40 см;

 

2) деловое — 40 см —  2 м;

 

3) публичное (для лекций) — 2—4 м;

 

4) общественное (для собраний) — более 4 м.

 

Оратор всегда должен понимать, что успех его выступления  во многом зависит от того, умеет  ли он нравиться людям. Существуют простые  приемы: улыбка, комплимент, уважительное обращение, называние по имени и  т.д.

 

Надо помнить о некоторых  правилах, которые помогают оратору  достичь успеха.

 

«Эффект первичности». Мнение, сложившееся вначале, надолго определяет отношение к человеку.

 

«Эффект новизны». О человеке хорошо знакомом информация нам интереснее и важнее.

 

«Эффект ореола». Мы слепо  отвергаем любую критику своего идеала.

 

«Эффект бумеранга». Людям  свойственно неосознанно оказывать  противодействие давлению извне. Не следует предлагать что-либо слишком  активно.

 

«Мы-подход». Необходимо стараться  находить то, что может быть интересно  или выгодно человеку, постоянно  показывать, что Ваши стремления совпадают  с его интересами.

 

Подготовка выступления

 

Выбор темы.

 

Определение для себя цели речи.

 

Подбор материала.

 

Подготовка вводной части  выступления, имеющей цель вызвать  интерес.

Информация о работе Изучение актуальных вопросов социально-психологических методов управления и их значения