Инвестиционная деятельность коммерческих банков РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день в Республике Казахстан действует политика создания благоприятного инвестиционного климата, связано это в первую очередь с тем, что государство нацелено на быстрый экономический рост, для реализации этой стратегии необходимы крупные капитальные вложения в экономику как страны в целом, так и в отдельные ее отрасли, тем более сейчас, когда принята долгосрочная Стратегия индустриально-инновационного развития до 2015 года, приоритетными задачами, которой является диверсификация отраслей экономики и отход от сырьевой направленности промышленности страны.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

По Закону банк имеет следующие  полномочия установленные в статье 5:

  • определять свою кредитную политику на финансовый год в соответствии с Меморандумом;
  • определять целесообразность финансирования на возвратной основе инвестиционного проекта по результатам банковской экспертизы и анализа кредитоспособности заемщика;
  • для осуществления банковской экспертизы привлекать экспертов и консультантов;
  • привлекать заемные средства, в том числе из республиканского и местных бюджетов, в пределах, определенных в Меморандуме;
  • размещать свободные средства, включая заемные, на внутреннем и внешнем рынках высоколиквидных финансовых инструментов в пределах и порядке, определенных в Меморандуме;
  • осуществлять отбор инвестиционных проектов, за исключением республиканских и местных инвестиционных проектов, и их кредитование, включая софинансирование, с учетом ограничений, установленных в Меморандуме;
  • выдавать собственные гарантии, суммарный объем которых устанавливается в Меморандуме;
  • выступать организатором и участником заимствования с участием отечественных и зарубежных банков и других финансовых институтов.

Взаимоотношения между Банком Развития и государственными органами оказывающими влияние на его деятельность регламентируется статьей 6 настоящего Закона. Государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Республики Казахстан права владения и пользования государственным пакетом акций Банка Развития:

  • осуществляет координацию и участвует в процессе взаимодействия Банка Развития с государственными органами по вопросам правового, финансового и иного обеспечения его деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • контролирует соблюдение Меморандума Банком Развития.

Уполномоченный государственный  орган по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых организаций и Национальный Банк Республики Казахстан в пределах полномочий, определенных законодательными актами Республики Казахстан, осуществляют контроль за исполнением Банком Развития законодательства Республики Казахстан, регулирующего деятельность финансовых организаций, за исключением нормативных правовых актов по вопросам пруденциального регулирования банков и резервных требований.

Иные полномочия государственных  органов в отношениях с Банком Развития осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Запрещается вмешательство в любой  форме государственных органов  и их должностных лиц в деятельность Банка Развития, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательных  актах Республики Казахстан.

Следующая глава Закона рассматривает  непосредственную деятельность Банка  Развития. Согласно статье 7, для выполнения своих функций Банк Развития осуществляет следующие операции в национальной и иностранной валюте без лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций:

  • заемные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности юридическим лицам с учетом ограничений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 15 настоящего Закона;
  • выдачу банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме, юридическим лицам с учетом ограничений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 15 настоящего Закона;
  • выдачу банковских поручительств и иных обязательств за юридических лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, исключая лиц, указанных в подпункте 1) статьи 15 настоящего Закона;
  • открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;
  • открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в целях управления ликвидностью Банка Развития;
  • открытие и ведение банковских счетов для зачисления займов Банка Развития, других займов и средств республиканского и местных бюджетов в целях осуществления платежей и переводов денег, предусмотренных договорами, заключенными в соответствии с обслуживаемыми Банком Развития инвестиционными проектами и экспортными операциями. При этом сумма денег на банковских счетах должна быть не более суммы совершаемых по ним операций, предусмотренных настоящим подпунктом;
  • открытие и ведение специальных счетов условного вклада, а также резервных счетов в соответствии с договорами по гарантированным государством займам;
  • открытие и ведение банковских счетов для зачисления средств в целях обеспечения обязательств юридических лиц перед Банком Развития;
  • осуществление расчетов по поручению заемщиков Банка Развития, банков-корреспондентов, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, по их банковским счетам;
  • переводные операции: выполнение поручений юридических лиц по переводу денег;
  • прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей) в пользу заемщиков Банка развития;
  • прием депозитов банков в целях обеспечения ликвидности Банка Развития;
  • дилерскую деятельность с государственными ценными бумагами, а также иными ценными бумагами в случаях, установленных банковским законодательством Республики Казахстан, настоящим Законом и Меморандумом;
  • лизинговую деятельность;
  • выпуск эмиссионных ценных бумаг;
  • сдачу в аренду собственного имущества.

Кроме этого Банк Развития согласно Закону проводит банковскую экспертизу, привлекает и использует займы из республиканского и местных бюджетов, выполняет функции агента по инвестиционным проектам, финансирует инвестиционные проекты, последнее согласно статье 10 пункту 2.

Банк Развития в отношении обслуживаемых  им инвестиционных проектов может в  соответствии с договорами на агентское  обслуживание осуществлять мониторинг:

  • графиков финансирования реализации проектов;
  • финансового состояния заемщиков;
  • фактического выполнения объемов работ, предоставленных услуг по реализуемым проектам.

В соответствии со статьей 12 настоящего Закона Банк Развития предоставляет  займы. Кредитование инвестиционных проектов и экспортных операций Банком Развития производится на условиях, в порядке и сроки, которые определены в соответствии с Меморандумом. Величина ставки вознаграждения по предоставляемым кредитам исчисляется с учетом средней стоимости заимствования и операционных расходов Банком Развития. Предоставляемые Банком Развития займы должны быть обеспечены высоколиквидными активами (государственные ценные бумаги, ценные бумаги эмитентов, гарантии банков второго уровня и другие предусмотренные законодательством способы обеспечения исполнения обязательств) в соответствии с Меморандумом.

Статья 13 устанавливает порядок  привлечения займов Банком Развития, главным образом на основании  того, что Банк Развития осуществляет заимствование с обеспечением возврата займа собственными активами или под государственные гарантии Республики Казахстан.

Упомянутая выше статья 15 гласит об ограничениях в деятельности Банка  Развития. Согласно ей Банку Развития запрещается:

  • выдавать кредиты физическим лицам и банкам второго уровня, кредитным товариществам, негосударственным пенсионным фондам, организациям, осуществляющим инвестиционное управление пенсионными активами, инвестиционным фондам, страховым организациям, организациям-лизингодателям и другим организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, а также гарантии по их обязательствам;
  • привлекать депозиты, открывать банковские счета физическим и юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах 5)-8) и 12) статьи 7 настоящего Закона;
  • предоставлять займы без обеспечения их возврата;
  • осуществлять расчетно-кассовое обслуживание и участвовать в уставных капиталах юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
  • осуществлять дополнительное внешнее и внутреннее заимствование при наличии просроченных (более одного года) обязательств по ранее привлеченным займам.

Глава 3 регламентирует образование  капитала и доходов Банка Развития. Согласно статье 16 уставный капитал Банка Развития составляет не менее тридцати миллиардов тенге и формируется за счет средств республиканского и местных бюджетов.

В соответствии с 4 главой, учетная  политика ежегодно утверждается советом  директоров Банк предоставляет ряд  документов финансовой отчетности, ежегодно осуществляется внешний аудит банка.

Главой 5 настоящего Закона устанавливается порядок управления Банком развития.

Особые дополнительные положения  установлены в 6 главе настоящего Закона, одним из таких является освобождение Банка от уплаты государственной  пошлины в соответствии со статьей 26. И кроме этого в статье 27 говорится об ответственности, которую несет Банк в случае невыполнения своих обязательств.

Выше уже упоминалось о Меморандуме  кредитной политики Банка Развития Казахстана, который вступил в  силу 1 января 2004 года. Настоящий Меморандум о кредитной политике акционерного общества "Банк Развития Казахстана" определяет основные принципы и приоритеты кредитной политики акционерного общества "Банк Развития Казахстана", устанавливает инвестиционные приоритеты, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, направления, возможные условия, порядок и сроки кредитования, размещения собственного капитала, софинансирования, предоставления гарантий, выполнения функций агента. Меморандум носит концептуальный и установочный характер и служит основой для определения Банком Развития внутренней кредитной политики, политики заимствования, управления активами и пассивами, управления финансовыми рисками, устанавливаемыми внутренними документами Банка Развития. Установленные в Меморандуме приоритеты и ограничения могут быть скорректированы с учетом результатов и новых направлений деятельности Банка Развития, изменений законодательства Республики Казахстан, а также изменений экономической обстановки в стране и на мировом рынке.

Таким образом, можно сказать, что рассмотренные выше законодательные акты являются основными в области организации инвестиционной деятельности государства, и устанавливают порядок и процесс финансирования хозяйствующих объектов государством.

 

3 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

3.1 Банк Развития Казахстана  как основной государственный  инструмент инвестирования на  территории Республики Казахстан

 

Так как одним из принципов осуществления  внутренней и внешней политики на территории Республики Казахстан является создание благоприятного инвестиционного климата в стране, политика в государстве направлена на создание конструктивных решений по созданию такового. Одним из таких решений и стал Банк Развития Казахстана. Кроме этого Европейский Экономический Союз и Конгресс США признали Казахстан страной с рыночной экономикой. В сентябре 2002 года одним из ведущих международных рейтинговых агентств «Moody's Investors Service» Казахстану был присвоен кредитный рейтинг Ваа3, относящийся к категории инвестиционных.

Как правило, государственные институты  развития выполняют свою роль на определенном этапе исторического развития страны. После чего цели и задачи могут  меняться, трансформироваться в зависимости  от изменения состояния самой  страны, ее экономики, по этой причине и был создан Банк Развития, невзирая на отрицательный мировой опыт. При создании Банка Развития Казахстана в 2001 году были учтены прошлые ошибки, а также рекомендации Всемирного банка. Одна из проблем государственных институтов — это неэкономическое влияние на политику банка, когда правительство настаивает на кредитовании нерентабельных проектов. В нашей стране уже был аналогичный опыт с «Эксим-банком». Поэтому при создании БРК сразу было определено, что деятельность будет регулироваться отдельным законом «О Банке Развития Казахстана», в котором четко очерчены границы полномочий и возможные случаи вмешательства государственных органов в деятельность банка. И это позволяет успешно противостоять имеющим иногда место попыткам повлиять на инвестиционные решения банка. Помимо закона о банке, функции БРК, наряду с остальными национальными институтами развития, достаточно подробно расписаны в государственных стратегических программах развития Казахстана. Это стимулирование определенных не сырьевых отраслей экономики на основе средне- и долгосрочного кредитования. Поэтому на ближайшее десятилетие наши задачи ясны и понятны.

Если говорить о мировой практике государственных институтов развития, то можно найти достаточно много  положительных примеров. Это в частности, Банк развития Турции, Сингапура и другие аналогичные институты, входящие в Ассоциацию ADFIAP, членами которой мы также являемся. Государственный банк «Мауритиус» признан одним из лучших коммерческих банков Сингапура, который сыграл значительную роль в развитии страны. Подходы Индонезийского Банка «Ракьят» по кредитованию малого бизнеса признаны одними из лучших в мире. Процентная ставка по кредитам в этом банке покрывает расходы банка и на фондирование и накладные расходы. Даже во время азиатского кризиса возвратность по кредитам была высокой (90%) благодаря тесному контакту банка со своими клиентами, наличию у персонала стимулов для поддержания уровня возвратности в рамках децентрализованной ответственности. Не вызывает сомнения успешный опыт Всемирного Банка, АБР, ИБР и ЕБРР. Деятельность Банка Развития Казахстана обусловлена тем, что пока наша банковская система не может обеспечить предоставление долгосрочных кредитов предприятиям в приоритетных секторах экономики в силу значительных рисков и необходимости понижения процентных ставок в банковской системе. Она еще не способна осуществить программу экономического оздоровления структурообразующих промышленных предприятий. По мере того, как частные банки будут способны в полной мере обеспечить эту функцию, Банк Развития будет фокусировать свою деятельность в большей мере на инфраструктурных и стратегически важных для страны проектах.

Информация о работе Инвестиционная деятельность коммерческих банков РК