Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:41, курсовая работа
На сегодняшний день в Республике Казахстан действует политика создания благоприятного инвестиционного климата, связано это в первую очередь с тем, что государство нацелено на быстрый экономический рост, для реализации этой стратегии необходимы крупные капитальные вложения в экономику как страны в целом, так и в отдельные ее отрасли, тем более сейчас, когда принята долгосрочная Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, приоритетными задачами, которой является диверсификация отраслей экономики и отход от сырьевой направленности промышленности страны.
Основными направлениями деятельности инвестиционных (деловых) банков являются: операции с ценными бумагами, предоставление долгосрочных кредитов, финансирование инвестиционных проектов, участие в капитале финансовых и нефинансовых предприятий, реструктуризация бизнеса посредством слияний и поглощений, сделки с недвижимостью, консалтинговые и депозитарно-кастодиальные услуги. Состав и структура этих операций могут различаться в зависимости от специализации инвестиционных банков и особенностей построения кредитной системы страны, что находит, в определенной степени, отражение в структуре их балансов. Так, более четверти активов американских инвестиционных банков приходится на ценные бумаги («Drecksell» — 34,1%, «Solomon Brothers» — 33,1%, «Merril Lynch»— 26,3%), в то время как в активах английских деловых банков удельный вес кредитов существенно выше, чем доля ценных бумаг ( «Montegue», соответственно, — 41,8% и 8.3%, «Rotshild» — 21,4% и 0,3%, «Lazard Brothers» — 19,2% и 0,2%).
Инвестиционные банки, осуществляющие операции в основном за свой счет, имеют значительно большую потребность в капитале, чем коммерческие банки, занимающиеся традиционными банковскими услугами, в то же время эта потребность уменьшается, если преобладающая доля операций инвестиционного банка производится по поручению и за счет клиента.
Деятельность инвестиционных
банков тесно связана с
Стереотип деятельности инвестиционных банков зарубежных стран со сложившимся, устоявшимся финансовым рынком не может быть механически перенесен на условия развивающихся рынков, однако изучение опыта мировой практики в области создания и деятельности инвестиционных банков позволяет выделить апробированные формы и методы, которые могут быть использованы в России. Организация инвестиционных банков, имеющая особое значение для российской экономики, столь нуждающейся в долгосрочных инвестициях, в рамках формирующейся универсальной модели, скорее всего, может быть осуществлена путем создания инвестиционных институтов как дочерних организаций крупных универсальных банков или формирования специализированных инвестиционных банков, действующих на основе системы государственных гарантий и льгот.
Наличие банков, которые функционируют в сферах деятельности, имеющих актуальное значение для национальной экономики, при поддержке государства, характерно для многих стран. Так, в Германии кредитные институты с особыми задачами представляют собой частные и государственные банки, выполняющие ряд функций по стимулированию определенных сфер национальной экономики. Частным банком является, к примеру, «Industriekreditbank AG — Deutsche Industriebank», занимающийся выдачей долгосрочных кредитов предприятиям, финансовое состояние которых не позволяет привлекать средства за счет эмиссии акций; государственным – «Kreditanstalt fur Wiederaufbau» (Банк восстановления), деятельность которого связана с поддержкой кризисных отраслей экономики и кредитованием экспорта. В Нидерландах многие из специализированных банков являются государственными или функционируют на основе государственных гарантий. К таким банкам, в частности, относятся Национальный инвестиционный банк («De Nationale Investeringsbank NV»), осуществляющий вложения капитала в менее развитых регионах и предоставление кредитной поддержки компаниям, испытывающим финансовые трудности, и Нидерландская компания страхования кредитов («Nederlandse Credietverzekering Maatschappij NV»), производящая в особых случаях страхование политических рисков. Во Франции на долю государственных кредитных институтов приходится более половины долгосрочных кредитов.
Периоды экономических кризисов характеризуются усилением роли государства в инвестиционных процессах, в том числе и путем роста присутствия в кредитных институтах. В Италии в качестве одного из примеров можно привести деятельность созданного в 1930 г. Института реконструкции развития (ИРИ). Совмещая черты холдинга и банка, ИРИ действовал на основе системы государственных акционерных участий: на средства, полученные от эмиссии облигационных займов, из бюджета, от различных государственных и смешанных финансовых учреждений, ИРИ осуществлял покупку крупных, в том числе и контрольных, пакетов акций проблемных банков и промышленных компаний. При этом в случае необходимости ИРИ приобретал дополнительные пакеты акций и финансировал банки и компании, становившиеся его дочерними предприятиями, или осуществлял ликвидацию структур с безнадежным финансовым положением. В послевоенные десятилетия был создан ряд аналогичных ИРИ государственных институтов: ЭФИМ, ЭНИ, ДЖЕПИ с участием государственного банка «Instituto Mobilliare Italiano». В настоящее время, когда в условиях определенной экономической стабилизации государственная поддержка потеряла свою значимость, правительство Италии приступило к процессу постепенной приватизации промышленно-финансовых комплексов.
Эти и другие примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации инвестиционной деятельности кредитных институтов требует действенного государственного участия, степень этого участия во многом определяется сформированностью рыночных механизмов, формы и методы — особенностями конкретной экономической ситуации. Эффективность тесного взаимодействия государства, банков, нефинансовых предприятий, необходимого для достижения общих национальных интересов, особенно важна на этапах выхода из экономического кризиса.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 02.03.01 о возможности осуществления инвестиционной деятельности банками РК
Настоящий Закон посвящен деятельности банков на территории Республики Казахстан, он охватывает полный жизненный цикл организации, начиная с образования, деятельности, развития, реорганизации, консервации и ликвидации. В соответствии со статьей 75 настоящего Закона, Нормы настоящего Закона распространяются на все банки, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе и на учрежденные в особом порядке - на основании отдельных законодательных и нормативных актов, регламентирующих первоначальный этап их организации, а также на лиц, являющихся прямыми и косвенными участниками банков. Правовой статус, порядок создания, лицензирования, регулирования и прекращения деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, включая перечень разрешенных для каждого из них видов банковских операций, основания выдачи им лицензий на проведение банковских операций и возможные ограничения их деятельности, устанавливаются настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан и нормативными правовыми актами уполномоченного органа и (или) Национального Банка в пределах их компетенции. Организации, являющиеся подразделениями государственных органов, вправе осуществлять банковские операции исключительно в отношении и за счет средств государственного бюджета, без права делегирования их осуществления третьим лицам, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан, определяющими порядок создания, деятельности, регулирования и прекращения деятельности вышеуказанных организаций.
Законом регулируется возможность осуществления инвестиционной деятельности банков на территории Республики Казахстан.
Глава 3 рассматривает осуществление непосредственной банковской деятельности. Согласно статье 34 настоящего Закона банк проводить заемные операции. В соответствии с ней, заемной операцией является предоставление денег банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций другим лицам на условиях срочности возвратности и платности. Обязательным условием заключения договора о предоставлении займа является наличие письменного согласия заемщика на предоставление банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, сведений о нем и заключаемой сделке (заемной операции) в базу данных кредитных бюро, а также информации, связанной с исполнением сторонами своих обязательств. Заемные операции банка осуществляются в соответствии с его Правилами о внутренней кредитной политике, утверждаемыми советом директоров банка. Органом, осуществляющим внутреннюю кредитную политику, является кредитный комитет банка.
Правила о внутренней кредитной политике разрабатываются в целях снижения риска при осуществлении заемных операций и определяет:
Кроме этого, нормы установленные в этой статье распространяются на выдачу банками гарантий и поручительств.
На основании вышеуказанных норм банк либо организация вправе осуществлять инвестиционную деятельность.
2.2 Закон Республики
Казахстан «О Банке Развития
Казахстана» от 25.04.01 как основной
инструмент регламентации
Данный Закон посвящен регулированию финансового института «Банк Развития Казахстана» как основного инструмента в руках государства для осуществления инвестиционной деятельности в отрасли хозяйственной деятельности осуществляемой на территории Республики Казахстан.
Закон состоит из 6 глав и 27 статей. Первая глава данного Закона посвящена общим положениям о правовом статусе Банка Развития Казахстана. Согласно первой статье настоящего Закона, Банк Развития Казахстана (далее — Банк Развития) является акционерным обществом со стопроцентным участием государства. Статья 2 гласит, что законодательство о Банке Развития Казахстана основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. Пункт 3 этой статьи гласит, что инвестиционные приоритеты Банка Развития, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, направления, возможные условия, порядок и сроки кредитования, размещения собственного капитала, софинансирования, предоставления гарантий, выполнения функций агента устанавливаются в Меморандуме о кредитной политике Банка Развития (далее — Меморандум), утверждаемом Правительством Республики Казахстан.
Закон устанавливает цели и задачи Банка Развития. Согласно статье 3, целями деятельности Банка Развития являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. Задачами Банка Развития являются:
Статья 4 настоящего Закона посвящена функциям банка, из них выделяют нижеперечисленные:
Функция, предусмотренная подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, относится к исключительной компетенции Банка Развития, за исключением случаев осуществления бюджетного кредитования через специально созданные Правительством Республики Казахстан организации.
Информация о работе Инвестиционная деятельность коммерческих банков РК